Карта сообществ
В разных регионах России люди создают благотворительные фонды, приюты для бездомных, тестируют доступную среду в своем городе, реализуют некоммерческие образовательные проекты для детей. «Русский репортер» вместе с Агентством социальной информации следит за жизнью прогрессивных сообществ и делится новостями некоммерческих организаций. В этом номере мы рассказываем об инициативах, направленных на поддержание волонтерской деятельности в России
«Вторсырье на благотворительность»
В Самаре волонтеры восстанавливают и продают ненужную мебель, а деньги отправляют в фонды и благотворительные организации. Они назвали свой проект «Второе дыхание» — это продолжение волонтерской кампании «Вторсырье на благотворительность». Волонтеры собирают средства, а еще перерабатывают ненужные вещи, тем самым заботясь об экологии и местных перегруженных мусорных полигонах. В этом году к «Вторсырью на благотворительность» присоединились добровольцы экопроекта #растигород. Вместе они разработали проект «Экотакси» для вывоза мусора и отходов из города на переработку.
Уральские «серебряные» волонтеры помогают людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Пожилые люди, участники различных программ Комплексного центра социального обслуживания населения Чкаловского района Екатеринбурга, проводят мероприятия для бездомных, где помогают им не только материально: через общение на равных они стараются вернуть людей в общество. «Серебряные» волонтеры готовят выпечку, организуют развлечения и сбор одежды. Сотрудники центра оказывают психологическую и юридическую помощь. В Свердловской области отлажена система предоставления социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и лицам без определенного места жительства или освободившимся из мест лишения свободы. Например, переночевать можно в одном из 23 отделений временного пребывания, которые рассчитаны более чем на 500 мест.
БФ «Берегиня»
«Мы очень заинтересованы в том, чтобы наши волонтеры учились новому и развивались. Если у человека есть интерес, но он не умеет чего-то делать, — мы научим». Координатор реабилитационных программ фонда «Берегиня» Светлана Поспелова
Пермский фонд «Берегиня» набирает волонтеров для семейных реабилитационных выходных. Первая «Переменка для семьи» пройдет с дошкольниками, вторая — с детьми от семи лет. Волонтером может стать любой желающий старше 18 лет. Специалисты «Берегини» проводят интенсивный курс обучения перед каждой реабилитационной сменой. Волонтеры сопровождают детей во время программы, вовлекают в мастер-классы и другие мероприятия. Они помогают создать безопасную и веселую атмосферу на каждом этапе программы.
БФ «Синдром любви»
700 Столько километров преодолеет Андрей Груничев — атлет и организатор забегов серии Dream Trail. За 10 дней он в одиночку пробежит ультрамарафон, чтобы собрать средства на программы психологической помощи для детей с синдромом Дауна. Сбор средств открыт c 5 марта и продлится до окончания забега — 7 апреля. Все собранные средства пойдут в благотворительный фонд «Синдром любви».
«Хорошее дело»
В Еврейском музее и центре толерантности в январе этого года заработал проект по обучению волонтеров «Хорошее дело». Центр собрал волонтеров и руководителей некоммерческих организаций, которые вместе придумывают новые решения для помощи НКО и изучают их реальные потребности. «РР» поговорил с руководителем образовательного подразделения Еврейского музея и центра толерантности Анной Макарчук о том, как наладить связь между волонтерами и некоммерческими организациями, что нужно делать, чтобы эти взаимоотношения не прерывались, и к чему могут привести погрешности в системе обучения волонтеров.
Анна Макарчук: «Самое главное, чтобы у волонтеров не отбили желание помогать»
Как появилась идея «Хорошего дела»?
