МКС может завершить работу через шесть лет. Что будет дальше?

Популярная механикаНаука

Кто спасет МКС

Международную космическую станцию не раз называли высшим достижением человечества. Мировые державы, бесконечно соперничающие на земле, объединили усилия, чтобы построить крупнейшую в истории внеземную инфраструктуру. Она может завершить работу через шесть лет. Что будет дальше, пока вопрос.

Текст Иван Чеберко

Kомпания S7 Space выступила с предложением создать на основе станции орбитальный космодром для обеспечения транспортных потоков между землей и другими небесными телами, главным образом Луной и Марсом. Важной составной частью такого космодрома может стать разрабатываемый в России межорбитальный буксир с ядерным двигателем. Космический атомоход хотят использовать в роли многоразового челнока – наиболее выгодного средства перемещения грузов между орбитами планет. Успех проекта будет означать, что наша страна создала самый эффективный транспортный межпланетный коридор.

Время «Ч» для орбитальной станции

В беспрецедентном проекте МКС просматриваются именно те черты будущего, на которое рассчитывали фантасты: страны отказываются от междоусобиц ради расширения сферы жизнедеятельности человека.

В 2024 году этот проект планируется завершить. В США инициатива в сфере космической деятельности переходит в частные руки, поэтому составители бюджета посчитали необязательным выделять 3–3,5 млрд долл. в год из карманов налогоплательщиков на содержание орбитальной станции. То, что американцы согласились продлить эксплуатационный срок МКС до 2024 года (ранее в соглашении стоял 2020-й), уже большой успех международного сообщества. Переговоры о продлении завершились в 2013 году, как раз накануне очередного политического обострения.

Что произойдет со станцией после 2024 года? По действующему договору сторон каждый партнер отвечает за свой сегмент в составе станции в течение всего периода его существования на орбите и при затоплении. В действующей Федеральной космической программе (ФКП, основной бюджетный документ ракетно-космической отрасли России) предусмотрена статья расходов на проектирование специального корабля, который может столкнуть с орбиты такую махину. Вес российского сегмента МКС превышает 55 т. Гораздо более массивный американский сегмент, включающий японский и европейский модули, потребует двухлетней программы работ по разборке и затоплению. В NASA предварительно оценивают эту программу в 950 млн долл.

Смертный приговор МКС еще не вынесен. Станция или ее отдельные элементы могут быть сохранены. В России как один из основных рассматривался сценарий отсоединения национального сегмента. То есть существующую инфраструктуру разбирают и на основе российской ее части делают новую орбитальную станцию. Прямо сейчас это невозможно: такой станции не хватило бы электроэнергии, сейчас ею в космосе с нами делятся американцы. Проблема с энергией может быть решена после пристыковки к российскому сегменту МКС новых модулей. Их строительство ведется давно, да и вывод на орбиту был запланирован в предыдущие годы, однако сдвиг сроков реализации крупных космических проектов на 5–10 лет сейчас нормальное явление (см. проекты «Ангара», ГЛОНАСС и др.). К российскому сегменту предстоит пристыковать модуль «Причал» (запуск планируется на 2019 год), а к нему – научно-энергетический модуль (НЭМ, запуск назначен на 2021 год), который способен вырабатывать 50 кВт в сутки, что полностью обеспечит потребности российского сегмента. Таким образом, российская орбитальная станция по сути станет новым проектом, который, разумеется, должен решать новые задачи. Какими они могут быть? Стратегической целью российской космонавтики на ближайшие десятилетия является освоение Луны. Не высадка («флаговтык» на сленге космонавтов), как было у американцев в прошлом тысячелетии, а именно освоение. Это означает появление на спутнике Земли определенной инфраструктуры – посещаемой, а затем и обитаемой базы, в дальнейшем лунного полигона. Любопытная деталь: в проект Федеральной космической программы на 2015–2025 годы Роскосмос включил статьи по созданию лунных грейдеров и экскаваторов (про «любимый лунный трактор» ничего сказано не было). Вполне логично: лунную базу трактором «Владимирец» не построишь – понадобится специальная техника. Но на момент утверждения программы действовал режим экономии бюджета, что заставило отложить финансирование лунного автопарка. Задачи покорения Луны тем не менее никто не отменял. Именно в этом контексте идет речь о создании ракетного комплекса сверхтяжелого класса и нового российского космического корабля «Федерация».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мир-кольцо Мир-кольцо

Земли в форме бублика: добро пожаловать на обруч и пончик

Популярная механика
Фокусы Маска. К чему приводит уход яркого лидера из компании Фокусы Маска. К чему приводит уход яркого лидера из компании

