Давида Смелянского можно назвать первым отечественным театральным продюсером

Русский репортерРепортаж

Давид Смелянский: «Мюзикл предполагает зрелищность»

Олеся Остапчук

Давида Смелянского можно назвать первым отечественным театральным продюсером. Еще в СССР он инициировал спектакли и фестивали и выступал организатором зарубежных гастролей — среди его заслуг, в частности, первые выступления в США Аркадия Райкина. Сегодня Давид Смелянский по-прежнему стоит у руля созданного им Российского театрального агентства, возглавляет фестивали «Балтийские сезоны» и Crescendo, преподает в ГИТИСе и является генеральным продюсером театра Et Cetera и Московского театра мюзикла. «Русский репортер» поговорил с ним о современном зрителе, экспериментах в театре и сотрудничестве с канадским театром-цирком «7 пальцев».

В постановках Театра мюзикла много спецэффектов. Не теряет ли драматургия что-то важное с их появлением?

Вы знаете, жанр мюзикла предполагает зрелищность, хотя вопрос, конечно, справедливый. При постановке спектакля «Борис Годунов» театра Et Cetera мне довелось работать с немецким театральным режиссером Петером Штайном. Спектакль идет сразу на трех сценах, и необходимо в один момент переключить внимание зрителя с одной площадки на другую — это достигается при помощи сложно выставленного света и современной сценической машинерии (комплекс театральных механизмов, обеспечивающих смену декораций на сцене. — «РР»). В процессе постановки я спросил у Петера, не кажется ли ему, что все эти высокие технологии, которые пришли в театр, отвлекают от смыслов, заложенных автором в произведение. Он ответил, что таковы теперь зрительские ожидания. Мы должны разговаривать с современным зрителем на понятном ему языке.

Но зрелищно и эффектно — не значит упрощенно. Хорошим режиссерам новые технологии помогают донести мысль, а плохим — замаскировать ее отсутствие.

Как вам удается сохранить консервативные взгляды и в то же время отвечать требованиям эпохи?

Как человек немолодой я вам скажу — нафталин всегда протестует против нового. В нынешнее время — не только в России — существует драматургия, при которой можно материться на сцене, позволять себе скабрезности. Это меня огорчает. Как известно, дети и животные всегда имеют на сцене успех. Я все же против превращения в детей и животных.

Три года назад в Театре мюзикла совместно с канадским коллективом «7 пальцев» вы сделали спектакль «Принцесса цирка». А в январе этого года устроили у себя на площадке мировую премьеру спектакля этой труппы. Как началось ваше сотрудничество?

Я был директором «Росгосцирка», и мы готовились к проведению мирового фестиваля циркового искусства. Одна моя коллега предложила включить в программу фестиваля канадский театр-цирк «7 пальцев». Пригласить их тогда не удалось, но название я запомнил. В 2009-м я позвал «7 пальцев» уже на Театральный фестиваль имени Чехова в Москве. Они привезли спектакль «Жизнь». Позже, будучи генеральным продюсером Театра мюзикла, я рассказал об этом коллективе Михаилу Швыдкому, художественному руководителю театра, и мы решили пригласить «7 пальцев» выступить на нашей сцене. Они приезжали к нам дважды — со спектаклями «Следы» и «Кухня». Уже тогда мы загорелись идеей поставить что-нибудь вместе с ними — настолько органично смотрелся этот цирк на театральной сцене. И когда на горизонте появилась «Принцесса цирка», то вопроса, с кем ставить этот спектакль, просто не стояло.

Вы позиционируете «Принцессу цирка» как «мюзикл нового поколения» только потому, что вы взяли классическую оперетту Кальмана и добавили в нее настоящий цирк?

Нет, не только. Во-первых, там переработан музыкальный материал — сделана новая аранжировка. Во-вторых, мы переписали пьесу и даже добавили новых персонажей. И да, все это наполнили цирком — таких спектаклей в России не было. Дочь Имре Кальмана, которая приехала к нам на премьеру, сказала, что это была мечта ее отца — сделать спектакль в такой форме, в которой придумали его мы.

Значит, этот спектакль в Театре мюзикла — наиболее новаторский?

Боюсь показаться нескромным, но у нас есть три спектакля, в которых я отвечаю за новаторство формы. Это «Принцесса цирка», «Преступление и наказание» и «Реверс». В «Преступлении и наказании», например, помимо сложнейшего музыкального материала, где есть и рок, и фолк, и романс, и симфонизм, впервые на театральной сцене используются высокие мультимедийные технологии. Это такой видеомэппинг с девяти проекторов на движущиеся на сцене декорации. А «Реверс» вообще можно назвать театральной революцией — спектакль, сделанный на стыке жанров, где сложная акробатика сочетается с концептуальной хореографией.

Что планируете поставить в следующем сезоне?

