«У Соловьева на площадке царила особая атмосфера, которая просто обволакивала»

Караван историйЗнаменитости

Мария Аниканова: «Сергей Соловьев написал за меня сочинение, когда я призналась, что никогда в жизни его не напишу»

«У Соловьева на площадке царила особая атмосфера, которая просто обволакивала. Все делалось неспешно, слова звучали незнакомые, красивые — Антониони, Феллини. Я думала, что это названия каких-то итальянских блюд — пасты, хлеба или колбасы. Потому что ничего не знала о кино».

Беседовала Елена Ланкина

Фото: Г. Маркосян/архив «7 Дней»

На популярном портале о кино и театре прочитала о вас, Маша, замечательный пост: «Вручите Марии Аникановой кинематографическую премию за роль в фильме «Алекс Лютый. Дело Шульца». Она превзошла саму себя, нахожусь под большим впечатлением». Подписываюсь под каждым словом!

— Там даже кто-то предлагал обратиться с просьбой в Министерство культуры, чтобы мне дали народную артистку. Вообще, с ролью Нины Игнатовой в этом сериале была целая история.

«Дело Шульца» — второй сезон. Первый назывался просто «Алекс Лютый». Сюжет был основан на реальных событиях и биографии нацистского преступника Александра Юхновского. Я была в восторге от этого сериала и работы Димы Муляра, фантастически сыгравшего фашистского оборотня. Однажды во время просмотра очередной серии мелькнула мысль: «Почему мне не достается таких ролей?» Я объяснила себе это тем, что я женщина, а женщин — военных преступниц было мало и самую известную из них, Тоньку-пулеметчицу, уже сыграла Вика Толстоганова в сериале «Палач».

Прошел, наверное, год. Как-то вечером звонит мой агент Лена Кондратова:

— Слушай, тут сценарий прислали, но там такая роль, что я даже не знаю, стоит ли тебе браться...

— Ну давай, посмотрю на всякий случай.

Открываю сценарий и чуть не падаю в обморок. Он называется «Алекс Лютый. Дело Шульца»! Читаю. Предлагаемая мне роль — бывшей узницы концлагеря, пособницы доктора-садиста Германа Шульца, — безумно интересная. К тому же сериал будет снимать Леонид Белозорович — замечательный режиссер старой советской школы. Конечно, я пошла на пробы.

Честно сказать, поначалу Леонид Григорьевич отнесся ко мне как-то скептически. После проб, смотрю, глаз у него загорелся. Но он не сказал ничего определенного. И потом два месяца я была в неведении и жила с мыслью, что эту роль должна играть только я и, если утвердят другую артистку, для меня это станет страшнейшим ударом.

Зато как же я радовалась, когда меня утвердили! Дочка Аглая спросила:

— А что за роль, мама?

— Очень хорошая! Убийцы, страшной женщины, которая режет горло своим жертвам и выкачивает из них кровь.

Агаша не поняла моей радости и посмотрела с ужасом. Она считала, что мама должна играть красавиц, принцесс, а не убийц.

Перед началом съемок я навела справки о Белозоровиче. Он считался очень жестким режиссером. Я обладаю достаточно хорошими профессиональными навыками, из режиссеров пока никто не жаловался, но тут испугалась: вдруг мы не сойдемся характерами? Мне ведь не 20 лет, уже есть определенный опыт. И я была не совсем согласна с режиссерской трактовкой образов нацистских преступников. Мне казалось, что в первом сезоне и сценарии второго содержалось некое оправдание главных героев. Алекса Лютого оправдывали тем, что его бросила любимая девушка, отчего у него, дескать, на всю жизнь осталась психологическая травма. А моя героиня убивала, чтобы спасти дочь, страдавшую редким заболеванием.

В первый съемочный день Белозорович утвердил внешний образ Нины, который предложила я. В сценарии была написана женщина постарше, поэтому я сутулилась и наклоняла голову, отчего у меня появлялись четыре подбородка. Сняв пару сцен, мы оба успокоились. Не только я была на нерве. Оказалось, режиссер тоже волновался, потому что раньше со мной не работал и, в общем-то, брал кота в мешке. Но мы друг друга устроили. Леонид Григорьевич как-то признался: «Маша, я никого не видел в этой роли, кроме вас!» И потом четыре месяца меня нахваливал.

