«Роскошь обрекает человека на одиночество». Правила потребления основателя KupiVIP Оскара Хартманна
В новом выпуске «Правил потребления» — рубрике, где Forbes Life изучает ценности бизнесменов — серийный предприниматель Оскар Хартманн рассказал об отношении к деньгам в Германии и России, о самой большой роскоши и о том, как болезнь помогла ему обрести смысл жизни
Оскар Хартманн — серийный предприниматель, сооснователь проектов KupiVIP.ru, Carprice, Aktivo, CarFix. Родился в 1982 году в Казахстане в семье русских немцев. Окончил школу управления WHU (Германия) по специальности «Международная экономика», программу МВА в University of Hawaii (США). Его первым собственным бизнесом был интернет-магазин, который сначала продавал спортивное питание. С 2004-го по 2006 год работал в представительстве BMW в Малайзии, а с 2006-го по 2008 год — в московском офисе Boston Consulting Group. В 2008-м основал онлайн-магазин KupiVIP.ru, продающий одежду известных брендов со скидками. По версии бизнес-издания Manager Magazin, Хартманн в 2018 году вошел в топ-1000 богатейших немцев c оценкой состояния €100 млн.
С детства я привык к мысли, что мой единственный багаж — это мой мозг
Нашу семью — как многих русских немцев — репрессии и войны XX века не обошли стороной, наши предки не раз все начинали с нуля. Поэтому с детства я привык к мысли, что единственный багаж — это мой мозг, тело, здоровье, навыки и знания. В возрасте 8 лет мы всей семьей эмигрировали из Казахстана в Германию, где началась новая страница моей жизни, нас поселили в миграционном лагере, потом в бывших французских казармах. Мама стремилась воспитывать во мне, моих братьях и сестре самостоятельность — иного выхода для работающей женщины с четырьмя детьми просто не было. Одно из решений, которое она приняла — не давать нам карманные деньги. Для мамы — сторонницы антропософской философии — деньги были всегда второстепенным ресурсом: в первую очередь она учила нас, что достоинство человека выше любых материальных благ. Но дети остаются детьми, а наша ситуация для Германии была необычной, если не сказать странной: у всех друзей, сверстников в школе, были карманные деньги. Да, у нас было все, что нужно для жизни, но без лишних «хотелок». На них мы должны были сами заработать. И Германия располагала такими возможностями для детей с 10 лет.
Во мне вдруг включилась огромная креативность — я нашел 100 способов, как их заработать. Тогда был очень популярен актер Брюс Ли и его знаменитые нунчаки (холодное оружие, применяемое в восточных единоборствах), я научился их делать и продавать мальчишкам, разносил газеты и журналы, чинил радиоуправляемые машинки. Затем я смог купить себе компьютер, одним из первых среди сверстников, — и качал из интернета игры, фильмы, записывал на CD и неплохо зарабатывал не перепродаже контента. Не думаю, что это было законно, но тогда подобные вещи мало кого волновали. И все эти незначительные начинания стали для меня критически важным опытом, сформировали нейронные связи. Ты никогда не сделаешь оформленный бизнес в 18 лет, если у тебя нет накопленного багажа вот таких реализованных маленьких шагов — большинство идей умирает в головах людей, не успев родиться.
Тратя на любовь публики, ты больше не получаешь социального подтверждения
В 2006-м, оказавшись снова в Москве, я особенно остро почувствовал разницу менталитетов. Я вырос в немецкой культуре, мне было немного не по по себе в российском мегаполисе в фазе экономического гиперроста. Казалось, все сошли с ума, мир слетел с катушек — я вспоминал врачей с мизерными зарплатами и видел людей, которые выкидывали купюры по €500 с балконов ресторанов. Люди даже не знали, на что тратить, просто следовали за ощущениями, навязанными рекламными стереотипами: самое дорогое значит самое лучшее. Германия, Франция и другие капиталистические страны прошли к тому моменту через множество кризисов, не знакомых России. Теперь позади 1998, 2008 и 2015 годы — и ценности у русских изменились радикально: тратя на любовь публики, ты больше не получаешь социального подтверждения того, что ты классный. С другой стороны, в 2007-м в России царил гипероптимизм, эмоциональный подъем, столь необходимый для предпринимателей. Москва была невероятно динамичным, энергетически заряженным городом. В тот момент я размышлял, какой бизнес начать. И люди говорили: «Любой, вот любой. Делай, что хочешь. Открывай немецкие пекарни — пойдут. Салоны тайского массажа — пойдут. Открывай рестораны, привози любой товар. Что угодно, все зайдет». А сейчас если спросить, многие скажут: «Лучше вообще ничего не делай».