Воспоминания Надии Мурад, получившей Нобелевскую премию мира 2018 года

ForbesКультура

Она отказалась молчать. Нобелевский лауреат Надия Мурад о жизни в плену

Forbes Life публикует воспоминания правозащитницы Надии Мурад, получившей Нобелевскую премию мира 2018 года.

Наталья Ломыкина

nadia-murad.jpg__1538994479__58362.jpg
Фото Getty Images

Нобелевскую премию мира в этом году получила 25-летняя Надия Мурад, иракская правозащитница езидского происхождения, пережившая сексуальное рабство в ИГ (террористическая группировка, запрещенная в России), автор книги «Последняя девушка. История моего плена и мое сражение с «Исламским государством». Вместе с Надией, которой удалось выбраться из плена и стать голосом всех женщин, пострадавших от террористов, премию получил хирург Дени Муквеге из Демократической Республики Конго. Нобелевский комитет сообщил, что они получили эту награду «за их усилия, направленные на прекращение использования сексуального насилия в качестве оружия войны и вооруженных конфликтов».

Книга Надии Мурад «Последняя девушка» вышла на русском языке в издательстве «Бомбора». Forbes Life публикует выдержки из книги с предисловием Амаль Клуни.

Предисловие к книге «Последняя девушка»

Надия Мурад — не просто мой клиент, она моя подруга. Когда нас представили друг другу в Лондоне, она попросила меня выступить в качестве ее адвоката. Она объяснила, что не собирается предоставлять средства, что ее случай, скорее всего, будет разбираться долго, а на успех надеяться не стоит. Но, как она сказала, прежде чем я приму решение, я должна ее выслушать.

В 2014 году ИГИЛ напало на деревню Надии в Ираке, сломав жизнь этой студентке в возрасте двадцати одного года. Она видела собственными глазами, как ее мать и братьев уводят на расстрел, а саму ее по очереди покупали разные боевики ИГИЛ. Перед изнасилованием ее заставляли молиться и наносить на лицо косметику, а однажды, когда она лежала без сознания, на нее набросилась целая группа мужчин. Она показывала мне ожоги от сигарет и шрамы от избиений. И она рассказала мне, как издевавшиеся над ней боевики называли ее «грязной неверной», хвастаясь тем, что захватили женщин-езидок, а вскоре и вовсе сотрут с лица земли их религию.

Надия — одна из нескольких тысяч езидских женщин, которых ИГИЛ продавало на рынках и на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), порой всего за двадцать долларов. Мать Надии была одной из восьмидесяти пожилых женщин, которых казнили и похоронили в общей могиле. Шесть ее братьев вошли в число нескольких сотен мужчин, которых убили только за один день.

То, о чем поведала мне Надия, — это геноцид. А геноцид не происходит случайно. Его планируют. До начала геноцида «Департамент исследований и фетв» ИГИЛ изучал культуру езидов и пришел к выводу, что езиды, будучи курдско-говорящей народностью, не имеющей священного писания, являются неверными, и что их порабощение соответствует «прочно установленным правилам шариата». Вот почему, согласно извращенной морали ИГИЛ, езидов — в отличие от христиан, шиитов и некоторых других групп — можно подвергать систематическому насилию. По сути, это лучший способ избавиться от них.

Далее последовал настоящий ад в промышленном размахе с бюрократическим оттенком. ИГИЛ даже издало брошюру под названием «Вопросы и ответы относительно взятия в плен и порабощения», в которых в виде вопросов и ответов излагались основные правила.

«Вопрос: Допускается ли вступать в половое сношение с рабыней, не достигшей половой зрелости? Ответ: Вступать в половое сношение с рабыней, не достигшей половой зрелости, допускается, если она готова к сношению. Вопрос: Можно ли продавать пленницу? Ответ: Пленниц и рабынь можно покупать, продавать или дарить, потому что это всего лишь собственность».

Когда Надия поведала мне в Лондоне свою историю, с начала развязанного ИГИЛ геноцида против езидов прошло почти два года. Тысячи езидских женщин и детей до сих пор удерживаются в плену ИГИЛ, но пока что ни один член ИГИЛ нигде в мире не предстал перед судом за эти преступления. Их свидетельства либо утеряны, либо уничтожены. Перспективы судебного преследования выглядят далеко не радужными.

Конечно, я взялась за это дело. Вместе с Надией мы более года добивались справедливости. Мы неоднократно встречались с представителями иракского правительства, представителями ООН, членами Совета безопасности ООН и жертвами ИГИЛ. Я готовила доклады, составляла проекты документов, проводила судебный анализ и выступала с речами, призывая ООН к действию. Большинство из наших собеседников утверждали, что это невозможно: Совет безопасности годами не предпринимал никаких действий в сфере международного правосудия.

Но пока я писала это предисловие, Совет безопасности ООН принял эпохальную резолюцию по созданию группы по сбору доказательств преступлений, совершенных ИГИЛ в Ираке. Это огромная победа для Надии и всех жертв ИГИЛ, поскольку это означает, что доказательства будут сохранены, и что отдельные члены ИГИЛ предстанут перед судом. Я сидела вместе с Надией в Совете безопасности, когда эту резолюцию принимали единогласно. Увидев, как пятнадцать рук поднялись вверх, мы с Надией переглянулись и улыбнулись.

