Обзор новых постановок. Рекомендации и оценки

Русский репортерКультура

Театр

Везение Греминой

— Лена, спасибо большое, не забывайте про нас и впредь)))

Смайлики. Цветочки.

Я листаю историю переписки в Фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и пытаюсь вспомнить, слышала ли я такое еще от кого-то очевидно великого в масштабе российского театра и — одновременно — невероятно теплого и простого. Нет. Не слышала, не получала, да и вряд ли уже получу. Это сообщение прислала мне, начинающему критику, драматург, режиссер, основатель и директор Театра.doc Елена Гремина. Такое сообщение могла прислать только Елена Гремина, которая не только основала вместе с Михаилом Угаровым самый независимый театр — Театр.doc, но и стала мамой всей доковской семье.

Удивительное дело: на понятие театра-дома давно перестали молиться, в его возможности стали все чаще сомневаться как раз в нулевые — тогда, когда родился Док. Док, который стал Домом.

Он, Док, конечно, об этом едва ли задумывался — просто рос, звучал все сильнее и увереннее. Не боялся говорить ни про дело Магнитского («Час 18»), ни про болотные посадки («Болотное дело»), ни про бесланских матерей («Новая Антигона»). Все эти спектакли поставила мягкая и теплая, но стальная в своей творческой бескомпромиссности Елена Гремина. Она придумала «Театр.doc на гастролях в Москве» — когда Док, выселенный с Трехпрудного, бесконечно менял дом. Она звала «посмотреть репетиции» полицейских с собакой, дежуривших возле театра до премьеры «Болотного дела».

Она написала после смерти мужа и соратника Михаила Угарова: «Не надо соболезнований. Мне очень и очень повезло, что мы встретились — этого могло и не быть».

Она могла прийти в комментарии на Фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и дать внятный совет на дурацкий вопрос вроде того, какой ноутбук купить, или трогательно извиняться: «Лена, это вы что, сидя на крыше ждете, когда я свое интервью посмотрю?! Ой, как неловко».

Эта способность быть на равных как будто становилась божественным пенделем и ускорителем, потому что и вниманию, и похвале Греминой было жизненно необходимо соответствовать.

Почти никогда ничего не правила. Однажды попросила: «Лена, с вашего позволения, если вам несложно, можно убрать про “маленький и гордый театр”? Но вы, конечно, сами решайте».

Те, кто работают в культурной журналистике, знают, как дорог такой тон, как он вымирающе редок. И цену этой гордости и независимости выдали только два не выдержавших с разницей в 46 дней сердца ровесников — Греминой и Угарова.

Театр.doc не отменил спектаклей. Ни 46 дней назад, когда ушел Угаров, ни сейчас. Доковские дети обещают устоять и удержать театр. А мы можем просто прийти в Театр.doc, купить билет и так помянуть Елену Анатольевну — на «Новой Антигоне», на «150 причинах не защищать Родину», на «Простить измену», на «Война близко», на «Краткой истории русского инакомыслия», на «Безумном путешествии за святыми дарами» — да и вообще на любом спектакле.

Диджей Павел

Авторы — театр post
Санкт-Петербург, Студия перформативных искусств СДВИГ

02.06

Для интеллектуалов, для людей

На десятом спектакле по пьесе минского драматурга Павла Пряжко известные умники-эстеты-минималисты от театра решили уйти в отрыв. Известно, что в основе текста Пряжко — популярные песни советской эстрады 1980-х, для работы над этим текстом был привлечен один из ведущих молодых российских хореографов Максим Петров. Кажется, есть основания предполагать танцы.

Взрослые снаружи

Постановка — Михаил Угаров, режиссеры — Варвара Фаэр и Александр Кудряшов
Москва, Театр.doc

30.05

Для людей

«Подхожу я к преподавательскому столу, ставлю портфель, поправляю костюм. “Здравствуйте, меня зовут Виктория Петровна”. А сама думаю — ну какая же я Виктория Петровна. Я же Вика, Вичка! — непридуманные истории взрослых людей о несовпадении паспортного возраста с внутренним. Последний спектакль, который поставил худрук Театра.doc Михаил Угаров с непрофессиональными актерами, выпускниками доковской «Антишколы».

Я говорю, что люблю тебя

Режиссер — Владислав Наставшев
Москва, Новое пространство Театра Наций

24, 05, 25.05, 26.05, 29.05, 30.05

Для людей, для романтиков

Музыкальный перформанс латыша Владислава Наставшева определяют как «медленные танцы». Режиссер тонких и при этом хитовых спектаклей в «Гоголь-центре» (на «Митину любовь» уже который сезон перед премьерой солд-аут) исполняет узнаваемые советские песни в современной авторской аранжировке, превращая любовную лирику в гражданскую. Возлюбленной может стать родина, и безответная любовь и невозможность расстаться — это сегодня тоже про родину. Наставшев впервые в России создает и исполняет перформанс, а зрители смогут не только услышать его пение под аккомпанемент рояля и гитар, но и потанцевать на сооруженной в Новом пространстве танцплощадке.

