Механики СПбГУ на первой космической стройке

Санкт-Петербургский университетНаука

Без единого шурупа

В начале 1990-х годов механики СПбГУ помогли осуществить первый в мире эксперимент по строительству крупногабаритных объектов в условиях открытого космоса.

Автор: Евгения Орлова

Космонавт Юрий Онуфриенко стоит на ферме «Софора» российской станции «Мир» во время миссии ЭО-21, держась за соседнюю ферму «Рапана». 1996 год

Над проектом под названием «Софора» ученые Университета трудились по заданию одного из ведущих предприятий космической промышленности СССР — научно-производственного объединения «Энергия» (ныне Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва).

Исследователям требовалось придумать, как прямо на орбите возводить масштабные конструкции, которые из-за больших размеров невозможно доставить в космическое пространство в собранном виде. По словам одного из участников эксперимента Александра Евгеньевича Волкова, профессора СПбГУ (кафедра теории упругости имени Н. Ф. Морозова), традиционные наземные методы строительства для такой работы не подходили.

«Например, соединять детали с помощью болтов и гаек на Земле проще простого. Но если то же самое будет делать космонавт, его все время будет поворачивать в противоположную от движения гаечного ключа сторону. Это создаст неудобства: человек не сможет надежно закрепиться, ему все время придется прикладывать силу для противодействия вращению, — приводит пример ученый. — Применять заклепки тоже нельзя: их установка даже в наземных условиях требует физических усилий, в космосе это еще более тяжелый труд. Работа с клеем невозможна из-за вакуума, а сварка опасна — космонавт может повредить скафандр, что поставит его жизнь под угрозу».

В ходе проекта «Софора» механики СПбГУ придумали, как решить эту проблему. В результате в июле 1991 года на орбитальной станции «Мир» была успешно собрана особая конструкция из соединенных между собой металлических стержней — ферма. Общий вес постройки составил 90 килограммов, а высота — 14,5 метров, как у пятиэтажных домов.

Особый металл

Успех эксперименту обеспечило использование инновационных для того времени материалов — сплавов с памятью формы. «Это класс металлов, которые способны восстанавливать свою исходную форму при нагреве, — объясняет Александр Волков. — Такие сплавы могут находиться в двух разных состояниях: низкотемпературном и высокотемпературном. И если, например, при низкой температуре материал с памятью формы деформировать (скажем, растянуть или изогнуть), он сохранит новую форму. Но если потом сплав нагреть, то он „вспомнит“ свою изначальную форму и вернется к ней».

Исследователи пришли к выводу, что из материалов с подобными свойствами удастся изготовить надежные и легкие в обращении муфты — детали для соединения труб, из которых должна была состоять ферма. Выбор ученых пал на наиболее изученный сплав никеля с титаном (никелид титана, или нитинол).

Еще в 1990-е годы стало известно, что он обладает многими полезными характеристиками, например повышенной коррозионной стойкостью и прочностью. Его также отличает способность эффективно гасить различные колебания. Это очень важно для конструкций в космосе, так как их целостность может нарушиться, если не уменьшить вибрации, возникающие при запусках двигателей космического аппарата. Еще одно преимущество никелида титана — высокая способность к восстановлению формы. Сплав может выдержать деформацию до 8 % и вернуться в исходное состояние, тогда как материалы без памяти формы в среднем перестают принимать первоначальный вид уже после деформирования на 0,1–0,3 %. К тому же работа с никелидом титана не требует экстремальных температур. Изменять форму деталей из сплава можно при комнатной температуре, а изначальное состояние материал «вспоминает» при нагреве от 90 °C.

Вид на вспомогательную двигательную установку «Софора» и стрелу, прикрепленную к российской космической станции «Мир». Wikimedia Commons

Подготовить к отлету

Для «Софоры» механикам СПбГУ требовалось сделать из никелида титана 400 муфт: 80 штук для космической фермы и столько же для каждого из четырех образцов, которые использовали в предварительных испытаниях на Земле. Подобрав оптимальные параметры для деталей, исследователи приступили к их созданию.

