Как Артем Жданов прославился в Китае

РБКБизнес

Китайский Laowai

Как Артем Жданов прославился в Китае

Текст Валерия Позычанюк

Студентом Артем Жданов объездил весь Китай на дешевых поездах, поработал в нескольких русских бизнесах и помог начать поставки из Китая десяткам бизнесменов. А теперь делает одежду и сувениры для иностранцев — о его бренде знают миллионы китайцев и почти не слышали в России.

«Я в шесть лет узнал, кто такие дипломаты, и сразу решил — когда вырасту, стану им», — вспоминает Артем Жданов. К этому моменту его семья переехала из алтайского Бийска в Узбекистан и отдала сына в школу иностранных языков. Путешествовать и учить языки Артему понравилось, он четко решил поступать на «международные отношения».

Через несколько лет кто-то из старших товарищей объяснил Артему, что дипломат — история не про «ездить по разным странам и вести сложные переговоры», а скорее про «сидеть в министерстве и заполнять бумажки». От детского плана Жданов решил отказаться, но мечту путешествовать и говорить на разных языках не оставил. Вернувшись в Бийск, Жданов решил стать китаистом.

Выбор языка был авантюрой, вспоминает он: «Я ничего про Китай не знал, слышал лишь, что он развивается бурными темпами. Кроме того, знание китайского языка, по моим представлениям, точно должно было обеспечить меня работой». Отучившись два года, Жданов отправился на три месяца в Китай на летние языковые курсы: «Китай потрясал своими перспективами: даже маленький небогатый провинциальной город, где я учился, намного опережал в развитии тот же Новосибирск, единственный крупный город, что я видел тогда в России. Когда я вернулся, меня буквально засыпали вопросами: как найти в Китае партнеров, как найти поставщиков, а можешь нам найти товар», — вспоминает Жданов.

На последнем курсе университета Артем стал искать вакансии в Китае и после выпуска уехал в Дунгуань, работать помощником директора по маркетингу на кожевенную фабрику, принадлежащую выходцам из России. Имен Жданов не называет: говорит, почти весь русский бизнес в Китае существует изолированно и пытается не светиться, «возможно, потому, что не все поставки через границу идут легальным путем». Спустя полгода Артем переехал в более крупный Гуанчжоу, работать опять же на российскую логистическую компанию.

Это консалтинг, детка

Еще в университете Жданов создал паблик во «ВКонтакте» «Это Китай, детка», куда выкладывал музыку, фотографии и новости из Китая: «Я сам не заметил, как там набралось сначала 10, потом 20 тыс. подписчиков». Паблик рос и стал, по сути, одним из самых читаемых медиа о Китае на русском языке. «Нас приглашали на разные мероприятия, связанные с русско-китайскими отношениями, людям было сложно понять, кто мы и чем занимаемся, поэтому мы создали сайт, назвав его ЭКД — аббревиатура от названия паблика», — говорит Жданов. Сайт и паблик до сих пор приносят доход, зарабатывая на рекламе связанных с Китаем поставок около 60 тыс. руб в месяц.

В том же паблике ЭКД его создателю приходило много личных сообщений с просьбой найти товар или помочь наладить производство — сделать что-то в Китае без знания языка почти нереально, объясняет Жданов. Поразмыслив, он ушел с работы в логистической компании и решил, что если когда-то и вернется в офис, то в собственный.

Жданов взялся налаживать работу с китайскими поставщиками: «За комиссию в условные 10% от стоимости заказа брался довести заказ до конца под ключ». За этот процент он находил поставщика, договаривался о материалах и цене, организовывал встречу заказчика и исполнителя, следил за исполнением договоренностей и так далее.

Это было приятное время, говорит Жданов: условный контейнер калькуляторов мог стоить $100 тыс. за заказ, таких крупных заказов в год могло быть пять-шесть, все остальное время тогда 23-летний Артем путешествовал и занимался сайтом. Но в декабре 2014 года все это закончилось: рубль упал, все уже сделанные заказы встали на паузу. «Как-то раз я встретился с двумя другими русскими предпринимателями в Китае, дела у них тоже шли неважно. Мы решили попробовать сделать что-то вместе и основали компанию Uchina», — говорит Жданов.

