Откуда на концертах «ДДТ» взялся фолк

Русский репортерРепортаж

Энергетически правильные штуки

Откуда на концертах «ДДТ» взялся фолк

Текст: Анна Рыжкова

Алена Романова, бэк-вокалистка «ДДТ» и солистка фолк-рок проекта «ALЁNA». Фото Rust2D

Алена Романова, солистка проекта «AЛЁNA» и бэк-вокалистка «ДДТ», выпустила альбом «Час». 12 народных песен сочетаются с перегруженными гитарами и жесткими барабанами. Алена рассказала «РР», как из полуразрушенных ДК и вымирающих деревень фольклор попадает во «ВКонтакте» и почему рок-аранжировки только помогают народной песне

Фольклористы и «сектанты»

Как получилось, что в 90-е вы решили учиться фольклору — не самому популярному направлению в музыке?

Я хотела стать пианисткой и готовилась к поступлению в Тульское музучилище. Меня там все знали, я сдала почти все экзамены, а на последний, по русскому языку, просто не дошла. Я шла по коридору и случайно услышала такое странное, необычное пение в одном из залов, где репетировали студенты. Я зашла, закрыла за собой дверь, села на последние ряды… и застыла! В общепринятом представлении народное пение — это Надежда Бабкина, при всем моем уважении. Но в том зале я не услышала ничего подобного, это было совершенно другое. В результате я не поступила на фортепианное отделение, ушла из общеобразовательной школы и год просто ходила на курсы, чтобы поступить на отделение народного хора. Поступила, стала артисткой Тульской филармонии, стала заниматься фольклором, копать материал, ездить в экспедиции, расшифровывать, преподавать.

То есть в вашей истории все решил один день?

Одно мгновение.

А на что был похож тот фолк, что вы услышали в зале?

Это были какие-то тонкие-тонкие нити, которые пронизывают тебя от пят до макушки — знаете это чувство, когда у тебя комок в горле не от того, что случилось что-то печальное, а от восхищения. Может, это какая-то генетическая память — сработало в одну секунду.

Как вы работаете с материалом? Помните свою первую экспедицию?

Это было в Тульской области, мы поехали небольшой компанией студентов тульского музыкального училища. Жили в местном ДК, спали на каких-то непонятных матрасах, на нас сверху падали насекомые. Мы были просто в ужасе, но когда на следующий день пошли к бабулям, когда они начали говорить о своей жизни и петь, появилось ощущение, как будто вокруг тебя время останавливается. Ты вдруг понимаешь, ради чего ты здесь, и ты уже можешь спать на этих матрасах в полуразрушенном ДК — просто для того, чтобы дотронуться до этой культуры.

Вы приходите в дом и просите что-нибудь спеть?

Нет, просто так ходить по деревне и спрашивать: «А у вас кто-то поет?» — это очень глупое дело, неблагодарное. Как правило, через ДК узнаешь, есть ли в селе поющие бабушки. Знакомишься с ними, приходишь в дом, разговариваешь о жизни, а потом спрашиваешь: «Может быть, мама вам что-нибудь пела? А бабушка?». И это удивительно: они могут не помнить, как зовут их детей и внуков, но песни, которые им тогда пели, они помнят от начала и до конца. И вот так потихонечку начинают петь — начать могут с какой-то современной «Виновата ли я», но потом медленно переходят на что-то по-настоящему старинное, другие подхватывают…

Чем пение на юге отличается от пения на севере?

В корне отличается. Проедешь даже 100 километров — уже по-другому поют. Другие интонации, другой характер текстов. Например, в Вологодской области очень много хороводных песен, это размеренная музыка, с огромным количеством куплетов, с октавным подголоском наверху — вдруг через октаву слышится тонкий голос! Север — это что-то текучее, очень сладкое в самом хорошем смысле, пахнущее яблоками. А брянщина, например, — это что-то такое острое, голоса все расположены близко друг к другу, плотно. Для белгородской традиции характерна полифония — на юге России многоголосие очень необычное, с неочевидными ходами.

Вам удавалось когда-нибудь увидеть связь между особенностями фольклора конкретного региона и местным укладом жизни?

Да, например, похороны на севере проходят очень размеренно, плачи выпеваются тоже тонким голосом. На юге совсем иначе, там нет этой северной сдержанности, как и в музыке.

Бабушки до сих пор собираются и поют сами, не по просьбе фольклористов?

К сожалению, это происходит редко. Я давно не была в экспедициях, потому что мало, очень мало осталось поющих — материл собирается по крупицам. В Туле были известны Пронины — семь сестер. И ни одной уже, к сожалению, нет в живых. Но, слава богу, есть огромные архивы и молодежь продолжает записывать то, что осталось.

