Обзор новых постановок. Рекомендации и оценки

Русский репортерКультура

Театр

Мнение

«Красный октябрь» и новая драма

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

На сцене доят рояль «Красный октябрь», он же несет яйца и превращается в клавиатуру макбука, на котором работает хозяин интернет-магазина. Это сценическое решение предложила Надия Кубайлат, выросшая в Петербурге, закончившая школу в Иордании и Мастерскую Женовача на режиссерском факультете ГИТИСа. Местами стереотипную пьесу Юлии Тупикиной «Ба» о 30-лет ней сотруднице Останкино Оле с довольно привычным для докризисных десятых ипотекой и ее бабушке, приезжающей откуда-то издалека якобы лечить сердце, а на самом деле — лечить по своему разумению Олину жизнь, молодая режиссер почти одним приемом превратила в изящное размышление о том, что Москва и Россия — по-прежнему две разные страны. Москвичи тут с завитыми буклями и в салонных платьях играют на клавикордах, а ба, бронированная плат ками-тулупами-телогрейками, растягивает слова на манер всех возможных диалектов. Зрители Псковского театрального фестиваля большинством голосуют за этот эскиз — значит, режиссер сможет поставить в Пскове уже полноценный спектакль. Голосование и обсуждение — обязательный пункт плана самой, кажется, интересной и многообещающей части фестиваля — лаборатории главного российского театрального Колумба, критика Олега Лоевского. Лоевский регулярно с помощью лабораторий, где за пятьсемь дней режиссеры делают эскизы (иногда, как в Пскове, они смотрятся почти готовыми спектаклями), поставляет театрам новых режиссеров и пьесы новых драматургов, а драматургам и режиссерам — возможность работы. Зрители и приехавшие критики обсуждали каждый эскиз, но порой казалось, что говорят они, примерно как в эскизе «Ба», на разных языках. Можно, конечно, снова вспомнить о противостоянии фестивального и зрительского, но невозможно не радоваться тому, что до полуночи в не самом театральном городе обсуждали эскизы, просмотр которых начинался с 11 утра. А потом, глядишь, какой-нибудь бывший эскиз войдет в афишу «Золотой маски» или ее программы для театров из регионов «Маска плюс» — как вся подборка этого номера.

Ба

Режиссер — Надия Кубайлат
Псков. Псковский театральный фестиваль

Для людей

Банда аутсайдеров

Режиссер — Галина Зальцман
Драматический театр (Шарыпово) на Новой сцене Театра Олега Табакова (Москва)
27 февраля

Для интеллектуалов

Спектакль, выросший из лаборатории «Кинофикация театра». В основе рассказа о бесконечных возможностях театра — сценарий годаровской «Банды аутсайдеров», манифеста французской новой волны. Кстати, режиссер спектакля Галина Зальцман разбиралась не только с Годаром, но и с другими режиссерами, вдохновленными его творчеством.

Колымские рассказы

Режиссер — Алексей Забегин
Ельцин Центр, Театральная платформа (Екатеринбург) на сцене Театрального центра им. Мейерхольда (Москва)
3 марта

Для людей | Для интеллектуалов

Над сценической версией спектакля по рассказам Шаламова режиссер Алексей Забегин работал вместе с драматургом Ярославой Пулинович, одной из самых знаменитых учениц Николая Коляды. В минималистичном спектакле режиссер стремился создать среду, где текст звучал бы чисто и без помощи специальных приемов. А в процессе работы команда изучала книгу «Кадровый состав органов государственной безопасности СССР. 1935–1939» исследователя Андрея Жукова.

Индивиды и атомарные предложения

Режиссер — Всеволод Лисовский
Творческая лаборатория «Угол» (Казань) на сцене Театрального центра им. Мейерхольда (Москва)
28 февраля

Для любителей острых ощущений

Режиссера Всеволода Лисовского обычно называют не режиссером, а комиссаром — независимого Театра. doc и этой постановки. Экспериментатор, чья «Акын-опера» с мигрантами когда-то получила спецпремию музыкального жюри «Золотой маски», в программе «Маска плюс» представляет спектакль — математическую формулу, поставленную на одной из независимых и громко заявивших о себе площадок в Казани. Кстати, драматург спектакля Андрей Киселев — математик.