Новая фирма тоже занималась поставками из Китая, но также помогала выходить на китайский рынок, искать партнеров, открывать представительства. Так, Uchina помогала продвигать на китайском рынке бренд «Фрутоняня», пыталась наладить поставки российского меда (неудачно), помогала с маркетингом и рекламой «Додо Пицца» в Китае, а потом сконцентрировалась на hardware-cтартапах — поэтому офис Uchina переехал в Шэньчжэнь, в здание рядом с крупнейшим в мире рынком электроники.

Звезда TaoBao

Как-то Жданов решил сделать себе смешную футболку с надписью «Привет, пока, не понимаю» на китайском. «Я хотел шелкографию, но их не выпускают поштучно, пришлось заказать 300 штук», — говорит он. Оказалось, футболки популярны: «Я мог зайти в бар и за вечер продать три штуки иностранцам, увидевшим ее».

Тогда-то Жданов задумал сделать свой бренд о Китае для иностранцев, назвав его «LaowaiMe», от «лаовай» — «иностранец» по-китайски. «Мне повезло, домен Laowai. me оказался не занят, хотя все, кто жил в Китае, знают, как популярно здесь это слово», — улыбается он. За полтора месяца Жданов продал все 300 футболок, затем вместе с командой зарегистрировал сайт, придумал логотип — «летающая тарелка, потому что иностранцы в Китае — как инопланетяне», и открыл магазин на TaoBao, самом популярном китайском интернет-магазине, где люди торгуют друг с другом.

Потом у бренда появились обложки на паспорт, кружки с надписью «Пей больше горячей воды» (местная привычка), наборы для празднования китайского Нового года. «Мы занимались брендом в фоновом режиме и о большем в общем-то не думали. Пока однажды утром мы не очутились в какой-то другой реальности», — вспоминает Артем.

Однажды чат бренда на TaoBao оказался завален заказами и личными сообщениями. Оказалось, накануне вышло интервью, которое Артем дал крупному изданию, которое пишет про e-commerce. «Статья попала в выборку самых интересных статей в блоге на TaoBao и набирала просмотры так быстро, что редакция площадки вывела ее на главную страницу, и ее прочитали почти 5 млн человек».

Китайцев потряс сам факт, что иностранец открыл магазин на TaoBao, смеется Жданов: «Половина спрашивала: «А вы правда иностранцы?» Другие говорили спасибо за то, что мы интересуемся их культурой и помогаем ее распространять». После этой истории о российском «Лаовае» написали «Жэньминь жибао» и «Синьхуа», сняли сюжет на ТВ и пригласили в несколько программ. «Я был гостем на шоу, где участвуют люди, изучающие китайский язык, давал им задания и дарил победителям наши вещи. А на столах у каждого стояли наши кружки — рядом с телефонами Huawei, который, наверное, за рекламу заплатил миллионы юаней», — вспоминает Жданов.

Сейчас Артем считает главным не упустить момент и сделать из LaowaiMe бренд, который построит мост между Китаем и остальным миром. «Я в этом уже десять лет кручусь, и меня люди каждый день спрашивают: посоветуй приложение по китайскому языку, что и где почитать. И нет главного бренда, где человек стал был искать ответы на все вопросы, — так почему бы его не сделать»?

Фото: Евгений Якимчук для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему в тренде узкоспециализированные выставки Почему в тренде узкоспециализированные выставки

Есть ли перспективы у выставочной индустрии?

РБК
Ирена Понарошку: Ирена Понарошку:

Ирена Понарошку была звездой молодежи в нулевых, а теперь ведет блог в Instagram

Cosmopolitan
Давление на автозаймы Давление на автозаймы

Что мешает автокредитам набирать обороты

Деньги
Шпионские страсти. Как Боширов и Петров раскололи Россию Шпионские страсти. Как Боширов и Петров раскололи Россию

Повышенная эмоциональная реакция привела к разделению общественного мнения

Forbes
Где восходит экономика Где восходит экономика

«Разворот на Восток» — один из реальных курсов для российского бизнеса

РБК
Нью–Йорк в Москве Нью–Йорк в Москве

Эта квартира, предназначенная для приёма гостей, призвана произвести впечатление

SALON-Interior
Танцы с бубном. Почему компании избавляются от сотрудников-звезд Танцы с бубном. Почему компании избавляются от сотрудников-звезд

Граница между звездным и невыносимым работником удивительно тонкая

Forbes
Кто рисует лучше, человек или нейронные сети: наглядное сравнение Кто рисует лучше, человек или нейронные сети: наглядное сравнение

Кто лучше справляется с художественными задачами?

