Как не раствориться в цифровом мире и сохранить свою человеческую идентичность?

РБКHi-Tech

Ольга Пескова: «Человечеству не нужно бояться альтернативной реальности»

Цифровой мир затягивает, и мы все больше времени проводим с гаджетом в руке, занимаясь бесконечным думскроллингом. Как не раствориться в этом цифровом мире, как в нем выжить и сохранить свою человеческую идентичность?

Автор: Ольга Пескова, профессор Школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, основатель агентства «Бюро 364»

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Как на человека влияют интернет и цифровой контент

Интернет в частности и цифровой мир в целом открыли для человечества невероятные возможности доступа к любой информации, обмена идеями и знаниями, формирования социальных связей. Но вместе с тем общество сталкивается и с негативными феноменами распространения цифрового контента. Ученые всего мира бьют тревогу: возникает привыкание к использованию контента социальных сетей и мессенджеров, которое создает эффект «одиночества в Сети». Значительное количество времени, проводимого в социальных сетях, сказывается на когнитивных способностях человека, его способности к концентрации, и эти тенденции особенно заметны у подростков и молодых людей. Именно к ним относится понятие «дешевого дофамина», получаемого при просмотре коротких развлекательных видео, от реакций в виде лайков и комментариев, — ощущение легкости взаимодействия с миром через «цифру», дающее мгновенные, но поверхностные моменты удовольствия и награды.

Другой проблемой взаимодействия с цифровым миром становится чрезмерное количество информации и субъектов, которые лавиной обрушиваются на пользователя соцсетей. От синдрома FOMO (fear of missing out, боязнь что-то пропустить) мы приходим к осознанию новой «боли» — синдрому FORS (fear of reading something), выраженному в органическом страхе открывать соцсети и мессенджеры. Именно так возникает паттерн потребления информации, называемый клиповым мышлением — быстрее пролистнуть ленту, стараясь отфильтровать полезное.

Перепроизводство генерируемого пользователями контента приводит к информационной перегрузке, а его обратной стороной становится невозможность обратить на себя внимание и выделиться в этой толпе лиц, профилей, телеграм-каналов и сообществ. Мы видим перед собой образцы мгновенного успеха, основанного на грамотном управлении и приумножении публичного капитала. Но мы сталкиваемся и с невозможностью отвоевать себе долю внимания в перегруженном информацией цифровом мире.

Почему человек боится технологий

В XVIII веке люди боялись парового двигателя, а в XIX столетии — автомобилей. В 1860-х в Британии были приняты правила дорожного движения, которые требовали, чтобы перед самодвижущейся машиной шел человек с флагом, предупреждая встречных прохожих и конные экипажи об опасности. Люди также боялись, что по телефонным проводам могут переноситься злые духи. Эта тревожность заложена на генетическом уровне, гарантируя разумную осторожность, а значит, выживаемость вида.

В эпоху нейросетей человек продолжает бояться «восстания машин», способных подчинить своих создателей или причинить им вред. Главное, чтобы мы не бежали с красным флагом перед несущейся машиной — этот прогресс не остановить. Использование AI уже не вызывает тревоги у общества. Искусственный интеллект стал помощником человеку в самых разных процессах и рутинных делах.

Но сегодня мы имеем дело с генеративными моделями ИИ, которые позволяют лишь усилить человечество, предоставив новые возможности по скорости обработки информации, запросов, генерации текстов, изображений и видео. Корпорация OpenAI еще в моменте запуска разработок заявляла о более высоких амбициях — создании Artificial General Intelligence, или AGI. Это следующая ступень развития технологии, которая позволит мыслить и действовать, анализировать и принимать решения, в том числе этические. А значит, ИИ может стать личностью, с которой еще предстоит договариваться. Пока о сингулярности говорят только в теории — что машинный интеллект рано или поздно превзойдет возможности человеческого, но время не стоит на месте.

Как сохранить свою человеческую идентичность

Простой пример, который говорит о разнице между человеческой и цифровой идентичностью, — тот самый цифровой аватар, который мы создаем и взращиваем в социальных сетях. Он становится нашим представлением об идеальном «я», улучшенной версией нас. И тогда интроверт становится душой компании, строгий клерк — экстремалом, а простой обыватель — посетителем модернистских вернисажей. При этом цифровую идентичность легче предъявить миру, поскольку ты всегда находишься в публичном пространстве. Соцсети сегодня — самый надежный способ говорить с миром.

Сохранение человеческой идентичности в мире цифровых аватаров становится настоящим вызовом. Наблюдая, как заходит и вирусится контент, формируемый по принципу 4С (сплетни, скандал, секс, смех), пользователи невольно адаптируются к сетевым требованиям и стандартам. На смену популярной несколько лет назад «новой искренности» не пришла «новая нравственность». Люди ищут «выгоды», а значит, ты должен быть полезен. И ты либо становишься поставщиком того самого «дешевого дофамина», либо бесконечно продаешь методы «успешного успеха». В этот момент человек теряет свою уникальность, руководствуясь советами сетевых авторитетов или следуя за петлей обратной связи в замкнутой системе собственного информационного пузыря.