Не активированная теплом соединительная муфта из никелида титана на испытательном образце фермы «Софора». Фото Евгения Орлова

«Работы над муфтами, как и над остальными составляющими фермы и ее дубликатов, велись в Петергофе на территории экспериментально-опытного завода СПбГУ (позже завод был упразднен. — Прим. ред.), — рассказывает Александр Волков. — Вначале были изготовлены, термообработаны и отшлифованы основные части „Софоры“ — трубы из алюминиево-магниевого сплава. Затем мы брали сплошные цилиндры из никелида титана с меньшим диаметром, чем у труб, и электродами вырезали из них середину. В итоге получались полые термомеханические цилиндры — муфты. Их мы растягивали до такой степени, чтобы они свободно надевались на трубы».

Часть образца фермы «Софора», использовавшегося в испытаниях на Земле. Хранится в Петродворцовом научно-учебном комплексе СПбГУ. Фото Евгения Орлова

В таком виде муфты вместе с другими составляющими фермы отправляли на станцию «Мир». Транспортировка была быстрой и простой, поскольку многочисленные элементы будущей конструкции уместились в несколько небольших футляров. Оставалось только собрать их на орбите, как конструктор.

Четыре важных дня

Возведением «Софоры» занимались космонавты Сергей Крикалёв и Анатолий Арцебарский. Полный цикл работ им удалось завершить за четыре выхода в открытый космос. Первый состоялся 15 июля 1991 года. В ходе него космонавты установили на пристыкованный к «Миру» модуль «Квант» монтажную платформу и нагревательные лампы.

Во время второго выхода, 19 июля, была начата сборка первых трех секций фермы. Процесс строился следующим образом. На платформу устанавливали короткую секцию «Софоры», выполненную из металлических труб. На все ее углы надевали расширенные муфты из никелида титана. Сверху в них вставляли следующую секцию. Затем лампами нагревали места соединений, чтобы муфты «вспомнили» свою изначальную форму и уменьшились в диаметре, тем самым плотно соединив и зафиксировав трубы первого и второго уровня. Подобным образом космонавтам в сумме предстояло возвести 20 секций.

Вид космической станции «Мир» перед встречей и стыковкой с шаттлом «Атлантис». 1995 год. Wikimedia Commons

«Во время сборки Сергей Крикалёв и Анатолий Арцебарский, как и положено, постоянно находились на связи с Центром управления полетами на Земле и описывали каждое свое действие, — вспоминает Александр Волков. — Вначале все шло хорошо: детали достали из футляров, развернули. Но когда начали собирать секции, оказалось, что трубы не входят в муфты. Космонавты без паники доложили об этом на Землю. Находящиеся на прямой линии механики быстро подсказали решение проблемы — требовалось немного подождать, чтобы детали остыли после нахождения на теплой станции. Выполнив рекомендации, Сергей Крикалёв и Анатолий Арцебарский смогли продолжить эксперимент, так как трубы уменьшились до необходимого размера».

Дальнейшая сборка фермы проходила в штатном режиме. 23 июля космонавты возвели 11 следующих секций, в частности шарнирное звено — участок, благодаря которому верхнюю половину «Софоры» можно было наклонять, в том числе под прямым углом. Последний выход в космос в рамках эксперимента состоялся 27 июля. В тот день Сергей Крикалёв и Анатолий Арцебарский собрали шесть последних «этажей» и в честь успешного завершения установили на вершине фермы флаг СССР.

Проект с продолжением

Эксперимент «Софора» не только позволил советским космонавтам первыми в мире опробовать методы строительства больших объектов в космосе, но и подтвердил перспективность использования сплавов с памятью формы в качестве замков для соединения деталей космического оборудования.

Возведенную ферму впоследствии использовали для решения многих прикладных задач. В частности, с ее помощью космонавты могли более оперативно перемещаться к разным модулям орбитальной станции. Также на «Софоре» размещали аппаратуру для проведения исследований: например, для измерения собственной внешней атмосферы вокруг «Мира». «В 1992 году на вершине фермы разместили выносную двигательную установку, с помощью которой можно было поворачивать станцию. Благодаря этому время работы „Мира“ удалось продлить почти на 10 лет — до спуска с орбиты и затопления в 2001 году. Это стало, пожалуй, самой важной задачей, для которой послужила „Софора“», — подчеркивает Александр Волков.