Был у нас всего один спор — по финалу. Я сказала: «Режьте меня на куски, но я не буду оправдывать свою героиню! Сделаю так, чтобы зритель сам разбирался, достойна она сострадания или нет». Белозорович предоставил мне карт-бланш, и все получилось правильно. Нину никто не оправдывает, но некое сострадание к ней есть.

Должна сказать, что, помимо положительных откликов на эту мою работу, были и довольно смешные. Некоторые зрители недоумевали, как я могла позволить себе появиться в таком непрезентабельном виде. И предполагали, что у артистки Аникановой, наверное, все плохо в жизни: она спилась, скурилась, снаркоманилась — поэтому ее и взяли на такую роль.

Мария Аниканова и Людмила Савельева в фильме «Анна Каренина», 2009 год. Фото: из архива М. Аникановой

— А для вас важно, как вы выглядите на экране?

— Вы знаете, с возрастом стало важно. В молодости было абсолютно безразлично, потому что я знала, что всегда выгляжу хорошо, и все понимали, что на экране я специально себя уродую. Но в «Алексе Лютом» чем хуже я выглядела, тем было лучше для роли. Поэтому я играла без единой капли грима, гримеры только шрам мне наклеивали на лицо. И я не бегала к ним каждые пять минут: «Боже, тушь потекла, подправьте, припудрите меня!» Все актеры мне завидовали. Этой работой я довольна. Вообще, всегда отношусь к себе критически. Но здесь мне, пожалуй, удалось все, что было задумано.

— Ваш путь в актерскую профессию был не самым обычным. Вы не грезили о ней с детства, наоборот, всячески избегали возможности проявить себя в этой сфере, хотя с юных лет значились в актерской картотеке «Мосфильма». Кстати, как туда попали?

— В советское время существовала определенная система подбора интересных типажей, в том числе и детских. Помощники режиссеров ходили по общеобразовательным школам, спортивным, балетным. Я занималась фигурным катанием и добилась в нем определенных успехов, даже входила в юниорскую сборную. Поэтому, видимо, на меня обратили внимание и не раз приглашали на пробы, на которые я действительно не ходила.

— Почему? Боялись или были слишком заняты?

— Занятость, конечно, была большая. Интересно, что на уроки с тренировок почему-то не отпускали. Пойти в школу, в которой ты не была четыре месяца, чтобы написать сочинение, считалось дурным тоном. А учиться дистанционно тогда было нельзя. У меня сейчас дочка серьезно занимается баскетболом, и в общеобразовательной школе ее официально перевели на очно-заочное обучение.

Так вот, в школу меня не отпускали, а на пробы — легко. Съемки в кино считались престижными в фигурном катании. Я никуда не ходила, так как катастрофически не высыпалась, а для спортсмена, тренирующегося 24/7, самое главное — сон. И когда тренер разрешал поехать на пробы, я звонила на студию и говорила, что меня не отпустили. После чего шла домой и ложилась спать.

— Фигурное катание вам было на роду написано? Ваша мама Ирина Люлякова — известный тренер в этом виде спорта, а отец Виктор Аниканов много лет был бессменным врачом сборной нашей страны.

— Поначалу меня просто девать было некуда, и мама таскала за собой на каток. На коньки поставила года в три. До сих пор перед глазами стоит картина: я, маленькая, на каких-то сборах ползаю по льду, а надо мной с дикой скоростью проносятся спортсмены из группы Татьяны Анатольевны Тарасовой — Роднина и Зайцев, Моисеева и Миненков. Они меня брали за шкирку и бросали на середину катка. От страха я сначала ползла до бортика, потом потихоньку начала вставать и примерно через неделю пошла, пошла. Вскоре меня отдали на фигурное катание.

— Начинали вы как одиночница?

— Конечно, все так начинают. Потом, если у тебя не получаются прыжки, тебя отдают в танцы на льду.