Уход харизматичного лидера может стать положительным событием для компании

Forbes
Пламенные моторы будущего Пламенные моторы будущего

Интервью с генеральным директором ЦИАМ Михаилом Гординым

Популярная механика
Беззащитный возраст. Почему закон не защищает будущих пенсионеров от увольнения Беззащитный возраст. Почему закон не защищает будущих пенсионеров от увольнения

Закон вряд ли решит проблему дискриминации возрастных сотрудников

Forbes
Рисунки на полях Рисунки на полях

На финале лиги чемпионов УЕФА-2018 засветился робот, рисующий разметку

Популярная механика
Jaguar XE SV Project 8 Jaguar XE SV Project 8

Jaguar XE SV Project 8

Quattroruote
Имею скафандр, готов путешествовать Имею скафандр, готов путешествовать

Скафандров для других планет у человечества нет даже в перспективе

Популярная механика
10 сериалов, которые нужно посмотреть до конца осени 10 сериалов, которые нужно посмотреть до конца осени

Сериал Мишеля Гондри с Джимом Керри в главной роли и многие другие

Esquire
Брат небесный, брат земной Брат небесный, брат земной

NASA исследует близнецов: астронавта и его брата, оставшегося на Земле

Популярная механика
Почему я одна: четыре причины Почему я одна: четыре причины

Быть одной — это нормально

Psychologies
Квантовое превосходство Квантовое превосходство

В IT сложилась предреволюционная ситуация

Популярная механика
«Менять топор на шкуру»: Петр Авен о борьбе с долларом и экономике России «Менять топор на шкуру»: Петр Авен о борьбе с долларом и экономике России

Петр Авен — об ошибках советской экономики, которые рискует повторить Россия

Forbes
Летающий фрегат Летающий фрегат

Российский проект транспортного беспилотника с вертикальными взлетом и посадкой

Популярная механика
Больной ребенок: почему отцы уходят? Больной ребенок: почему отцы уходят?

Не все родители способны принять то, что их ребенок тяжело болен

Psychologies
Темный карнавал Темный карнавал

Об экзотических гипотезах темной материи

Популярная механика
Одна вокруг света: Как не повздорить в ЮАР с пингвином и бабуином Одна вокруг света: Как не повздорить в ЮАР с пингвином и бабуином

32-ая серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
Марс, пульс, температура Марс, пульс, температура

Зонд InSight: заглянуть внутрь Марса

Популярная механика
Железная фрау. Как дочь пастора возглавила страну Железная фрау. Как дочь пастора возглавила страну

Как складывалась карьера Ангелы Меркель

Forbes
Кошка на пути домой Кошка на пути домой

Кошка на пути домой. От совершенного хищника к совершенному домашнему питомцу

Популярная механика
«Хьюстон, у нас проблемы»: почему NASA теряет космические аппараты «Хьюстон, у нас проблемы»: почему NASA теряет космические аппараты

Космические неудачи преследуют не только «Роскосмос»

Forbes
Операция «Ы» Операция «Ы»

Киргизия стала целью второй экспедиции Land Rover

Популярная механика
Берлускони глазами Паоло Соррентино. Фильм недели: «Лоро» Берлускони глазами Паоло Соррентино. Фильм недели: «Лоро»

В новом фильме Соррентино соединились и «Молодость», и «Великая красота»

Forbes
Чистый тяжелый металл Чистый тяжелый металл

Как производят слитки драгоценных металлов

Популярная механика
Шпилеологу на заметку Шпилеологу на заметку

Какие церкви со шпилями стоит увидеть в малопримечательных городах

Esquire
Летающая парта нового поколения Летающая парта нового поколения

Сверхманевренный учебный самолет с крыльями обратной стреловидности

Популярная механика
Бежать со всех ног. Какие сотрудники нужны компаниям будущего Бежать со всех ног. Какие сотрудники нужны компаниям будущего

Чтобы остаться востребованным, нужно совершенствоваться в смежных дисциплинах

Forbes
Заплечных дел мастер Заплечных дел мастер

Почти бесконечный боезапас за спиной

Популярная механика
«Сегодня мы все предприниматели». Правила бизнеса Марка Цукерберга «Сегодня мы все предприниматели». Правила бизнеса Марка Цукерберга

Создатель Facebook рассказывает об общей цели человечества и экономике знаний

Forbes
Когда погаснет БАК Когда погаснет БАК

Мегапроекты, которые придут на смену Большому адронному коллайдеру

Популярная механика
Груз воспоминаний Груз воспоминаний

Toyota Hilux — один из самых известных и популярных пикапов мира

Quattroruote
Открыть в приложении