Интересно

«Когда я поднялся по „Софоре“ на самый верх, то впервые в космосе почувствовал, что боюсь высоты. Меня совсем не пугало, что до Земли 400 километров. А вот смотреть на станцию [„Мир“] с 15 метров было страшно». Воспоминания летчика-космонавта Анатолия Павловича Арцебарского о работе на ферме «Софора»

Источник: Роскосмос

Кстати

Сплавы с памятью формы сегодня активно используют в медицине. Из них изготавливают внутрисосудистые стенты, реабилитационные перчатки, стержни для фиксации позвоночника при сколиозе, штифты, зажимы, ортопедические имплантаты, оправы для очков, ортодонтические дуги и пластины для исправления воронкообразной деформации грудной клетки.

Факт

Элемент
фермы «Рапана»

Механики Университета также участвовали в таких космических экспериментах с использованием сплавов с памятью формы, как:

«Краб» (1989 год). На грузовом корабле «Прогресс-40», который отстыковывался от орбитальной станции «Мир», впервые в мире раскрыли крупногабаритные кольцевые антенны диаметром 20 метров каждая. Развертывание конструкций происходило благодаря приводам из сплава с памятью формы.

«Рапана» (1992 год). На модуле «Квант» орбитальной станции «Мир» автоматически разворачивали пятиметровую ферму. Раскрытие осуществляли за счет приводов из никелида титана. Впоследствии на ферме размещали биологические, химические и другие образцы для изучения того, как на них воздействует космическая среда.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Особняк с историей Особняк с историей

Книга о доме, в котором родился Владимир Набоков

Санкт-Петербургский университет
Как живет Ребекка Шаррок — человек с «идеальной автобиографической памятью» Как живет Ребекка Шаррок — человек с «идеальной автобиографической памятью»

Ребекка Шаррок — одна из немногих в мире, кто обладает гипертимезией

ТехИнсайдер
Будьте здоровы Будьте здоровы

Нейропротез для эпилептиков, микропластик в голове и нановакцина

Знание – сила
Как погиб хоккеист Валерий Харламов. Что случилось в аварии 43 года назад Как погиб хоккеист Валерий Харламов. Что случилось в аварии 43 года назад

Неожиданные факты об автокатастрофе, в которой погиб легендарный номер 17

РБК
У эволюции нет конкретной цели, но есть результат У эволюции нет конкретной цели, но есть результат

Как происходит видообразование, с чего начинается и через какие этапы проходит

Наука и жизнь
«Родился без кожи на ножках»: мотивирующая история о том, как мать особенного ребенка научилась жить полной жизнью «Родился без кожи на ножках»: мотивирующая история о том, как мать особенного ребенка научилась жить полной жизнью

Последние 10 лет жизнь Виктории Ключниковой была наполнена тяжелыми вызовами

Psychologies
«Сидим с бобром за столом»: в чем смысл песни и почему она так завирусилась «Сидим с бобром за столом»: в чем смысл песни и почему она так завирусилась

Почему трек «Сидим с бобром за столом» стал вирусным: разбор психолога

Psychologies
История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе

Как кино может разнообразно трактовать и исследовать сюжеты о привидениях

Правила жизни
Дмитрий Леонтьев: TANK 500 – 300 лошадей и странная реклама Дмитрий Леонтьев: TANK 500 – 300 лошадей и странная реклама

TANK 500: Бензиновый внедорожник, в котором, если порыться, можно найти гибрид

4x4 Club
Что такое эмоциональное обслуживание и как не быть эмоциональным донором Что такое эмоциональное обслуживание и как не быть эмоциональным донором

Что такое эмоциональное обслуживание, как его выявить в себе и как избавиться

Psychologies
«Поговорите со своим страхом»: 3 совета, как психологически подготовиться к смене работы «Поговорите со своим страхом»: 3 совета, как психологически подготовиться к смене работы

Разбираемся, как безболезненно сменить род или место деятельности

Psychologies
Вероника Полонская. Последняя любовь Маяковского Вероника Полонская. Последняя любовь Маяковского

Об отношениях Вероники Полонской и поэта Владимира Маяковского

Коллекция. Караван историй
Жить в удовольствие: как парфюмер Оливье Кресп создает ароматы из маленьких слабостей Жить в удовольствие: как парфюмер Оливье Кресп создает ароматы из маленьких слабостей

Парфюмер Оливье Кресп — насколько сложно развивать свою парфюмерную марку?

