Самцы белощекой казарки посидели на гнездах в отсутствие самок
Такое поведение казарок орнитологи наблюдали впервые
Орнитологи из Австрии и Нидерландов наблюдали за парами гнездящихся казарок на Шпицбергене и заметили, что некоторые самцы садились на гнезда, когда самки временно покидали их. Ранее такого поведения среди казарок не наблюдалось — и в целом у большинства видов гусеобразных кладку насиживают самки. Ученые предположили, что такое поведение самцов может защищать кладку от хищников, однако вероятность вылупления птенцов в гнездах, где самцы сидели на кладке, и в тех, где они этого не делали, не различалась, говорится в препринте на bioRxiv.org.
Самцы некоторых видов птиц участвуют в инкубации яиц вместе с самками, однако у большинства видов отряда гусеобразных (Anseriformes) — лебедей, гусей и уток — кладку насиживают только самки. Впрочем, есть исключения: самцы нескольких видов лебедей (Cygnini) и древесных или свистящих уток (Dendrocygninae) регулярно сидят на кладке. А вот самцов гусей и казарок до сих пор за этим занятием не заставали.
Изабелла Шайбер (Isabella Scheiber) из Венского университета и ее коллеги из Арктического Центра Гронингенского университета впервые пронаблюдали, как самцы белощекой казарки (Branta leucopsis) сидят на гнездах, пока их самки отсутствуют. Белощекие казарки гнездятся в Арктике на островках или скалах — чтобы защититься от хищников. Эти птицы моногамны, и оба родителя заботятся о потомстве: до вылупления яиц самка насиживает кладку, а самец остается поблизости и, в случае приближения хищника, защищает гнездо и самку. У самки накануне откладки яиц образуется наседное пятно — область без перьев на животе, благодаря которой тепло эффективно передается от тела птицы к яйцам. Перья и пух самки активно выщипывают