Как Артем Жданов прославился в Китае

РБКБизнес

Китайский Laowai

Как Артем Жданов прославился в Китае

Текст Валерия Позычанюк

Студентом Артем Жданов объездил весь Китай на дешевых поездах, поработал в нескольких русских бизнесах и помог начать поставки из Китая десяткам бизнесменов. А теперь делает одежду и сувениры для иностранцев — о его бренде знают миллионы китайцев и почти не слышали в России.

«Я в шесть лет узнал, кто такие дипломаты, и сразу решил — когда вырасту, стану им», — вспоминает Артем Жданов. К этому моменту его семья переехала из алтайского Бийска в Узбекистан и отдала сына в школу иностранных языков. Путешествовать и учить языки Артему понравилось, он четко решил поступать на «международные отношения».

Через несколько лет кто-то из старших товарищей объяснил Артему, что дипломат — история не про «ездить по разным странам и вести сложные переговоры», а скорее про «сидеть в министерстве и заполнять бумажки». От детского плана Жданов решил отказаться, но мечту путешествовать и говорить на разных языках не оставил. Вернувшись в Бийск, Жданов решил стать китаистом.

Выбор языка был авантюрой, вспоминает он: «Я ничего про Китай не знал, слышал лишь, что он развивается бурными темпами. Кроме того, знание китайского языка, по моим представлениям, точно должно было обеспечить меня работой». Отучившись два года, Жданов отправился на три месяца в Китай на летние языковые курсы: «Китай потрясал своими перспективами: даже маленький небогатый провинциальной город, где я учился, намного опережал в развитии тот же Новосибирск, единственный крупный город, что я видел тогда в России. Когда я вернулся, меня буквально засыпали вопросами: как найти в Китае партнеров, как найти поставщиков, а можешь нам найти товар», — вспоминает Жданов.

На последнем курсе университета Артем стал искать вакансии в Китае и после выпуска уехал в Дунгуань, работать помощником директора по маркетингу на кожевенную фабрику, принадлежащую выходцам из России. Имен Жданов не называет: говорит, почти весь русский бизнес в Китае существует изолированно и пытается не светиться, «возможно, потому, что не все поставки через границу идут легальным путем». Спустя полгода Артем переехал в более крупный Гуанчжоу, работать опять же на российскую логистическую компанию.

Это консалтинг, детка

Еще в университете Жданов создал паблик во «ВКонтакте» «Это Китай, детка», куда выкладывал музыку, фотографии и новости из Китая: «Я сам не заметил, как там набралось сначала 10, потом 20 тыс. подписчиков». Паблик рос и стал, по сути, одним из самых читаемых медиа о Китае на русском языке. «Нас приглашали на разные мероприятия, связанные с русско-китайскими отношениями, людям было сложно понять, кто мы и чем занимаемся, поэтому мы создали сайт, назвав его ЭКД — аббревиатура от названия паблика», — говорит Жданов. Сайт и паблик до сих пор приносят доход, зарабатывая на рекламе связанных с Китаем поставок около 60 тыс. руб в месяц.

В том же паблике ЭКД его создателю приходило много личных сообщений с просьбой найти товар или помочь наладить производство — сделать что-то в Китае без знания языка почти нереально, объясняет Жданов. Поразмыслив, он ушел с работы в логистической компании и решил, что если когда-то и вернется в офис, то в собственный.

Жданов взялся налаживать работу с китайскими поставщиками: «За комиссию в условные 10% от стоимости заказа брался довести заказ до конца под ключ». За этот процент он находил поставщика, договаривался о материалах и цене, организовывал встречу заказчика и исполнителя, следил за исполнением договоренностей и так далее.

Это было приятное время, говорит Жданов: условный контейнер калькуляторов мог стоить $100 тыс. за заказ, таких крупных заказов в год могло быть пять-шесть, все остальное время тогда 23-летний Артем путешествовал и занимался сайтом. Но в декабре 2014 года все это закончилось: рубль упал, все уже сделанные заказы встали на паузу. «Как-то раз я встретился с двумя другими русскими предпринимателями в Китае, дела у них тоже шли неважно. Мы решили попробовать сделать что-то вместе и основали компанию Uchina», — говорит Жданов.