Раньше в танцах было полегче, но сейчас там изменились правила и даже появились элементы парного катания, так что стало очень сложно.

— Вы тоже попали в танцы? У кого тренировались?

— Сначала у Татьяны Анатольевны Тарасовой. Потом у Натальи Ильиничны Дубовой. Там у меня возникли проблемы с партнером и тренером, и я решила бросить фигурное катание. По этому поводу у нас целый год были баталии с мамой. Доходило до настоящих истерик с ее стороны и криков: «Ты что, хочешь мотаться по двору с ключом на шее?» Сейчас я ее понимаю. Когда у Агаши возникают проблемы в баскетболе, тоже начинаю ее предостерегать. Но у нее другая ситуация: баскетбол ей нравится, она очень увлечена.

— Вам фигурное катание не нравилось?

— Когда начались проблемы, я поняла, что могу спокойно жить без него. Все-таки я не сама выбрала этот вид спорта. И у меня не было спортивной злости и желания кому-то что-то доказать. Но каждый раз, когда я хотела все бросить, меня уговаривали: «Ну сделай то, сделай это, выполни кандидата в мастера спорта». Я выполняла и спрашивала: «Теперь могу закончить?» И слышала: «Нет, давай ты выполнишь мастера спорта!» Закончилось все тем, что однажды я со своей утренней тренировки приехала к маме на каток, поставила перед ней коньки и сказала: «Все».

Мария Аниканова и Кирилл Кяро в сериале «Нюхач 3», 2017 год. Фото предоставлено Первым каналом

Полгода жила без спорта. А так как ничем другим заниматься не умела, но привыкла все время что-то делать, то не знала, куда себя применить. Стало очень тоскливо. В то время к маме в одиночное катание попросился Петя Чернышев из Питера. Его преследовали травмы, у него болели колени, и было понятно, что он уже не сможет добиться серьезных результатов. Мама предложила ему перейти в танцы и стать моим партнером. Он перешел, и мы начали тренироваться у Анатолия Петухова, в группе Геннадия Аккермана. Год мы Петю переучивали, но однажды за три дня до соревнований он объявил, что уезжает в Америку выступать в шоу. Я, конечно, переживала, рыдала. Когда полгода не тренируешься, очень сложно вернуться в форму, а тут еще нужно было мальчика переучить, это отняло немало физических сил. Однажды позвонили с «Мосфильма» из группы Сергея Соловьева, пригласили на пробы в фильм «Дом под звездным небом». Мама сказала: «Сходи, пока есть время, как на экскурсию. Может, артистов каких-нибудь известных встретишь. Когда еще ты побываешь на этом «Мосфильме»?» И вот уже тридцать с лишним лет я туда хожу...

Первый раз на студию я с мамой поехала, потому что мне было только 16 лет. Мы поговорили с режиссером, и он решил сделать фотопробы. На них я уже приехала одна. Это было чудовищно! Какие-то люди вокруг меня бегали, шляпу дикую на меня нацепили, дали сигарету. Я не курила и засунула ее в рот другой стороной. Все засмеялись. А я была закомплексованная девочка позднего развития и страшно переживала. Когда сделали фотографии, все закричали: «Какая красота!» Я же была в ужасе. У меня были другие понятия о красоте. После фотопроб начались кинопробы — со светом, декорациями. Моими партнерами были замечательные артисты — Михаил Александрович Ульянов, Александр Абдулов, и потихоньку меня начала завораживать магия кино.

— У вас не было зажимов, страха камеры?

— Поначалу зажатость была дикая, но все говорили, какая я невозможная красавица. Я понимала, что меня обманывают, потому что, подойдя к зеркалу, никакой особой красоты не видела, но постепенно успокоилась. К тому же меня увлек кинопроцесс. Возможно, если бы я попала к какому-то другому режиссеру, этого бы не произошло, но у Соловьева на площадке царила особая атмосфера, которая просто обволакивала. Все делалось неспешно, слова звучали незнакомые, красивые — Антониони, Феллини. Я думала, что это названия каких-то итальянских блюд — пасты, хлеба или колбасы. Потому что ничего не знала о кино.