Архивы доступны?

Да, они в открытом доступе. И вообще нужно делиться материалом — это мое обращение ко всем специалистам, которые занимаются сбором народной музыки. Раньше я часто сталкивалась с ревностным отношением фольклористов к своим находкам. Иногда так и говорят: «Мы были в экспедиции, собирали эти песни, тратили время, и с какой стати должны все это кому-то давать?”. Я называю таких специалистов сектантами. Сейчас в сообществе, к счастью, это моветон — зажимать материал. В конце концов, это народное достояние, а не твоя собственность! Уже даже во «ВКонтакте» можно найти очень редкие записи — низкий поклон людям, которые это выкладывают в сеть. Я, кстати, отдала практически весь свой архив нескольким студенткам.

«Я не только адаптирую песню для сцены, я пытаюсь примерить ее на себя и на современных людей. Фото Rust2D

Оригинал и отсебятина

Вы в аранжировках используете довольно тяжелую гитару, ударные. Это не искажает характер фолка?

Нет, на мой взгляд. Я не только адаптирую песню для сцены, я пытаюсь примерить ее на себя и на современных людей. Есть, например, песня с таким текстом: «Я лежу в больнице на кровати, а солнышко светит мне в окно. Мне скучно, досадно, уехал мой милый далеко. Пошейте мне белое платье и сделайте гроб голубой, мой милый, мой милый вернется, и пусть он поплачет надо мной». Для меня эта песня была шоком, это же трагедия! Какая еще должна быть аранжировка? Если кто-то услышит этот текст акапелльно, может, еще и посмеется, удивится: «Что за пошлость такая?». Но, к сожалению, очень многим это чувство знакомо — когда ты готов умереть из-за несчастной любви.

Есть ли границы, за которые вы не можете выйти, чтобы сохранить подлинность?
Конечно! Ни в коем случае нельзя менять лад, менять текст. Можно варьировать мелодию песни, но у тебя обязательно должно прозвучать несколько куплетов в оригинале. Сокращать текст можно, менять местами куплеты — тоже, но так, чтобы не терялась смысловая цепочка. Эти правила очень строги: начнешь нарушать — получишь не фолк, а отсебятину. Народ-то не дурак! Он чувствует, где правда, а где выпендреж.

Почему тогда так популярен псевдофольклор? Песни в народном стиле, которые исполняются в ярких костюмах?

Если честно, для меня это отвратительно. Но осуждать эти коллективы нельзя — многие просто не догадываются, что исполняют не народную музыку. Когда я преподавала в институте, постоянно с этим боролась: приходят на вступительные экзамены девчонки 18–20 лет, выходят в кокошниках и поют «Я люблю тебя, Россия!». Я с уважением отношусь к этим советским песням, которые «под народные», но не нужно забывать, что, начиная с 50-х, с фольклором были большие проблемы — его так зажали, так затюкали! К сожалению, многие из тех, кто поступает в музыкальные вузы, другого даже не слышали: преподаватели показывали им песни, которые к фольклору вообще никакого отношения не имеют. До сих пор на любом конкурсе народной песни можно увидеть массу таких коллективов, но, к счастью, их все меньше и меньше — это правда. Все благодаря доступу к подлинным материалам, самым разным.

А легко определить, в какое время появилась песня?

По мелодике можно определить, но по тексту понятнее всего. Если песня романсного типа, есть припев, куплет — это конец XIX или начало XX века. Как правило, самые старинные и самые странные, далекие для нас — это колыбельные севера. Вот пример: «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, нет ли местечка в раю для тебя? Из осиновых досок сколочу тебе гробок, и как похороним мы тебя, положим в этот вот гробок, мы тебя закопаем в самом лучшем местечке и ты будешь счастливым». Я когда в первый раз это услышала, не поверила, что колыбельная может быть такой! Но есть объяснение. Родился ребенок, любая мать готова отдать жизнь за то, чтобы смерть к нему не пришла, поэтому мама проговаривала вслух то, что могло случиться. Дескать, уходи, ты ошиблась, мы уже сделали ребенку гробок, он уже умер.

«Когда я выхожу на сцену, у меня возникает чувство гордости, я думаю: “Ребят, вы вообще никогда такого не слышали, и это народная песня, представляете?”». Фото Rust2D

Есть приемы, которые очень сильно отличаются от того, что привычно нашему слуху?

