МКС может завершить работу через шесть лет. Что будет дальше?

Популярная механикаНаука

Кто спасет МКС

Международную космическую станцию не раз называли высшим достижением человечества. Мировые державы, бесконечно соперничающие на земле, объединили усилия, чтобы построить крупнейшую в истории внеземную инфраструктуру. Она может завершить работу через шесть лет. Что будет дальше, пока вопрос.

Текст Иван Чеберко

Kомпания S7 Space выступила с предложением создать на основе станции орбитальный космодром для обеспечения транспортных потоков между землей и другими небесными телами, главным образом Луной и Марсом. Важной составной частью такого космодрома может стать разрабатываемый в России межорбитальный буксир с ядерным двигателем. Космический атомоход хотят использовать в роли многоразового челнока – наиболее выгодного средства перемещения грузов между орбитами планет. Успех проекта будет означать, что наша страна создала самый эффективный транспортный межпланетный коридор.

Время «Ч» для орбитальной станции

В беспрецедентном проекте МКС просматриваются именно те черты будущего, на которое рассчитывали фантасты: страны отказываются от междоусобиц ради расширения сферы жизнедеятельности человека.

В 2024 году этот проект планируется завершить. В США инициатива в сфере космической деятельности переходит в частные руки, поэтому составители бюджета посчитали необязательным выделять 3–3,5 млрд долл. в год из карманов налогоплательщиков на содержание орбитальной станции. То, что американцы согласились продлить эксплуатационный срок МКС до 2024 года (ранее в соглашении стоял 2020-й), уже большой успех международного сообщества. Переговоры о продлении завершились в 2013 году, как раз накануне очередного политического обострения.

Что произойдет со станцией после 2024 года? По действующему договору сторон каждый партнер отвечает за свой сегмент в составе станции в течение всего периода его существования на орбите и при затоплении. В действующей Федеральной космической программе (ФКП, основной бюджетный документ ракетно-космической отрасли России) предусмотрена статья расходов на проектирование специального корабля, который может столкнуть с орбиты такую махину. Вес российского сегмента МКС превышает 55 т. Гораздо более массивный американский сегмент, включающий японский и европейский модули, потребует двухлетней программы работ по разборке и затоплению. В NASA предварительно оценивают эту программу в 950 млн долл.

Смертный приговор МКС еще не вынесен. Станция или ее отдельные элементы могут быть сохранены. В России как один из основных рассматривался сценарий отсоединения национального сегмента. То есть существующую инфраструктуру разбирают и на основе российской ее части делают новую орбитальную станцию. Прямо сейчас это невозможно: такой станции не хватило бы электроэнергии, сейчас ею в космосе с нами делятся американцы. Проблема с энергией может быть решена после пристыковки к российскому сегменту МКС новых модулей. Их строительство ведется давно, да и вывод на орбиту был запланирован в предыдущие годы, однако сдвиг сроков реализации крупных космических проектов на 5–10 лет сейчас нормальное явление (см. проекты «Ангара», ГЛОНАСС и др.). К российскому сегменту предстоит пристыковать модуль «Причал» (запуск планируется на 2019 год), а к нему – научно-энергетический модуль (НЭМ, запуск назначен на 2021 год), который способен вырабатывать 50 кВт в сутки, что полностью обеспечит потребности российского сегмента. Таким образом, российская орбитальная станция по сути станет новым проектом, который, разумеется, должен решать новые задачи. Какими они могут быть? Стратегической целью российской космонавтики на ближайшие десятилетия является освоение Луны. Не высадка («флаговтык» на сленге космонавтов), как было у американцев в прошлом тысячелетии, а именно освоение. Это означает появление на спутнике Земли определенной инфраструктуры – посещаемой, а затем и обитаемой базы, в дальнейшем лунного полигона. Любопытная деталь: в проект Федеральной космической программы на 2015–2025 годы Роскосмос включил статьи по созданию лунных грейдеров и экскаваторов (про «любимый лунный трактор» ничего сказано не было). Вполне логично: лунную базу трактором «Владимирец» не построишь – понадобится специальная техника. Но на момент утверждения программы действовал режим экономии бюджета, что заставило отложить финансирование лунного автопарка. Задачи покорения Луны тем не менее никто не отменял. Именно в этом контексте идет речь о создании ракетного комплекса сверхтяжелого класса и нового российского космического корабля «Федерация».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Знаки и смыслы Китая Знаки и смыслы Китая

