Трудный и дорогостоящий проект: как открыть кризисный центр для женщин
По статистике, каждая вторая женщина, убитая в России, погибла в результате домашнего насилия. При этом шелтеров (убежищ) для жертв — в буквальном смысле один на миллион. Открытие новых кризисных центров — трудоемкая задача, на которую сложно привлекать средства. О том, как с ней справиться, рассказали руководители действующих шелтеров
Согласно данным исследования, проведенного Консорциумом женских неправительственных объединений, 65% всех убитых женщин погибли в результате домашнего насилия — от рук партнера или родственника. В исследовании изучались уголовные дела 2011–2019 годов. При этом мест, где жертвы домашнего насилия могут найти убежище, не так много. По информации центра «Насилию.нет» (внесен в реестр иностранных агентов), в России существует 198 кризисных центров для женщин — как государственных, так и открытых общественными или религиозными организациями, — но далеко не все из них специализируются именно на борьбе с домашним насилием. Например, приюты, открытые РПЦ (по данным Синодального отдела по церковной благотворительности 2020 года, их 75), занимаются, в основном, профилактикой абортов: сюда могут обратиться женщины с детьми или беременные, которые в силу разных обстоятельств остались без крыши над головой. В России десятки регионов, где на всей территории действует только один или два приюта для женщин в кризисной ситуации (это не только жертвы насилия, но и, например, матери-одиночки, оставшиеся без работы и поддержки родственников). Так, в Красноярском крае на 1,5 млн женщин приходится один частный и один государственный центры для женщин, по разным причинам оказавшихся на улице.
С чего начать?
В женском кризисном центре «Китеж» разработали методические рекомендации для тех, кто планирует открыть шелтер. Первый шаг — исследование региона. Нужно изучить распространенность проблемы и местную статистику, количество обращений в государственные кризисные центры или телефоны доверия, уровень преступности. Также необходимо заранее продумать возможные источники финансирования и гуманитарной помощи (партнерство с крупными торговыми сетями, помощь местных ресурсных центров по поддержке НКО).
Дальше — создание юридического лица (по форме это может быть, например, АНО — автономная некоммерческая организация, или РОО — региональная общественная организация) и подготовка устава. В нем должна быть отражена вся будущая возможная деятельность, в том числе, например, издание книг и методических указаний, проведение публичных лекций, торговля сувенирами. Также должны быть обозначены границы помощи и возраст потенциальных получателей помощи.
Следующий шаг — поиск и подбор помещения. Это может быть здание в муниципальной собственности, если местная администрация готова его выделить. Из минусов — возможны большие траты на ремонт и переоборудование здания. Также есть вариант наладить связи с местным приходом и открыть приют в церковном помещении. В «Китеже», одно из зданий которого находится на территории монастыря в Подмосковье, подчеркивают, что такое сотрудничество возможно только при условии жесткого разграничения с приходскими структурами и безусловной возможности работать исключительно как светская организациям.