С пылу с жару: “Лакричная пицца” Пола Томаса Андерсона — ромком, который стоит посмотреть всем
13 января в российский прокат вышел первый из самых ожидаемых фильмов 2022 года — «Лакричная пицца» Пола Томаса Андерсона. Кинокритик Егор Москвитин объясняет, как автору “Нефти” с “Врожденным пороком” удалось снять светлый и трогательный фильм про любовь, сбивающую с ног.
В 1973 году в калифорнийской долине Сан-Фернандо произошел сейсмический толчок невиданной силы: 15-летний актер и предприниматель Гэри Валентайн (Купер Хоффман, запомните эту фамилию, она нам еще пригодится) во время школьной фотосъемки бесцеремонно подкатил к 25-летней Алане Кейн (Алана Хайм, ее имя нам тоже еще предстоит услышать) — а та, опешив от напора подростка, согласилась на ужин. Следующие два часа (которые пролетят, как один поцелуй, — и фильм тут же захочется пересмотреть) герои будут жить по закону классических американских screwball-комедий: то встречаться, то расходиться; мучаться из-за непреодолимых препятствий на пути к очевидному вроде бы счастью; бросать друг другу вызов и приходить на помощь; дразнить и любить. Красочная эпоха постарается переманить на себя внимание зрителей, но обломает зубы: Алана и Гэри — слишком редкая и в кино, и в жизни пара, чтобы отводить от них взгляд. Поэтому основательный, но при этом написанный легкой рукой портрет эпохи — фирменный знак Андерсона — в этот раз окажется лишь фоном для романа воспитания и истории первой любви.
Но и ради этого портрета вам наверняка захочется вернуться в кино. В 1973 году в Америке был топливный кризис и люди готовились к концу света. Чтобы спастись от жары, калифорнийцы покупали водяные кровати. Звезды прежнего Голливуда не могли найти себя в новом мире и отчаянно чудили: всех этих умирающих животных в фильме самоотверженно изображает Шон Пенн в коротком, но эпическом эпизоде. Никсон был переизбран на второй срок, но трон под ним уже шатался. Вьетнам превратился в данность. По радио крутили Doors и Дэвида Боуи. Стилист и продюсер Барбры Стрейзанд (уморительный эпизод с Брэдли Купером) мог позволить себе безумную эскападу, после которой сегодня любую звезду бы уже отменили. Америка уже осознавала свою неоднородность, но еще не выработала правила хорошего тона — поэтому мама Гэри, маркетолог и авантюристка, вынуждена была придумывать сексиситские