Сейчас мы работаем над пьесой о конкурсах на российском телевидении, где ломаются человеческие судьбы и создаются мнимые звезды. Это будет мюзикл-рассуждение на тему влияния телевидения на развитие общества. Ставить его будем опять вместе с театром-цирком «7 пальцев».

Фотография: из архива пресс-службы

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спасение сына вместо космоса Спасение сына вместо космоса

Как бороться за жизнь, любовь, веру и надежду

Русский репортер
Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов» Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов»

В театре завидовали: Кузнецов провинциал, а все снимается и снимается!

Караван историй
Миф нового года Миф нового года

Что делать с «неидеальностью» и как встретить Новый год с истинным удовольствием

Grazia
Пока не кончилось Пока не кончилось

Каково это — увидеть финал того, что длилось много серий

Weekend
Фюрер и дуче Фюрер и дуче

Между итальянским фашизмом и германским национал-социализмом есть разница

Дилетант
8 заветных желаний 8 заветных желаний

Как же заставить силу воображения работать? Надо превратить мечты в планы

Лиза
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей? Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей?

Разбираемся, в чем секрет игры Brawl Stars и стоит ли беспокоиться взрослым

Psychologies
Немое кино Немое кино

Истории, которых не было, но которые могли бы быть

Автопилот
В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века

Археологи обнаружили в турецкой пещере Инёню практически целую древнюю корзину

N+1
«Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому» «Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому»

В чем в сущности своей различаются восточная и западная ветви христианства?

Монокль
«Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера «Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера

Почему футбольный клуб «Манчестер Сити» переживает самый глубокий кризис

Forbes
4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать 4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать

По этикету, вручить ненужные презенты другому человеку еще как можно

ТехИнсайдер
Я с тобой Я с тобой

Оксана Лаврентьева доказывает, что настоящую любовь два человека создают сами

VOICE
Черная-черная пятница: как нас подсаживают на иглу бесконтрольного шопинга и при чем тут скидки и маркетплейсы Черная-черная пятница: как нас подсаживают на иглу бесконтрольного шопинга и при чем тут скидки и маркетплейсы

Шопоголизм: как распознать в себе зависимость и избавиться от нее?

Psychologies
Американский ситком, Gucci и Бурунов: эволюция батиного свитера Американский ситком, Gucci и Бурунов: эволюция батиного свитера

Как уродливый свитер перевесили из отцовского гардероба в раздел постмодерна

Правила жизни
Владимир Мартынов: «Сейчас не время Эйнштейнов или Ньютонов» Владимир Мартынов: «Сейчас не время Эйнштейнов или Ньютонов»

Об актуализации генетической памяти и принципе пестрых овец Иакова

СНОБ
Всхлип тишины Всхлип тишины

Джошуа Оппенхаймер и его «Конец света»

Weekend
Вишневая девятка Вишневая девятка

Что забыл Tiggo 9 в горах Алтая и о чем напомнил

Автопилот
Ольга и Мария Гусевы Ольга и Мария Гусевы

Фэшн-дивы Ольга и Мария Гусевы собрали уникальную коллекцию посуды

Собака.ru
9 неожиданных вещей, которые можно и нужно мыть в посудомоечной машине 9 неожиданных вещей, которые можно и нужно мыть в посудомоечной машине

Посудомоечная машина способна мыть не только посуду

ТехИнсайдер
Срамота в глазах смотрящего Срамота в глазах смотрящего

«Партенопа»: Паоло Соррентино показывает красивое

Weekend
Джуны нужны: неочевидные преимущества молодых айтишников и почему их не заменит ИИ Джуны нужны: неочевидные преимущества молодых айтишников и почему их не заменит ИИ

Работодателям имеет смысл вкладываться в развитие начинающих IT-специалистов

Inc.
Сказочный разворот Сказочный разворот

Как мы все сегодня живем в сказке, почему это легитимно и какой в этом урок

СНОБ
Выводим домашний маникюр на новый уровень: что такое ремувер для кутикулы и почему он тебе нужен Выводим домашний маникюр на новый уровень: что такое ремувер для кутикулы и почему он тебе нужен

Дорого выглядящие ногти на 80% состоят из тщательной обработки кутикулы

VOICE
«Любовник „всплывал“, как только я сходилась с бывшим»: историю о запутанных отношениях разъясняет психолог «Любовник „всплывал“, как только я сходилась с бывшим»: историю о запутанных отношениях разъясняет психолог

Причины возникновения довольно частого сценария любовного треугольника

Psychologies
«Ай да валенки!» «Ай да валенки!»

Валенки — обувь, которая никогда не устареет

Зеркало Мира
Как выглядел и что носил Иисус Христос? Вот что говорят эксперты: интересные факты! Как выглядел и что носил Иисус Христос? Вот что говорят эксперты: интересные факты!

Что мы знаем о внешности Иисуса?

ТехИнсайдер
Банковская идея Банковская идея

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности

Деньги
Воздушный океан... Воздушный океан...

Мы все живём где-то на дне воздушного океана

Наука и жизнь
Открыть в приложении