Режиссер Блерта Башолли о кино в Косово, попадании на «Оскар» и победе на «Сандэнсе»
12 мая в российский прокат выходит косовская драма «Улей». Мы поговорили с режиссером фильма Блертой Башолли о кинематографе и возможностях для женщин-режиссеров в Косово
«Улей» — дебютная полнометражная картина Блерты Башолли, установившая сразу несколько важных рекордов. Это первый косовский фильм, попавший в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», и первый фильм в истории кинофестиваля «Сандэнс», получивший сразу три награды в международном конкурсе игрового кино: приз жюри, приз за лучшую режиссуру и приз зрительских симпатий. Среди его конкурентов были, например, несостоявшийся каннский участник «Удовольствие» Ниньи Тюберг и резонансное «Розовое облако» Юли Жербази. Подобный успех говорит о том, что зрители и жюри единодушно признали: «Улей» — картина выдающаяся со всех сторон, как и ее автор (Башолли выступила и как режиссер, и как сценарист).
Блерта Башолли родилась в 1983 году в Приштине, столице Косово, небольшой частично признанной балканской республики, которая в 2008 году отделилась от Сербии. Главная героиня «Улья» Фахрие Хоти — реально существующий человек. Албанская девушка родом из маленькой деревни Велика Круша в 1999 году овдовела, как и еще несколько сотен женщин, потерявших мужей, служивших в Армии освобождения Косово во время Югославского конфликта. Оказавшись один на один бытовыми проблемами, бедностью и отсутствием перспектив, Фахрие организовала кооператив «Женщины Круша». Вопреки травле со стороны мужчин старшего поколения, потерявших сыновей на войне и клеймивших оставшихся в живых женщин позором, она организовала производство айвара — национального балканского блюда, овощной икры из печеного болгарского перца. Сейчас ее компания Krusha является одним из крупнейших поставщиков айвара в мире.
Мы поговорили с Блертой Башолли о том, как она узнала историю Фахрие, как выбирала актрису на ее роль и что значат для нее попадание в шортлист «Оскара» и победы на международных фестивалях.
— Как вы узнали историю Фахрие и ее компании?
— Сперва я услышала ее историю на телевидении в интервью, которое она давала. Я тогда была в США, училась в Нью-Йоркском университете кинематографа, и мы слушали новости из Косово. Фахрие рассказывала о том, как начала свой бизнес и как она поначалу относилась к нему с некоторым предубеждением. Мне показалось, что это очень интересная история. Потом я вернулась в Косово, и мы встретилась с ней лично. Она мне понравилась даже больше, чем ее история. Я подумала, что Фахрие очень интересный персонаж, мне хватило одного разговора, чтобы понять это, пока я слушала, как