Новая фирма тоже занималась поставками из Китая, но также помогала выходить на китайский рынок, искать партнеров, открывать представительства. Так, Uchina помогала продвигать на китайском рынке бренд «Фрутоняня», пыталась наладить поставки российского меда (неудачно), помогала с маркетингом и рекламой «Додо Пицца» в Китае, а потом сконцентрировалась на hardware-cтартапах — поэтому офис Uchina переехал в Шэньчжэнь, в здание рядом с крупнейшим в мире рынком электроники.

Звезда TaoBao

Как-то Жданов решил сделать себе смешную футболку с надписью «Привет, пока, не понимаю» на китайском. «Я хотел шелкографию, но их не выпускают поштучно, пришлось заказать 300 штук», — говорит он. Оказалось, футболки популярны: «Я мог зайти в бар и за вечер продать три штуки иностранцам, увидевшим ее».

Тогда-то Жданов задумал сделать свой бренд о Китае для иностранцев, назвав его «LaowaiMe», от «лаовай» — «иностранец» по-китайски. «Мне повезло, домен Laowai. me оказался не занят, хотя все, кто жил в Китае, знают, как популярно здесь это слово», — улыбается он. За полтора месяца Жданов продал все 300 футболок, затем вместе с командой зарегистрировал сайт, придумал логотип — «летающая тарелка, потому что иностранцы в Китае — как инопланетяне», и открыл магазин на TaoBao, самом популярном китайском интернет-магазине, где люди торгуют друг с другом.

Потом у бренда появились обложки на паспорт, кружки с надписью «Пей больше горячей воды» (местная привычка), наборы для празднования китайского Нового года. «Мы занимались брендом в фоновом режиме и о большем в общем-то не думали. Пока однажды утром мы не очутились в какой-то другой реальности», — вспоминает Артем.

Однажды чат бренда на TaoBao оказался завален заказами и личными сообщениями. Оказалось, накануне вышло интервью, которое Артем дал крупному изданию, которое пишет про e-commerce. «Статья попала в выборку самых интересных статей в блоге на TaoBao и набирала просмотры так быстро, что редакция площадки вывела ее на главную страницу, и ее прочитали почти 5 млн человек».

Китайцев потряс сам факт, что иностранец открыл магазин на TaoBao, смеется Жданов: «Половина спрашивала: «А вы правда иностранцы?» Другие говорили спасибо за то, что мы интересуемся их культурой и помогаем ее распространять». После этой истории о российском «Лаовае» написали «Жэньминь жибао» и «Синьхуа», сняли сюжет на ТВ и пригласили в несколько программ. «Я был гостем на шоу, где участвуют люди, изучающие китайский язык, давал им задания и дарил победителям наши вещи. А на столах у каждого стояли наши кружки — рядом с телефонами Huawei, который, наверное, за рекламу заплатил миллионы юаней», — вспоминает Жданов.

Сейчас Артем считает главным не упустить момент и сделать из LaowaiMe бренд, который построит мост между Китаем и остальным миром. «Я в этом уже десять лет кручусь, и меня люди каждый день спрашивают: посоветуй приложение по китайскому языку, что и где почитать. И нет главного бренда, где человек стал был искать ответы на все вопросы, — так почему бы его не сделать»?

Фото: Евгений Якимчук для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игра в бренды Игра в бренды

Компания Ferrero намерена удвоить рост в ближайшие 10 лет

Forbes
Обзор Bluetooth-спикерфона Jabra Speak 710: связь и музыка без проводов Обзор Bluetooth-спикерфона Jabra Speak 710: связь и музыка без проводов

Изучаем портативную колонку премиум-класса с мощным динамиком и микрофоном

CHIP
Семь правил миллиардера Семь правил миллиардера

Олег Тиньков делится принципами, позволившими ему построить бизнес

Forbes
Убежище для денег. Как подготовиться к мировому кризису Убежище для денег. Как подготовиться к мировому кризису

Как сохранить свое благосостояние во время турбулентности на финансовых рынках

Forbes
Клан Либерманов Клан Либерманов

Одна семья, которая мечтает изменить мир

РБК
Назван лучший молодой повар России 2018 года Назван лучший молодой повар России 2018 года

