Розы за полмиллиона: почему женщинам принято дарить цветы и при чем здесь 8 Марта
Дарение цветов напрямую связано с гендером: их чаще преподносят женщинам и очень редко — мужчинам. По данным участников цветочного рынка, большая часть продаж как букетов, так и комнатных растений в России приходится на 8 Марта. Forbes Woman рассказывает, кто и когда придумал дарить цветы женщинам и как эта патриархальная традиция оказалась на службе у дня эмансипации.
Цветы за полмиллиона
На сайте онлайн-торговли «Авито» цена одного букета незадолго до 8 Марта достигает полумиллиона рублей — это композиция из 2001 розового пиона. Чуть более скромная корзина из 777 пионов обойдется покупателю в 350 000 рублей. Букет из роз примерно такого же размера выйдет дешевле, например доступны варианты в пределах 180 000 рублей.
В 2024 году аналитики оператора фискальных данных «Платформа ОФД» спрогнозировали рост цен на цветы в начале марта в среднем почти на четверть стоимости. В прошлом году оборот столичных магазинов в этот период вырос в 13 раз. Традиционно в России около 10% продаж всех цветов за год приходится всего на несколько дней до и в день 8 Марта, говорит доктор социологических наук, профессор кафедры социологии РУДН и автор исследования о практиках дарения цветов Ирина Троцук: «В 2018 году, когда мы проводили исследование, выяснилось, что примерно каждый третий россиянин дарит цветы вообще только раз в году — на 8 Марта. Причем чаще всего дарителями здесь выступают мужчины от 25 до 40 лет, а вот у принимающей стороны, у женщин, возрастная категория размыта, они могут быть и юные, и пожилые». По данным ВЦИОМ, почти 70% россиянок получают в подарок на этот праздник именно цветы.
«Согласно и банковской статистике, и социологическим опросам, у нас 8 Марта — такой «святой день» для дарения цветов. До массового распространения онлайн-магазинов это можно было увидеть еще и наглядно: 6-7 марта на улицах рядом с рынками выстраивались огромные очереди, люди оптом закупали цветы коллегам, родным. И это было обычным делом — стоять в такой толпе несколько часов за тюльпанами. Еще несколько лет назад цветы не считались тем подарком, который можно заказать в интернете», — объясняет Ирина Троцук.
Начало марта каждого года для игроков рынка — период бессонных ночей, рассказывает флорист, автор подкаста «Хочу цветочный» Екатерина Андрюкова: «Начиная с 3-4 марта к нам прилетают корпоративные заказы, кто-то выбирает большие и сложные букеты заранее, а дальше с каждым днем нарастает ажиотаж. В сам праздник 8 Марта флористы в принципе не спят, все мои коллеги и я сама стараемся охватить весь спрос, насколько возможно, работаем 24 часа».
В этот период на рынке обычно больше всего тюльпанов, говорит Андрюкова. «Считается, что тюльпан — это такой «король весны». И на маркетплейсах, и в офлайн-магазинах в эти дни мужчины обращаются к нам именно с запросом на тюльпаны», — добавляет она. Правда, весна 2024 года в этом смысле будет особенной: число таможенных переходов, через которые поставщики ввозили тюльпаны и розы (а цветы в России в основном импортные), сократилось в три раза, а на оставшихся пунктах цветы застревают в очереди. Часть из них не успеет доехать до торговых точек в Москве к празднику. В результате конкурентом традиционно популярных тюльпанов и роз станут гвоздики. А стоимость букетов вырастет на 25–30%.