Приговоренный к смерти бежал

Режиссер — Дмитрий Волкострелов
Санкт-Петербург, ТЮЗ им. А. А. Брянцева

21.05, 22.05, 25.05

Для людей, для интеллектуалов

За прошлый спектакль в питерском ТЮЗе, «Розенкранц и Гильденстерн», где Дмитрий Волкострелов напоминает про шахматный поединок-легенду с 40 ничьими между Карповым и Каспаровым, российские критики вручили Дмитрию Волкострелову приз журнала Театр. В новой работе на этой же сцене Волкострелов идет от одноименного фильма французского режиссера и сценариста Робера Брессона 1956 года по мемуарам Андре Девиньи, бывшего узника тюрьмы Монлюк во время Второй мировой. Обещают рефлексию о творческом методе Брессона. Но можно предположить, что будет еще и мудрое и немного печальное размышление про эпоху, которое станет ключом к нам сегодняшним. Так, как умеет в нашем театре только Волкострелов.

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Фотографии: ТЮЗ им. Брянцева; Новое пространство Театра Наций; из архива Театр.doc (2); театр post

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Для души можно в теннис играть»: как иммерсивный театр стал успешным бизнесом «Для души можно в теннис играть»: как иммерсивный театр стал успешным бизнесом

Главные действующие лица иммерсивного театра Москвы — о секретах своего успеха

Forbes
Изнанка малого бизнеса: как структурировать процессы с первого дня Изнанка малого бизнеса: как структурировать процессы с первого дня

Истории малого бизнеса, который на ощупь выстраивал управление задачами

Inc.
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
Физлицом к рынку Физлицом к рынку

Розничные инвесторы нарастили вложения вдвое, предпочитая облигации акциям

Ведомости
Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы

Астрономы подтвердили статус Cloud-9 как кандидата в объекты типа RELHIC

N+1
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Ксения Хаирова Ксения Хаирова

О Валентине Талызиной, актрисе поистине уникальной

Караван историй
Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж» Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж»

Как развиваются связи РФ и КНР и чего ждать в будущем

РБК
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать

Кому можно прыгать с парашютом и как это делается

ТехИнсайдер
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Счастье для всех недаром Счастье для всех недаром

Писатель Шамиль Идиатуллин — о роли Аркадия Стругацкого в его жизни

Weekend
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Импортозамещение в ТЭК: сам себе машиностроитель Импортозамещение в ТЭК: сам себе машиностроитель

Дорастет ли доля отечественного оборудования в нефтегазовой отрасли до 80%?

Монокль
«Нет ничего прекраснее антарктических льдов» «Нет ничего прекраснее антарктических льдов»

Почему важна наука гляциология и что она изучает?

Знание – сила
Колледж учит жизни Колледж учит жизни

Куда идут работать после выпуска из учебного заведения выпускники колледжей

Ведомости
Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии

Белый водород — новый уникальный источник энергии?

ТехИнсайдер
ИП или ООО — вот в чем вопрос: какую форму ведения деятельности выбрать МСП ИП или ООО — вот в чем вопрос: какую форму ведения деятельности выбрать МСП

ИП и ООО: чем отличаются и какая форма ведения бизнеса подойдет именно вам?

Inc.
Внедрение ИИ в России: «Мы движемся к точке невозврата» Внедрение ИИ в России: «Мы движемся к точке невозврата»

ИТ-эксперт о необходимых законах об ИИ и угрозах бесконтрольной цифровизации

ФедералПресс
Перспективы белого водорода: «За ним гоняются Гейтс и Безос» Перспективы белого водорода: «За ним гоняются Гейтс и Безос»

Белый водород — в чем его уникальность и насколько обоснованы ожидания от него?

ФедералПресс
Гравитационное микролинзирование помогло выявить систему из звезды, коричневого карлика и экзопланеты Гравитационное микролинзирование помогло выявить систему из звезды, коричневого карлика и экзопланеты

Микролинзирование помогло обнаружить пару из красного и коричневого карликов

N+1
Другая история Другая история

Человеческому терпению нет предела, но это явно не тот случай!

Знание – сила
Рим триумвиров Рим триумвиров

Враги Цезаря, Помпея и Красса простецки звали эту троицу «трехглавым чудовищем»

Знание – сила
Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала

Культурные традиции Пермского края известны далеко за пределами его границ

Знание – сила
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Визит в страну чучхе: зачем ехать и как не нарушить правила Визит в страну чучхе: зачем ехать и как не нарушить правила

КНДР: невероятно замкнутая и одновременно чарующая страна

ФедералПресс
Открыть в приложении