Без имени на бумаге: как Марион Махони Гриффин повлияла на архитектуру Австралии
Работы Марион Махони Гриффин оказали влияние на некоторых европейских архитекторов, в том числе на Ле Корбюзье, а также определили стиль целого города — Канберры. Однако слава, как это часто бывает, досталась окружавшим ее мужчинам, и после смерти Махони Гриффин оказалась фактически забыта
Первая работа и украденные рендеры
Марион Махони родилась в Чикаго 14 февраля 1871 года. Ее отец, американец с ирландскими корнями, сначала был учителем, а затем получил пост директора школы. Марион любила вспоминать дом, в котором выросла, но в 1881 году его уничтожил пожар.
В 1894 году она закончила архитектурный факультет Массачусетского технологического института, став второй дипломированной женщиной-архитектором в истории учебного заведения. Также Махони стала первой представительницей женского пола, которой удалось получить лицензию на занятие архитектурой в Иллинойсе, и, вероятно, вообще в США.
Через год после выпуска Марион устроилась на работу в чикагский офис известного архитектора Фрэнка Ллойда Райта. Там Махони проработала до 1909 года. У Райта она проектировала в основном мебель и витражи.
Махони внесла вклад как дизайнер в развитие Школы прерий — новаторского направления, которое произвело настоящую революцию в американской архитектуре. Она разработала свой визуальный стиль, вдохновленный техникой японских гравюр. На рисунках Марион дома утопали в пышной зелени и были изящно вписаны в ландшафт.
Райт время от времени проводил внутренние дизайнерские конкурсы среди своих сотрудников, вспоминал коллега Махони Барри Бирн, и большинство конкурсов выиграла Марион. Райт при этом забирал ее рисунки себе и хранил их для дальнейшего использования. Любого, кто говорил, что их автор «мисс Махони», он наказывал.
Рисунки Марион, выполненные тушью, составили большую часть так называемого «Портфолио Васмута» — объемного двухтомного фолианта с работами Райта, опубликованного в Германии в 1910 году. Эти работы оказали влияние на европейских модернистов, в том числе на легендарного Ле Корбюзье.
Дебора Вуд, организовавшая выставку работ Махони в 2005 году, заметила: «Она сделала те самые рисунки, о которых люди вспоминают, когда думают о Фрэнке Ллойде Райте». Пол Крути, историк архитектуры из Университета Иллинойса, подтверждает: «Принято считать, что стиль рендеринга