Forbes
Рост цен без сюрпризов Рост цен без сюрпризов

Росстат опубликовал данные по инфляции по итогам 2024 г.: рост цен составил 9,5%

Ведомости
Возвращение Возвращение

Как пятиминутный разговор вырос за год в выставку «Обретенный сад»

Afternoon Seasons of life
Руфь Гринько «Комната утешения». Сказка как терапия Руфь Гринько «Комната утешения». Сказка как терапия

Отрывок из повести-сказки, которая поможет пережить страшные времена

СНОБ
Школа с именем Школа с именем

Зачем футболисты открывают академии своего имени?

Ведомости
Жизнь альфа-самцов бабуинов трудна и коротка Жизнь альфа-самцов бабуинов трудна и коротка

Альфа-самцы бабуинов находятся в постоянном стрессе

ТехИнсайдер
Палеогенетики прочитали ДНК четырех людей эпохи неолита из памятника Лепенски-Вир Палеогенетики прочитали ДНК четырех людей эпохи неолита из памятника Лепенски-Вир

Палеогенетики прочитали ДНК четырех человек на памятнике Лепенски-Вир

N+1
Олег Маловичко: Мы живем в мире Пелевина, Гоголя, Булгакова, Кустурицы Олег Маловичко: Мы живем в мире Пелевина, Гоголя, Булгакова, Кустурицы

Почему у «Трассы» нет хеппи-энда и в чем «Лихие» спорят со «Словом пацана»?

Ведомости
Первым делом — самолеты: как женщины строят карьеру в гражданской авиации Первым делом — самолеты: как женщины строят карьеру в гражданской авиации

С какими стереотипами вынуждены ежедневно бороться женщины-пилоты?

Forbes
Британские ученые превратили жирберги (отбросы из канализации) в парфюм! Британские ученые превратили жирберги (отбросы из канализации) в парфюм!

Ученые превратили отбросы из канализации в косметику и парфюм

ТехИнсайдер
От мегалодона до мамонта: что, если бы животные эпохи плейстоцена дожили до наших дней От мегалодона до мамонта: что, если бы животные эпохи плейстоцена дожили до наших дней

Каким бы был мир, если бы гигантские грызуны и акулы дожили до наших дней?

ТехИнсайдер
Узнайте о 3 типах хобби, которые помогут поддерживать психику здоровой! Совет экспертов Узнайте о 3 типах хобби, которые помогут поддерживать психику здоровой! Совет экспертов

Как подобрать хобби, которые сделают вас счастливее и здоровее

ТехИнсайдер
Как избавиться от врастающих волос на теле Как избавиться от врастающих волос на теле

Почему волосы врастают в кожу и можно ли с этим что-то сделать?

VOICE
Мавританская Испания Мавританская Испания

Мавретания — мусульманское государство, создавшее свою уникальную культуру

Наука и техника
Михаил Левантовский: «Невидимый Саратов». Дебютный роман Михаил Левантовский: «Невидимый Саратов». Дебютный роман

Остроумный дебютный роман поэта Михаила Левантовского о волшебном превращении

СНОБ
Маркетплейс на диване: какие тренды будут двигать вперед российский e-commerce Маркетплейс на диване: какие тренды будут двигать вперед российский e-commerce

Тренды интернет-торговли: регионализация и маркетплейсизация

Forbes
Михаил Мильчик Михаил Мильчик

Михаил Мильчик провел в Ленинграде первую, самую страшную, блокадную зиму

Собака.ru
Онлайн – место рыбное Онлайн – место рыбное

Почему кибермошенники чаще взламывают системы Android, чем iOS?

Ведомости
Открыть в приложении