«Опытным путем. Эксперименты, изменившие мир»
В книге Алексея Капанадзе «Опытным путем. Эксперименты, изменившие мир» («Наука») рассказывается о развитии экспериментальных методов в самых разных областях научного знания, а также как о знаменитых, так и о малоизвестных опытах, которые повлияли на текущие представления о мире и человеке. Оргкомитет премии «Просветитель» включил эту книгу в «длинный список» из 24 книг, среди которых будут выбраны финалисты и лауреаты премии. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с главой «Экспериментальная археология» и узнать, чего ради норвежец Тур Хейрдал в 1947 году решил пересечь Тихий океан на плоту из бальсовых бревен.
Экспериментальная археология
Андреас Альберт Роде (1682–1724), Отто Тишлер (1843–1891), Тур Хейердал (1914–2002)
Эксперименты проводят не только физики, химики или биологи. Как выясняется, некоторые археологические гипотезы тоже можно проверять эмпирически – скажем, выясняя, действительно ли с помощью древних инструментов и технологий человек способен выполнять те или иные действия: например, изготавливать какие-то вещи, транспортировать крупные объекты. Одним из первых таких экспериментаторов стал немецкий священник и археолог-любитель Андреас Роде. В начале XVIII века он сам изготовил кремневый топор, дабы доказать, что каменные орудия, которые находят при раскопках, действительно произведены человеком, а не являются каким-то причудливым произведением природы. (В Средние века некоторые вообще полагали, что каменные топоры и клинья-рубила сами собой появляются в тех местах, где в землю ударила молния.) Его соотечественник, археолог Отто Тишлер, в 1870-е годы доказал, что отверстия в каменных орудиях можно просверлить без помощи металла, используя только деревянное сверло и песок. В 1874 году на съезде археологов в Копенгагене представили деревянную постройку, срубленную исключительно каменными орудиями. Мода на такие реконструкции стала шириться. В 1920-е годы на берегу Боденского озера появились специально воссозданные поселения каменного и бронзового веков. И это далеко не только туристический аттракцион: таким методом реконструкторы показывают технические возможности древнего человека, пытаются зримо представить себе его образ жизни.
Впрочем, эти возможности далеко не исчерпывались строительством жилищ. Тур Хейердал, знаменитый норвежский археолог и путешественник, полагал, что между Южной Америкой и Полинезией существовали контакты задолго до того, как в Новом Свете высадились первые европейцы. На мысль о том, что предки полинезийцев некогда приплыли через Тихий океан из Южной Америки, его натолкнули рисунки испанских конкистадоров, где изображались плоты инков. Кроме того, инкские легенды сообщали о «белых богах», будто бы приплывших некогда из-за большой воды. Кон-Тики – имя мифического солнечного божества, вождя белокожих людей, будто бы когда-то живших в Перу. Существование таких людей подтверждалось и тем, что в XVIII веке первые европейские экспедиции на некоторые острова Тихого океана (например, на о. Пасхи) обнаружили: тамошние жители отличаются необычной для этого региона светлокожестью. Согласно инкским легендам, бога Кон-Тики некогда изгнали из Перу и сбросили в Тихий океан. Более того, Хейердал считал, что это и есть белый бог Тики, сын солнца, легендарный прародитель жителей восточных тихоокеанских островов.
Хейердал предполагал, что уже примерно в V–VI веках жители Перу пересекали Тихий океан, добираясь до полинезийских островов на больших плотах, сделанных из бальсовых бревен. Путешественник решил построить такой же и проделать на нем такое же плавание. (У него уже был некоторый опыт дальних странствий: в конце 1930-х годов он вместе с женой целый год прожил на Фату-Хива, одном из уединенных Маркизских островов. Правда, эксперимент завершился неудачно: на ногах у молодоженов появились кровоточащие язвы, потребовавшие вмешательства цивилизованных врачей, да и местное население относилось к пришельцам без особого восторга.)