Кризис идентичности возникает в результате постоянного сопоставления себя с общественными стандартами и идеалами и стремления соответствовать подчас нереалистичным шаблонам. Уникальность личности заключается в индивидуальной композиции ценностей, наличии личной и подлинной истории и даже в некоторой уязвимости, а значит, человечности. Обрести свой голос, или, как говорят маркетологи, Tone-of-Voice, означает сохранить и предъявить сетевому сообществу свою индивидуальность и аутентичность. Другой вопрос, что внутренний критик не позволяет нам раскрыться. Или открываясь, мы теряем чувство защищенности. Уменьшить разрыв между человеческой и цифровой сущностью позволяют ощущение собственной ценности и достоинства, сохранение ценностного суверенитета и защита личных границ.

Как изменится наша цифровая коммуникация

В ближайшем будущем нас ждет рост использования ИИ в коммуникациях. С одной стороны, это требование автоматизации процессов и желание отказаться от «человеческого фактора» в бизнесе, с другой — большая персонализация, которая основана на анализе и прогнозировании поведения аудитории. Это если касаться сферы маркетинговых коммуникаций.

Если взглянуть шире — более доступными и распространенными станут виртуальная и дополненная реальность, это изменит характер и способы взаимодействия пользователей в цифровом пространстве. Дальнейшая интеграция мультимедийных форматов: сегодня мы уже привыкли к «кружочкам» и голосовым сообщениям, но технологии не стоят на месте. Возможно, через некоторое время мы будем встречаться не на онлайн-конференциях, а станем свободно размещаться в виртуальных офисах, не чувствуя себя героем «Космической одиссеи».

Мы уже сейчас можем не читать письма в электронной почте, а воспользоваться нейрофильтром с YandexGPT и быстро прочитать пересказ важных сообщений. Значит, следующий шаг — не слушать лекции или рутинные заседания, а попросить нейросети рассказать главное и кратко. Мы будем все меньше стучать по клавиатуре, но больше пользоваться голосовыми интерфейсами и технологиями распознавания речи. И тогда начнем разговаривать с чайником, а из холодильника доставать не только продукты, но и информацию. Ну и образ «глобальной деревни» канадского философа Герберта Маклюэна обратится глобальной связностью — будут не только сокращены расстояния между людьми, но и элиминированы барьеры между представителями разных культур и сообществ. Проблем языка, расстояний и даже часовых поясов больше не будет.

В будущем проблемы приватности и сохранности данных и персональной информации будут особенно актуальны. Нет ни одного приложения, платформы, технологии, которые гарантировали бы защищенность. Это говорит о прозрачности и открытости любой персоналии — и в этом главная опасность. Но индивид настолько привык выкладывать в публичное пространство избыточное количество личной информации, что даже утечки персональных данных уже не сказываются на тревожности общества. Поэтому отказываться от возможности «цифры» мы не будем, а наоборот, будем глубже интегрироваться в социальные сети. Возможности и скорость цифрового мира на порядок превосходят наши возможности по нетворкингу и интеграции в сообщества в мире реальном. Сложно игнорировать такую возможность. Мы находим информацию в Telegram, TenChat, на любых других контент-платформах. Это позволяет легко ориентироваться, легко интегрироваться в любую среду и сообщества близких по духу.

Как сегодня выделиться онлайн с точки зрения контента и коммуникации

1. Найдите свою сильную профессиональную функцию и станьте «наставником» для своей аудитории, щедро делясь экспертизой и знаниями.

2. Научитесь рассказывать истории, задавая драматургию, сериальность и чувствуя нерв аудитории, как делают настоящие режиссеры. Нарративы правят миром.

3. Почувствуйте свою аудиторию. Ответьте на вопросы: «Чем я могу быть полезен? Чем я могу помочь? Почему я?». А дальше Tone-of-Voice проявится.

Насколько будет оцифрован человек будущего

Можно сказать, что уже и сегодня человек оцифрован: создает свой виртуальный аватар в социальных сетях, позволяющий получить максимум информации о частной жизни, предпочтениях, маршрутах, социальном окружении. И ничего не помешало ему сохранить человечность. Это всего лишь технологии — «умные», удобные, повышающие качество жизни. А человек всегда останется человеком.

Человечеству не нужно бояться «альтернативной реальности» — мы уже давно в ней живем.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Свет и блеск Достоевского Свет и блеск Достоевского

Тернистый путь, пройденный Фёдором Михайловичем Достоевским

Наука и жизнь
У Карлсона — нарциссизм, у Иа — депрессия: что не так с любимыми героями советских мультфильмов У Карлсона — нарциссизм, у Иа — депрессия: что не так с любимыми героями советских мультфильмов

Нет здоровых персонажей, есть недообследованные

Psychologies
Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
Замуж за футболиста — не приговор: три бизнес-истории жен игроков сборной России Замуж за футболиста — не приговор: три бизнес-истории жен игроков сборной России

Как оставаться независимой и самодостаточной, даже выйдя замуж за футболиста

Forbes
Больше молока от фермы до прилавка Больше молока от фермы до прилавка

Производство сырья и готовой продукции в молочном секторе будет увеличиваться

Агроинвестор
Разработан новый метод борьбы с галлюцинациями больших лингвистических моделей Разработан новый метод борьбы с галлюцинациями больших лингвистических моделей

Как система KnowHalu помогает бороться с галлюцинацими

ТехИнсайдер
Кофе или матча? Ваш выбор по утрам многое о вас говорит Кофе или матча? Ваш выбор по утрам многое о вас говорит

Как оказалось, ваша привычка пить кофе или чай утром может многое рассказать вас

ТехИнсайдер
Ложь, шум и капелька яда Ложь, шум и капелька яда

Каким цифровым «зельем» можно отравить нейросеть и к чему это приведет

РБК
«Эфко» заменит сахар сладким белком «Эфко» заменит сахар сладким белком

«Эфко» планирует производить сладкий белок, который дешевле и слаще сахара

Монокль
7 всеобщих заблуждений о психологических травмах 7 всеобщих заблуждений о психологических травмах

Некоторые мифы, которые окружают травму: что это такое и что может ее нанести

Psychologies
Мог исчезнуть, но выстоял и стал российским: 5 фактов о Lada Largus Мог исчезнуть, но выстоял и стал российским: 5 фактов о Lada Largus

Lada Largus: в чем ижевский универсал оказался лучше тольяттинского

РБК
Как продлить жизнь стиральной машине: 12 простых советов мастеров по ремонту Как продлить жизнь стиральной машине: 12 простых советов мастеров по ремонту

Эти советы по уходу за стиральной машиной стоит знать

VOICE
Старость не радость? Старость не радость?

Человечество стареет. Тенденция отмечается практически во всех странах мира

Наука и техника
«Я не киллер»: психоаналитическая комедия Линклейтера с феноменальным Гленом Пауэллом «Я не киллер»: психоаналитическая комедия Линклейтера с феноменальным Гленом Пауэллом

Чем впечатляет новая работа Ричарда Линклейтера «Я не киллер»

Правила жизни
Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле

Что раздражает владельцев машин премиум-класса?

4x4 Club
Туда, где есть всё Туда, где есть всё

Греция и Хорватия — преимущества и особенности этих направлений для плаваний

Y Magazine
20 способов держать мозг в тонусе 20 способов держать мозг в тонусе

Полезные привычки для улучшения когнитивных способностей

Psychologies
Улыбка без боли: как избавиться от заедов — рекомендации врача Улыбка без боли: как избавиться от заедов — рекомендации врача

Почему появляются заеды и как от них избавиться?

Psychologies
7 фраз, с помощью которых легко завести друзей в любом возрасте 7 фраз, с помощью которых легко завести друзей в любом возрасте

Друзей можно завести и в солидном возрасте: помогут эти фразы

Maxim
Гидроэлектростанции и азартные игры: как Лас-Вегас стал столицей казино Гидроэлектростанции и азартные игры: как Лас-Вегас стал столицей казино

Как связаны плотина Гувера и Лас-Вегас?

ТехИнсайдер
Как стать алхимиком Как стать алхимиком

Николя Фламель — легендарный алхимик и создатель философского камня

Дилетант
Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике

Глава из триллера Майка Омера «Странные игры» о тайнах психики

СНОБ
Не ставь туда фото котика: о чем рассказывает людям твое фото профиля в соцсетях Не ставь туда фото котика: о чем рассказывает людям твое фото профиля в соцсетях

Какой портрет человека можно создать по его аватарке?

VOICE
«Симпатия»: как построить приют для собак на фоне политического кризиса «Симпатия»: как построить приют для собак на фоне политического кризиса

Отрывок из книги Родриго Бланко Кальдерона «Симпатия»

Forbes
Как лучше поддержать партнера в трудную минуту: 6 идей Как лучше поддержать партнера в трудную минуту: 6 идей

Как научиться лучше понимать партнера и проявлять эмпатию? Вот несколько идей

Psychologies
Гений места Гений места

Настоящие фанаты своих городов, которые открывают их заново

Новый очаг
Великая Отечественная война: многие не знают, как было на самом деле Великая Отечественная война: многие не знают, как было на самом деле

Как на самом деле развивались знаковые события Великой Отечественной войны?

ТехИнсайдер
Без вины виноватые: почему учителя становятся объектами травли со стороны подростков Без вины виноватые: почему учителя становятся объектами травли со стороны подростков

С чем связана агрессия у подростков и как правильнее на нее реагировать учителю?

Psychologies
Кроссовер с большими амбициями: что нужно знать об автомобиле Jaecoo J8 Кроссовер с большими амбициями: что нужно знать об автомобиле Jaecoo J8

Что нужно знать об автомобиле Jaecoo J8 уже сейчас

Forbes
Чем мы заняты в тени: как специалисты совершают карьерные переходы внутри компаний Чем мы заняты в тени: как специалисты совершают карьерные переходы внутри компаний

Принципы и правила горизонтального карьерного развития

Forbes
Открыть в приложении