Злачные пажити

Режиссер — Юлия Ауг
Театр «Старый дом» (Новосибирск) на сцене Театрального центра им. Мейерхольда (Москва)
2 марта

Для романтиков | Для людей

В основе этого спектакля — копродукции новосибирского театра и петербургского летнего фестиваля искусств «Точка доступа» — рассказы Анны Старобинец, писателя-фантаста, когда-то работавшего в «Русском репортере». В будущем на расстоянии вытянутой руки цифруют воспоминания, церковь силами ученых хочет создать ангела, а человеческая близость почему-то все равно не исчезает — несмотря на старания новых технологий.

Фотографии: пресс-служба ТКД; Татьяна Ширяева, Руслан Яковлев, Артур Селезнев, Виктор Дмитриев и Мария Нестратова/«Золотая маска»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ия Майбук: «Мы не настолько обеспечены, чтобы быть меценатами» Ия Майбук: «Мы не настолько обеспечены, чтобы быть меценатами»

Интернет-магазин прочитанных книг — это и благотворительная история, и бизнес

Русский репортер
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
Пережившие века Пережившие века

Обережные символы и представления о прекрасном, вшитые в традиционные ремесла

Вокруг света
Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине

О чем не стоит рассказывать даже маме?

VOICE
Письмо приглашенного главного редактора Письмо приглашенного главного редактора

Как подружиться с деньгами и попасть в правильный финансовый поток?

Psychologies
Камни не для всех Камни не для всех

Алмазы подорожают более чем на 50% к 2027 году: надо ли в них инвестировать

Ведомости
Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете

Штормы и смертельные течения — воды каких морей особенно коварны

ТехИнсайдер
Правила порядка Правила порядка

Как научить детей поддерживать порядок в своей комнате, не тратя на это часы

Новый очаг
Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку

Как организовать экскурсии по кинопарку, не мешая при этом съемочному процессу

Inc.
Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много

Почему авиакомпании используют самолеты, которые можно называть пожилыми?

Maxim
Переходи на зеленый Переходи на зеленый

Мода на экосексуальность и привычки, полезные для тебя и для природы

Лиза
VOX VOX

VOX — культовое место тихой роскоши, где встречаются знаменитости

Собака.ru
Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам

Почему экономия часто кажется наказанием и как можно изменить это восприятие

Правила жизни
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
Мягкая сила русского стиля Мягкая сила русского стиля

Масштабная площадка, рассказывающая о русской идентичности и новом образе жизни

Монокль
Цифровое око правосудия. Как роботы помогают искать преступников в России Цифровое око правосудия. Как роботы помогают искать преступников в России

Смогут ли роботы заменить следователей и нужно ли это?

Inc.
Как уйти от экономических парадоксов Как уйти от экономических парадоксов

Ресурс прежней экономической модели исчерпан — на повестке новые вызовы

Ведомости
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Физическая сим-карта или eSIM: что лучше? Физическая сим-карта или eSIM: что лучше?

Разбираемся в плюсах и минусах пластиковых сим-карт и eSIM

CHIP
В квадроберы и обратно В квадроберы и обратно

Почему дети любят пробовать себя в разных ролях и как на это реагировать

Новый очаг
Вода, еда, ночлег: что могут требовать туристы, попавшие в авиационный коллапс Вода, еда, ночлег: что могут требовать туристы, попавшие в авиационный коллапс

Как вести себя туристам во время авиационных коллапсов

Forbes
Тело как история Тело как история

Героини нашего спецпроекта — об опыте травмы, исцеления и принятия

Новый очаг
Длительное ожирение вызвало экспрессию биомаркеров старения в молодом возрасте Длительное ожирение вызвало экспрессию биомаркеров старения в молодом возрасте

Как ожирение снижает ожидаемую продолжительность жизни

N+1
Сервис с самой низкой комиссией — это ловушка: 4 частые ошибки при выборе платежного агента Сервис с самой низкой комиссией — это ловушка: 4 частые ошибки при выборе платежного агента

Какие ошибки чаще всего допускает бизнес при выборе платежного агента

Inc.
Дача под боком Дача под боком

Идеи оформления балкона, которые перенесут тебя за город

Лиза
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
«История гаданий и предсказаний. От ворожей и подблюдных песен до астрологии и карт Таро» «История гаданий и предсказаний. От ворожей и подблюдных песен до астрологии и карт Таро»

О магии, которая должна была изменить судьбу человека, — ворожбе

N+1
«Здесь нет никакой архитектуры»: как Корбюзье и Мельников потрясли Париж «Здесь нет никакой архитектуры»: как Корбюзье и Мельников потрясли Париж

Стиль, который не спорил с прошлым, но создавал будущее: ар-деко

Монокль
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Открыть в приложении