Популярная механика
Пластик-фантастик Пластик-фантастик

Что такое движение Zero Waste и как бренды справляются с перепроизводством

Grazia
Ирина Ледник:«Главное —  прилагать усилия и стремиться, работать и двигаться» Ирина Ледник:«Главное —  прилагать усилия и стремиться, работать и двигаться»

Основатель дизайн-студии L'Art Nouveau о ремонте мечты и собственном бизнесе

Cosmopolitan
Очистить корзину Очистить корзину

Объясняем концепцию zero waste («ноль отходов») в пяти простых правилах

Glamour
Гость столицы: дизайнер и друг Канье Уэста Херон Престон комментирует коллекции российских дизайнеров Гость столицы: дизайнер и друг Канье Уэста Херон Престон комментирует коллекции российских дизайнеров

Херон Престон прокомментировал лукбуки отечественных стритвир-брендов

Esquire
Подарок от арестантов. Можно ли заработать на акциях НМТП Подарок от арестантов. Можно ли заработать на акциях НМТП

Долго ли будут дорожать акции и стоит ли участвовать в этом ралли

Forbes
В беде не бросит В беде не бросит

Учительница Сергея Безрукова раскрыла «СтарХиту» его секреты

StarHit
10 признаков, что вы пассивно-агрессивны 10 признаков, что вы пассивно-агрессивны

Накопленная агрессия обладает разрушительной силой, но нам сложно распознать ее

Psychologies
Любовь — великая замануха жизни Любовь — великая замануха жизни

История слепого массажиста без инвалидной психологии

Русский репортер
От «Викингов» до «Табу»: 7 сериалов про крутых парней От «Викингов» до «Табу»: 7 сериалов про крутых парней

Обаятельный, дерзкий, неординарный главный герой — вот залог успеха любого шоу!

Playboy
Как обновить драйвера видеокарты и зачем это делать? Как обновить драйвера видеокарты и зачем это делать?

Отвечаем на все животрепещущие вопросы относительно «дров»

CHIP
Галопом по Европам Галопом по Европам

Куда отправиться в середине осени: в Париж, Лондон или Флоренцию

Grazia
Свои люди: пять главных секретов продвижения в Instagram Свои люди: пять главных секретов продвижения в Instagram

Что считается дурным тоном в Instagram

Forbes
Звёзды Южной Африки Звёзды Южной Африки

Новые сафари-лоджи в Южной Африке

Robb Report
Стратегическая сделка. Стоит ли инвесторам опасаться продажи «Яндекса» Стратегическая сделка. Стоит ли инвесторам опасаться продажи «Яндекса»

Слухи о возможной продаже 30% «Яндекса» Сбербанку

Forbes
Орден Педру I Орден Педру I

Среди коллекционеров орден Педру I считается довольно редким

Дилетант
Отторжение под предлогом присоединения Отторжение под предлогом присоединения

Екатерина II была не последним правителем, раширившим свои территории

Дилетант
Валентин Постников: Валентин Постников:

Невероятная энергия Эдуарда Успенского творила чудеса

Караван историй
Технические моменты: чем «Яндекс» и «Сбербанк» могут помочь друг другу Технические моменты: чем «Яндекс» и «Сбербанк» могут помочь друг другу

Обсуждение альянса «Сбербанка» и «Яндекса»

Forbes
Тайны старинных канализаций Лондона: что скрывают глубины Тайны старинных канализаций Лондона: что скрывают глубины

Старинные тайны и омерзительные открытия в канализации Лондона

Популярная механика
Утилитарность или вынужденность? Почему стиль зависит от контекста Утилитарность или вынужденность? Почему стиль зависит от контекста

В каких декорациях «тщательные» образы имеют шансы на успех, а в каких нет

Cosmopolitan
Камерная атмосфера Камерная атмосфера

Парижский автосалон стал заметно компактнее

АвтоМир
Надя Михалкова: «Стать режиссером – последнее, что я могла сделать» Надя Михалкова: «Стать режиссером – последнее, что я могла сделать»

Легко ли Наде Михалковой находить общий язык с молодыми людьми и самой собой

Grazia
Открыть в приложении