Китайская иероглифика прекрасна чувствует себя даже в цифровую эпоху

Популярная механика
Франческо Растрелли. Гений барокко Франческо Растрелли. Гений барокко

Для Растрелли перемены на русском троне не предвещали ничего хорошего

Караван историй
Ракетный маневр Ракетный маневр

С S7 Space связывают надежды на развитие отечественной частной космонавтики

Популярная механика
Жажда жизни Жажда жизни

Джастин Руки-ножницы. Как поп-принц Тимберлейк решил стать дизайнером

GQ
Портрет генами Портрет генами

ДНК-фенотипирование позволит восстановить облик преступника по его генам

Популярная механика
Слушать своё тело Слушать своё тело

Медитируйте на физических ощущениях, чтобы чувствовать себя спокойным

Yoga Journal
Нервные клетки не восстанавливаются? Нервные клетки не восстанавливаются?

Может ли мозг взрослого человека образовывать новые нейроны взамен утраченных

Популярная механика
Большой гороскоп на 2019 год Большой гороскоп на 2019 год

Астрологический прогноз о том, чего ждать в год Свиньи

Домашний Очаг
Самая древняя Русь Самая древняя Русь

Животный мир давно минувших эпох

Популярная механика
Перекрестки Миллера Перекрестки Миллера

Эзра Миллер рассказал про аутсайдеров, Джуда Лоу и прелести животноводства

Cosmopolitan
Ударные стройки науки Ударные стройки науки

Национальный научный фонд (NSF) опубликовал детальную статистику за 2016 год

Популярная механика
Вопрос времени: почему мужчины не носят юбки? Вопрос времени: почему мужчины не носят юбки?

Одежду теперь не делят на мужскую и женскую — в чем же тогда проблема

Esquire
Мир завтрашнего дня Мир завтрашнего дня

Дизайн – это вовсе не то, как выглядит какой-то предмет

Популярная механика
В Берлине нашли лучшего бармена года — итальянца в Австралии В Берлине нашли лучшего бармена года — итальянца в Австралии

На конкурсе Diageo Reserve World Class соревновались бармены из 56 стран

Forbes
Прививка или смерть Прививка или смерть

Создание эффективной вакцины против ВИЧ заняло почти 40 лет

Популярная механика
Блог с вами Блог с вами

Своими мыслями делится Ирина Голдман – журналист и автор тревел-блога @veryire

Grazia
Небо для катамаранов Небо для катамаранов

Современные самолеты построены по так называемой нормальной схеме

Популярная механика
Наши люди в Голливуде Наши люди в Голливуде

Дом в США по проекту Надежды и Георгия Ананьевых

AD
Техпарад Техпарад

Новости мира науки

Популярная механика
Другая Хлоя Другая Хлоя

Хлоя Грейс Морец о съемках, страхе и своем новом амплуа

Cosmopolitan
Точечный старт Точечный старт

История отечественного авиаконструктора – Владимира Мясищева

Популярная механика
Звёзды Южной Африки Звёзды Южной Африки

Новые сафари-лоджи в Южной Африке

Robb Report
Заплечных дел мастер Заплечных дел мастер

Почти бесконечный боезапас за спиной

Популярная механика
А как же Я? А как же Я?

Что делать, если чувство детской недолюбленности мешает вам жить

Добрые советы
Кошка на пути домой Кошка на пути домой

Кошка на пути домой. От совершенного хищника к совершенному домашнему питомцу

Популярная механика
Эти 13 женщин зарабатывают столько, сколько у тебя нет даже в мыслях Эти 13 женщин зарабатывают столько, сколько у тебя нет даже в мыслях

Эти 13 женщин сделали себя сами и входят в список богатейших людей мира Forbes

Playboy
Когда погаснет БАК Когда погаснет БАК

Мегапроекты, которые придут на смену Большому адронному коллайдеру

Популярная механика
Робот за рулем. Кто будет водить такси в ближайшем будущем Робот за рулем. Кто будет водить такси в ближайшем будущем

Новые типы транспорта требуют новых компетенций от людей

Forbes
Летающая парта нового поколения Летающая парта нового поколения

Сверхманевренный учебный самолет с крыльями обратной стреловидности

Популярная механика
Екатерина Гусева. Очищение через страдания Екатерина Гусева. Очищение через страдания

Интервью с Екатериной Гусевой

Караван историй
Открыть в приложении