— Соловьева, наверное, вдохновляла ваша наивность и чистота?

— Не знаю. Я практически не разговаривала, только выполняла команды: «Пойди туда. Поверни голову направо, налево. Медленно поверни». И слышала: «Боже, какая красота! Гениально!» Здесь все было иначе, чем в фигурном катании. Я ведь бросала его еще из-за того, что меня постоянно унижали. Только и слышала: «У твоей соперницы руки красивее и тоньше. Она замечательно ими работает, а ты плохо!» И ноги у меня были не те, и спина не та. Так во мне воспитывали спортивную злость. А в кино все, что я ни делала, было красиво и гениально! В то время я еще не исключала, что вернусь в спорт, но мы с мамой не могли найти мне партнера. И когда меня наконец утвердили к Соловьеву, а это произошло в мае 1990-го, она сказала: «Поснимайся пока. Этим летом все равно поступать не будешь, не успеешь подготовиться». Я собиралась в физкультурный институт и с ужасом смотрела на книжки по анатомии, которую предстояло сдавать, потому что толком не училась с шестого класса и не понимала, как я все это выучу. Конечно, потратить лето на съемки со знаменитыми артистами было гораздо интереснее, чем читать скучные учебники!

Под конец съемок, в сентябре, Соловьев предложил поступать к нему во ВГИК. Я была на перепутье. Догадывалась, что с фигурным катанием все кончено, потому что я слишком много пропустила, но до этого об актерской карьере не думала. Мама предложила: «Может, и правда поступишь во ВГИК? Что ты будешь делать зимой? Если учеба не пойдет, на следующий год поступишь в физкультурный институт». В нашей семье принято, чтобы человек все время занимался делом. Я согласилась. И поступила.

Мария Аниканова в сериале «Алекс Лютый. Дело Шульца», 2022 год. Фото предоставлено «Амедиа Продакшн»

— Соловьев помогал вам готовиться?

— Он написал за меня сочинение, когда я призналась, что никогда в жизни его не напишу. Я его за ночь выучила до запятой, память у меня была хорошая. На следующий день пришла на экзамен и по памяти все воспроизвела.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анастасия Талызина: «В этих трамваях я нашла себя» Анастасия Талызина: «В этих трамваях я нашла себя»

Анастасия Талызина – о любви к Sex Pistols и накладном животе

Grazia
Как Сабина Шпильрейн стала первой женщиной — доктором психологии, исследуя саму себя Как Сабина Шпильрейн стала первой женщиной — доктором психологии, исследуя саму себя

Как Сабина Шпильрейн превратила собственную болезнь в предмет исследований

Forbes
Многое теряют Многое теряют

Насколько безопасны новые инъекции для похудения?

VOICE
Зеленые технологии спасут мир: как GreenTech помогает избавить планету от мусора Зеленые технологии спасут мир: как GreenTech помогает избавить планету от мусора

GreenTech – не новомодное слово, а отрасль, которая сегодня спасает природу

ТехИнсайдер
Мне нужна твоя одежда Мне нужна твоя одежда

Глеб Клинов смело заглянул в глубины шкафа и непостижимой женской души

VOICE
Рисунок, меняющий жизни: что такое нейрографика и как она помогает исполнять мечты Рисунок, меняющий жизни: что такое нейрографика и как она помогает исполнять мечты

Рисуй и рефлексируй! Таков негласный девиз любителей нейрографики

Psychologies
Народ и роли Народ и роли

Как советское кино изображало народ

Weekend
Владимир Владимирцев: Во всем мире камни делят на цветные и бриллианты, но не в России Владимир Владимирцев: Во всем мире камни делят на цветные и бриллианты, но не в России

В чем тонкости русской огранки, как сочетать творчество и законы физики

СНОБ
«Грибная убийца»: австралийка отравила родственников бывшего мужа на семейном ужине «Грибная убийца»: австралийка отравила родственников бывшего мужа на семейном ужине

Эрин Паттерсон устроила ужин, через неделю после которого родственники умерли

Psychologies
Замечали цветные кружки на продуктовых упаковках? Узнайте, что это такое! Замечали цветные кружки на продуктовых упаковках? Узнайте, что это такое!