Это реинкарнация нашего предыдущего проекта «Пять шагов толерантности», который мы около пяти лет вели в Москве. Тогда мы тоже готовили команды волонтерских образовательных организаций и столкнулись с серьезной проблемой: в реальности самые лучшие фантазии ребят разбиваются о невозможность их реализовать. После обучения волонтеры возвращаются в свои школы или колледжи, где есть свое представление о том, как нужно задействовать новоприбывших. И люди, полные энтузиазма, вскоре понимают, что осуществить ими задуманное почти невозможно! Стремление к социальной активности сменяется разочарованием.
В чем отличие от предыдущей программы?
В этом проекте учтены предыдущие ошибки. У многих после негативного волонтерского опыта исчезает всяческое желание продолжать идти по этому пути. Поэтому мы теперь не берем темы, подвешенные в воздухе. На этапе зарождения идеи мы тут же подключаем к работе профильную некоммерческую организацию, которая в будущем станет площадкой для осуществления проекта. Вместе с представителями НКО волонтеры лучше понимают, в какой помощи есть реальная потребность.
В чем выражается непонимание между волонтерами и организациями?
Оказывается, мы не всегда знаем, в чем именно нуждается та или иная организация. Нам кажется, что ответ лежит на поверхности, но в процессе диалога выясняется, что людям нужна помощь в совершенно неожиданных вопросах. Например, есть организация, которая занимается ресоциализацией бездомных. Команда колледжа или вуза вызвалась помочь и направить своих волонтеров. О чем они думали в первую очередь? О базовых вещах: как накормить, одеть, обуть и так далее. Затем выяснилось, что, хотя это тоже важно, но на данном этапе не критично. А актуальный запрос организации, с которым требовалось тогда разбираться, состоял в оформлении страницы в соцсетях и сайта — потому что некому было этим заняться! Кто мог такое предположить? Эти вещи выясняются только при разговоре.
Без диалога добрые намерения часто могут обернуться провалом.
Кто участвует в «Хорошем деле»?
Наши волонтеры (хотя, строго говоря, они не «наши», мы против волонтерского рабства) — самые обычные люди, чаще всего школьники и студенты колледжей или вузов. Так как изначально для нас на первом месте стояла задача уменьшить вред демотивирующего влияния неумелой организации волонтерских проектов, в качестве основной аудитории мы выбрали для себя команды некоммерческих организаций; некоторые уже раньше попадали в поле зрения. Параллельно мы обучаем руководителей волонтерских организаций правильному выстраиванию работы с волонтерами. Руководители проходят программы повышения квалификации параллельно с ребятами, то есть у них есть и общие занятия, и отдельный образовательный трек, в котором они получают более системные знания. Преподают наши сотрудники Центра толерантности.
Каким должным быть главный результат работы проекта?
В мае команды вместе со своими НКО кураторами будут представлять свои проекты, которые они готовили эти полгода, и рассказывать о начале их реализации. У каждой команды свой проект. И мы понимаем, что для каждой команды их проект — важнейший, единственный, выстраданный. Поэтому в данном случае речи о конкурсе вести не хочется. Это большая этическая дилемма. Мы постараемся сделать так, чтобы для каждой команды эта история стала мотивирующей, и идеи, разработанные ребятами, были реализованы по максимуму. Я хочу, чтобы наши ребята остались волонтерами. Это будет самый лучший подарок. Мы хотим, чтобы они убедились в том, что могут быть полезными, и что изменить мир в лучшую сторону возможно.
Станет ли «Хорошее дело» проектом на постоянной основе?
Мы будем делать выводы, после того как пройдет наша майская презентация. «Хорошее дело» мы проводим в первый раз. Возможно, потребуются какие-то корректировки; может быть, они будут незначительными, а может, и глобальными. Но мы совершенно точно продолжим работать в этом направлении, потому что пропасть между волонтерами и организациями — это серьезная социальная проблема, на которую мы не можем не реагировать. По мере наших сил будем добиваться позитивных изменений. Как? Время покажет. Пока что мне нравится, как развивается наш проект.
Фотографии: asi.org.ru; предоставлено Еврейским музеем и центром толерантности
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl