Ольга Пескова: «Человечеству не нужно бояться альтернативной реальности»
Цифровой мир затягивает, и мы все больше времени проводим с гаджетом в руке, занимаясь бесконечным думскроллингом. Как не раствориться в этом цифровом мире, как в нем выжить и сохранить свою человеческую идентичность?
Как на человека влияют интернет и цифровой контент
Интернет в частности и цифровой мир в целом открыли для человечества невероятные возможности доступа к любой информации, обмена идеями и знаниями, формирования социальных связей. Но вместе с тем общество сталкивается и с негативными феноменами распространения цифрового контента. Ученые всего мира бьют тревогу: возникает привыкание к использованию контента социальных сетей и мессенджеров, которое создает эффект «одиночества в Сети». Значительное количество времени, проводимого в социальных сетях, сказывается на когнитивных способностях человека, его способности к концентрации, и эти тенденции особенно заметны у подростков и молодых людей. Именно к ним относится понятие «дешевого дофамина», получаемого при просмотре коротких развлекательных видео, от реакций в виде лайков и комментариев, — ощущение легкости взаимодействия с миром через «цифру», дающее мгновенные, но поверхностные моменты удовольствия и награды.
Другой проблемой взаимодействия с цифровым миром становится чрезмерное количество информации и субъектов, которые лавиной обрушиваются на пользователя соцсетей. От синдрома FOMO (fear of missing out, боязнь что-то пропустить) мы приходим к осознанию новой «боли» — синдрому FORS (fear of reading something), выраженному в органическом страхе открывать соцсети и мессенджеры. Именно так возникает паттерн потребления информации, называемый клиповым мышлением — быстрее пролистнуть ленту, стараясь отфильтровать полезное.
Перепроизводство генерируемого пользователями контента приводит к информационной перегрузке, а его обратной стороной становится невозможность обратить на себя внимание и выделиться в этой толпе лиц, профилей, телеграм-каналов и сообществ. Мы видим перед собой образцы мгновенного успеха, основанного на грамотном управлении и приумножении публичного капитала. Но мы сталкиваемся и с невозможностью отвоевать себе долю внимания в перегруженном информацией цифровом мире.
Почему человек боится технологий
В XVIII веке люди боялись парового двигателя, а в XIX столетии — автомобилей. В 1860-х в Британии были приняты правила дорожного движения, которые требовали, чтобы перед самодвижущейся машиной шел человек с флагом, предупреждая встречных прохожих и конные экипажи об опасности. Люди также боялись, что по телефонным проводам могут переноситься злые духи. Эта тревожность заложена на генетическом уровне, гарантируя разумную осторожность, а значит, выживаемость вида.
В эпоху нейросетей человек продолжает бояться «восстания машин», способных подчинить своих создателей или причинить им вред. Главное, чтобы мы не бежали с красным флагом перед несущейся машиной — этот прогресс не остановить. Использование AI уже не вызывает тревоги у общества. Искусственный интеллект стал помощником человеку в самых разных процессах и рутинных делах.