Кажется, никого уже ничем не удивишь, но в народной песне иногда встречаются такие лады, что любой даже профессиональный музыкант, который не имеет отношения к фольклору, послушает и скажет: «Что-о? Как так-то?!» Поют-поют, а потом раз — появляется неожиданно странное созвучие или двухорие: с середины песни второй голос начинает повторять текст с самого начала, фоном. И думаешь: «Как? Зачем?»

А с точки зрения ритуалов?

Тоже! Есть, например, такой текст: «А я к садику под грушу, там лежит тело, оно побелело — никто к телочку не подходит, никто его не закопает». И вот подошла старая бабушка, взяла тело на руки, понесла тело до церквушки, дверцы «отворилися», звонницы «зазвонилися». О чем это? Конечно же, это аллегория — эта песня пелась, когда заканчивалась весна, начиналось лето, был переход из одной поры в другую. Бабушка взяла тело на руки, понесла до церквушки, чтобы отпеть, чтобы душа освободилась. Странно, но очень красиво — символ на символе.

Алена и «ДДТ»

Как в вашей жизни появилась группа «ДДТ»?

Совершенно спонтанно. Я принимала участие в проекте Zventa Sventana c Тиной Кузнецовой, и мы приехали в Санкт-Петербург в 2010 года, чтобы выступить на телеканале «100». Юрий Шевчук случайно услышал, мы его чем-то зацепили, и он нас разыскал. Позвонил администратор и предложил нам с Тиной приехать попить чай с группой, поболтать и поговорить о сотрудничестве. Тина на тот момент готовилась стать мамой и отказалась, сказала: «Алена, пробуй сама, одна». Через месяц я уже приехала в Санкт-Петербург с большим чемоданом на репетицию с группой «ДДТ» и еще через три недели поехала с ними на гастроли. И по сей день с ними.

Когда вы стали исполнять народные песни на концертах «ДДТ»?

Почти сразу! Мы вместе с группой стали работать над народным материалом. Константин Шумайлов пишет аранжировки — мы с ним в проекте «ALЁNA» на равных! Поэтому я очень благодарна музыкантам «ДДТ» и Юрию Юлиановичу. Для меня он настоящий музыкант, который никогда не стоит на месте. Бунтарь, перфекционист — ему все не нравится, он всегда думает, всегда пишет, у него в голове музыка, и он заряжает нас. Мы становимся такими же «больными» в хорошем смысле и работаем.

Что лично вам дало знакомство с народной культурой? И что это дает тем, кто приходит послушать «ДДТ»?

Когда я выхожу на сцену, у меня возникает чувство гордости, я думаю: «Ребят, я вот вышла и вам сейчас спою. Вы вообще никогда такого не слышали, и это народная песня, представляете?». Мне нравится думать, что я сделаю для кого-то небольшое открытие. Народная песня — как пластилин: из нее можно лепить что-то очень непривычное для всех. При этом она дает много энергетически правильных штук. Особенно это чувствуется в экспедициях. Ты видишь, как жили люди, и просто начинаешь ржать над своими проблемами! Ты становишься… нет, ты пытаешься стать чище, сильнее.

А вы сталкивались когда-нибудь с тем, что выходите на сцену, исполняете эти песни, а слушатель встречает их с отторжением: «Фу, фолк какой-то…»? Как с этим справляетесь?

Бывает такое! На концертах «ДДТ» иногда слышу: «Алена вышла, хорошо, что мы пиво пошли попить». Раньше я бунтовала, но сейчас старюсь не реагировать и не обижаюсь: не научишь же всех любить то, что любишь сам. Пусть кто-то в следующий раз решит остаться и не пойдет пиво пить — это тоже будет прорыв!

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 вопросов Александру Сосланду, психотерапевту. О панике и карантине 7 вопросов Александру Сосланду, психотерапевту. О панике и карантине

О том, насколько опасны панические явления

Русский репортер
Дорогой льдов: что такое Северный морской путь и зачем Россия его развивает Дорогой льдов: что такое Северный морской путь и зачем Россия его развивает

Какую роль Севморпуть играет в экономике России и какие перспективы его ждут

ФедералПресс
Никита Ефремов: «Мне кажется, важно всегда быть открытым» Никита Ефремов: «Мне кажется, важно всегда быть открытым»

Никита Ефремов о том, что общего между актерским ремеслом и дзен-буддизмом

Ведомости
RF-лифтинг, эндосфера и душ Шарко: как быстро привести тело в порядок RF-лифтинг, эндосфера и душ Шарко: как быстро привести тело в порядок

Процедуры, которые помогут скорректировать фигуру в короткие сроки

Здоровье
10 вещей, которые нельзя стирать вместе, если ты не хочешь, чтобы они износились раньше времени 10 вещей, которые нельзя стирать вместе, если ты не хочешь, чтобы они износились раньше времени

Какие вещи никогда не следует совмещать в стиральной машине?