Что значит тайный язык из ярких кругов или квадратов на упаковках с едой?

ТехИнсайдер
«Настоящая ошибка — это молчание»: как раскрыть семейную тайну «Настоящая ошибка — это молчание»: как раскрыть семейную тайну

Как и когда открыть семейный секрет? Кому? Всегда ли и всем это знание полезно?

Psychologies
Так держать! Так держать!

Способы исправления осанки, которые на самом деле только вредят спине

Лиза
Египетская сила Египетская сила

Как британцы пустили 180 тысяч кошачьих мумий на удобрение

N+1
Жизнь после: 6 фильмов о преодолении психологических травм Жизнь после: 6 фильмов о преодолении психологических травм

Фильмы о людях, которые смогли примириться со своими психологическими травмами

Psychologies
Как по нотам Как по нотам

Никола Мельников об источниках вдохновения и подходе к пониманию искусства

Men Today
Сомнительные пошлины Сомнительные пошлины

К чему могут привести ограничения на ввоз российской сельхозпродукции в ЕС

Агроинвестор
Как дети и внуки давших «Клятву дарения» миллиардеров участвуют в благотворительности Как дети и внуки давших «Клятву дарения» миллиардеров участвуют в благотворительности

Кампания «Клятва дарения» приближается к критическому рубежу

Forbes
Ребенок стал квадробером: как выглядит новый (опять странный!) тренд поколения альфа Ребенок стал квадробером: как выглядит новый (опять странный!) тренд поколения альфа

Почему поколению альфа так нравится менять свой образ?

Psychologies
Восход и закат Великой Восход и закат Великой

«Золотой век» дворянства, крепостной гнет и реформы царствования Екатерины II

Знание – сила
Добавим зелень Добавим зелень

Как вырастить полезные травы в домашних условиях

Лиза
«Фанатизм стал нашей страстью»: почему немцы поверили в нацистскую пропаганду «Фанатизм стал нашей страстью»: почему немцы поверили в нацистскую пропаганду

Как Мелита Машманн работала в нацистской газете?

Forbes
Станет ли ваш мужчина хорошим отцом? Ответьте на 6 вопросов, чтобы понять Станет ли ваш мужчина хорошим отцом? Ответьте на 6 вопросов, чтобы понять

Признаки, по которым можно определить потенциально хорошего папу

Psychologies
Как наладить отношения с новыми коллегами и подчиненными: правило трех К Как наладить отношения с новыми коллегами и подчиненными: правило трех К

Как влиться в коллектив, быть в нем эффективным и на хорошем счету?

Psychologies
Общее число зверя Общее число зверя

Как народ разом теряет человеческий облик

Weekend
Обойдемся без искажений: как избавиться от стереотипного мышления Обойдемся без искажений: как избавиться от стереотипного мышления

Как проявляются когнитивные искажения, какими они бывают?

Forbes
Каким был один из предков позвоночных. Отрывок из книги палеонтолога Каким был один из предков позвоночных. Отрывок из книги палеонтолога

Глава из книги «Как живые» об исчезнувших живых организмах

СНОБ
Робозмею научили локоманипулировать предметами Робозмею научили локоманипулировать предметами

Робот-змея может двигаться и перемещать предметы одновременно

N+1
Облегчение не в радость: почему падает загрузка сети РЖД Облегчение не в радость: почему падает загрузка сети РЖД

Погрузка сети РЖД снижается уже более полугода. Основные причины

Forbes
Дворец и храм Дворец и храм

Грандиозные проекты Ирода Великого на сто лет вперед определили облик Иерусалима

Знание – сила
6-летняя девочка делает макияж в детский сад: как поколение альфа рискует травмировать себя 6-летняя девочка делает макияж в детский сад: как поколение альфа рискует травмировать себя

Почему поколение альфа так одержимо макияжем и чем это может им навредить?

Psychologies
Открыть в приложении