Лучшим молодым поваром России экспертное жюри объявило Александра Райляна

Cosmopolitan
Кризис ожиданий Кризис ожиданий

Повышение пенсионного возраста в России поддержало больше людей, чем в Германии

Forbes
Гонки на $100 млрд: стоит ли инвестировать в IPO такси-сервиса Uber Гонки на $100 млрд: стоит ли инвестировать в IPO такси-сервиса Uber

На вероятном IPO компания Uber сможет получить оценку не менее $100 млрд

Forbes
Родное плечо Родное плечо

Александр Колобов провел свою сеть «Шоколадница» через все кризисы

Forbes
Защита от дурака: зачем начальник инициирует конфликт в коллективе Защита от дурака: зачем начальник инициирует конфликт в коллективе

Грамотный менеджер может умышленно заложить конфликт там, где это необходимо

Forbes
Дачные удовольствия Дачные удовольствия

Кончалось лето, а Мария Шумакова так и не сфоткалась на даче

Maxim
Стоп-лист для капитала. Иностранные паспорта создадут проблемы богатым россиянам Стоп-лист для капитала. Иностранные паспорта создадут проблемы богатым россиянам

Список рискованных юрисдикций от ОЭСР

Forbes
Джаник Файзиев Джаник Файзиев

Режиссер и продюсер Джаник Файзиев описал свой творческий путь

Maxim
Полный багрец Полный багрец

Осень в пушкинском Болдино по-настоящему золотая

Огонёк
10 новичков рейтинга крупнейших частных компаний России — 2018 10 новичков рейтинга крупнейших частных компаний России — 2018

Какие компании смогли увеличить выручку?

Forbes
Любовный эксперимент: может ли пара влюбиться, ответив на 36 вопросов? Любовный эксперимент: может ли пара влюбиться, ответив на 36 вопросов?

36 вопросов, которые способны влюбить людей друг в друга

Cosmopolitan
Подвигаемся! Чем поможет активное поведение в родах? Подвигаемся! Чем поможет активное поведение в родах?

Активное движение – эффективный способ облегчить боль при родах

9 месяцев
Главные музы Карла Лагерфельда Главные музы Карла Лагерфельда

Вспоминаем тех, кто вдохновлял Карла Лагерфельда на протяжении всей карьеры

Vogue
Квартира с картинной галереей Квартира с картинной галереей

Акцент в этой двухуровневой лондонской квартире сделан на искусство

AD
Расти без старости. Как людям оставаться молодыми до смерти Расти без старости. Как людям оставаться молодыми до смерти

Лекарство, которое будет убивать увядающие клетки человеческого организма

Forbes
«Жора, подержи мой макинтош...» «Жора, подержи мой макинтош...»

Имя Макинтош носят самые разные вещи

Дилетант
Red Dead Redemption 2 и другие главные игровые новинки месяца Red Dead Redemption 2 и другие главные игровые новинки месяца

Игры месяца

Maxim
Тральщик Т-116: история гибели арктического конвоя Тральщик Т-116: история гибели арктического конвоя

Им приказали не возвращаться на берег, пока не потопят немецкую подлодку

Maxim
Внук Чингисхана Внук Чингисхана

Мы не очень жалуем Батыя, а в Астане, столице Казахстана, есть улица Бату-хана

Дилетант
Недород человеческий Недород человеческий

Медики признали неразвивающиеся беременности пандемией

Огонёк
КВ-1 к маршу готов КВ-1 к маршу готов

Танки, участвовавшие в битве на Неве

Популярная механика
«Каждый день наслаждаюсь беременностью!» «Каждый день наслаждаюсь беременностью!»

В жизни певицы Нюши за год с небольшим произошли кардинальные перемены

OK!
Формула счастья: учимся управлять гормонами Формула счастья: учимся управлять гормонами

Эксперт: на какие гормоны обратить внимание, чтобы чувствовать себя счастливым

Psychologies
Триумф арки Триумф арки

Арка — выразительная деталь пространства, модный декоративный мотив

SALON-Interior
Мечты и реальность. Где на самом деле покупают жилье в Москве Мечты и реальность. Где на самом деле покупают жилье в Москве

Анализ поисковых запросов и сделок на рынке новостроек Москвы и Подмосковья

Forbes
Открыть в приложении