VOICE
Петербург будущего Петербург будущего

Экскурсия по Северной столице от Льва Лурье и новое поколение гидов-урбанистов

Собака.ru
Range Rover Classic от Vinile – рестомод, сделанный «по фану» Range Rover Classic от Vinile – рестомод, сделанный «по фану»

Vinile «переосмысляет» подход к восстановлению классических внедорожников

4x4 Club
Что такое дунхуа: все о китайском аниме Что такое дунхуа: все о китайском аниме

С чего пошло зарождение китайской анимации?

Maxim
Семь бед — одно вранье Семь бед — одно вранье

Почему барон Мюнхгаузен нужен во все эпохи

Weekend
«Перезапуск будущего. Как „починить“ нематериальную экономику» «Перезапуск будущего. Как „починить“ нематериальную экономику»

Связь между нематериальной экономикой и усугублением проблемы неравенства

N+1
Борьба со старением: новые подходы и тренды Борьба со старением: новые подходы и тренды

Что сегодня предлагает от старения превентивная медицина?

РБК
Что такое «зима искусственного интеллекта» и когда ее ждать Что такое «зима искусственного интеллекта» и когда ее ждать

Что происходит во время «зимы искусственного интеллекта»?

ТехИнсайдер
Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги

Специалист в области разработки ПО — о том, для чего нам нужен и не нужен ИИ

Монокль
Джозефу Пулицеру — 177 лет: кем был создатель главной журналистской премии Джозефу Пулицеру — 177 лет: кем был создатель главной журналистской премии

История создателя «Оскара» в журналистике — журналиста Джозефа Пулицера

Правила жизни
Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем» Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем»

Актриса Ирина Мирошниченко рассказывает о своей молодости и начале карьеры

Коллекция. Караван историй
Есть, чтобы жить Есть, чтобы жить

Люди в три раза меньше болели бы раком, если бы только правильно питались

Лиза
Топ-5 самых странных игровых консолей в истории — от 1970-х до 2020-х Топ-5 самых странных игровых консолей в истории — от 1970-х до 2020-х

Самые необычные игровые консоли

CHIP
От проверки юрлица до отзывов: 13 шагов для выбора программы допобразования От проверки юрлица до отзывов: 13 шагов для выбора программы допобразования

О том, как избежать образовательных продуктов, которые не несут ценности

Forbes
Блеск и несчастья «Великого Гэтсби» Блеск и несчастья «Великого Гэтсби»

Краткая история главного американского произведения 1920‑х

Weekend
Елизавета Юрьева: «Гордость зачастую – это способ защиты» Елизавета Юрьева: «Гордость зачастую – это способ защиты»

Елизавета Юрьева рассказывает, как она стала цыганкой

Ведомости
Кто победил бы в битве звезд боевиков 80-х про единоборства Кто победил бы в битве звезд боевиков 80-х про единоборства

Кто самый сильный — Брюс Ли или Джеки Чан? Стивен Сигал или Чак Норрис?

Maxim
Революция со счастливым концом Революция со счастливым концом

Рубеж XIX и XX веков отмечен бурными событиями в целом ряде наук

Знание – сила
Ход слоном Ход слоном

Почему та или иная страна становится передовой, а потом вдруг отстающей?

ТехИнсайдер
Бессвязные дороги Бессвязные дороги

Как обеспечить автодороги сотовой связью без переплат

Ведомости
Прививка от аллергии АСИТ — как она работает? Прививка от аллергии АСИТ — как она работает?

Вместо того чтобы смягчать симптомы аллергии, можно устранить причину

СНОБ
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная» «Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»

О работе самого большого промышленного холдинга страны, госкорпорации «Ростех»

Эксперт
Система Юпитера: Ганимед и Каллисто Система Юпитера: Ганимед и Каллисто

Что делает Ганимед и Каллисто очень интересными космическими телами?

Наука и техника
Энтомофагия Энтомофагия

Насколько употребление в пищу насекомых безопасно для жителей России?

Здоровье
Люся Чеботина: «Люблю вызовы и эксперименты» Люся Чеботина: «Люблю вызовы и эксперименты»

Люся Чеботина о весне, вдохновении и любви

Лиза
Мама, ты меня не понимаешь! Мама, ты меня не понимаешь!

Как направить дочь по верному пути и при этом сохранить с ней контакт?

Лиза
Открыть в приложении