Моя работа правозащитника часто состоит в том, чтобы говорить от имени тех, кому затыкают рот: от имени журналистов за решеткой или жертв военных преступлений, которым чинят различные препоны в судах. Нет никаких сомнений в том, что ИГИЛ попыталось заткнуть рот Надие, когда ее похищали, порабощали, насиловали и пытали, когда в один день убили семь членов ее семьи.

Но Надия отказалась молчать. Она бросила вызов всем ярлыкам, которые навешивали на нее со дня ее рождения: Сирота, Жертва насилия, Рабыня, Беженка. Она сама решила, кто она: Выжившая. Номинант Нобелевской премии. Посол доброй воли ООН. А теперь еще и автор книги.

С тех пор, как я познакомилась с Надией, она не только обрела свой голос, но и стала голосом каждого пострадавшего от геноцида езида, каждой изнасилованной женщины, каждого оставленного в трудных условиях беженца. Те, кто надеялись жестокостью заставить ее молчать, ошибались.

Дух Надии Мурад не сломлен, и рот ей не заткнуть. Благодаря этой книге он зазвучал еще громче.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Микровселенные богатых династий: как возник итальянский Ренессанс Микровселенные богатых династий: как возник итальянский Ренессанс

Отрывок из книги Антонио Паолуччи «Итальянское искусство. 1000 лет истории»

Forbes
Обзор Huawei Mate 20 Pro: чемпион 2018 года Обзор Huawei Mate 20 Pro: чемпион 2018 года

На днях в Лондоне компания Huawei представила новый смартфон

Популярная механика
8 самых популярных персонажей в кино и литературе! Узнайте про архетипы и как их используют 8 самых популярных персонажей в кино и литературе! Узнайте про архетипы и как их используют

Как эффективно использовать архетипы для развития вашей истории?

ТехИнсайдер
«Я рос мажором, пока мы не оказались на улице» «Я рос мажором, пока мы не оказались на улице»

Казахский музыкант с азербайджанскими корнями Jah Khalib покоряет слушателей

OK!
Почему вам может быть трудно переключаться между задачами Почему вам может быть трудно переключаться между задачами

Почему у нас так плохо получается работать в режиме многозадачности?

ТехИнсайдер
Как чудовище Франкенштейна влияет на мир моды Как чудовище Франкенштейна влияет на мир моды

Почему готическая история фанатичного доктора стала источником вдохновения

Vogue
Физики сфотографировали молекулу в наномасштабе с помощью МРТ Физики сфотографировали молекулу в наномасштабе с помощью МРТ

Ученые сфотографировали молекулу в ультравысоком разрешении

Популярная механика
Защита от дурака: зачем начальник инициирует конфликт в коллективе Защита от дурака: зачем начальник инициирует конфликт в коллективе

Грамотный менеджер может умышленно заложить конфликт там, где это необходимо

Forbes
Вечер с Моникой Беллуччи: 9 лучших фильмов страстной красотки Вечер с Моникой Беллуччи: 9 лучших фильмов страстной красотки

Имя героини нашей сегодняшней подборки еще не скоро позабудется зрителям

Playboy
Откуда что берется Откуда что берется

Пора взять свои чувства в союзники и научиться распознавать их сигналы

Psychologies
«Мама, мы не будем дружить» «Мама, мы не будем дружить»

Поэт Анна Аркатова: нужно ли «дружить» со своими родителями и чем это чревато

Psychologies
Воображаемые друзья: 8 самых страшных историй, которые рассказали дети Воображаемые друзья: 8 самых страшных историй, которые рассказали дети

Каждая из этих историй могла бы быть отличным сюжетом для фильма ужасов

Cosmopolitan
Как успешные гики создавали себе индивидуальный стиль? Как успешные гики создавали себе индивидуальный стиль?

Гики, которым удалось превратить небрежный и незамысловатый стиль в образцовый

GQ
Зуб за зуб Зуб за зуб

Только у 12% населения Земли правильный прикус

Добрые советы
Тревожный сигнал. Американские компании стали занимать меньше денег Тревожный сигнал. Американские компании стали занимать меньше денег

Компании США резко сократили объемы выпуска и размещения облигаций

Forbes
Лучшие в эфире! Лучшие в эфире!

Главные профессиональные награды в области телевидения нашли своих обладателей

OK!
Надоело спать в офисе? 7 способов уходить с работы вовремя Надоело спать в офисе? 7 способов уходить с работы вовремя

Советы для тех, кто устал от переработок и хочет продуктивно тратить время

Playboy
Новая эра. Зачем школе участвовать в развитии цифровой экономики Новая эра. Зачем школе участвовать в развитии цифровой экономики

Сегодняшние школьники используют девайсы чаще и лучше, чем выпускники вузов

Forbes
ЕГЭ на пять. Как построить онлайн-платформу для занятий c репетитором ЕГЭ на пять. Как построить онлайн-платформу для занятий c репетитором

О важности создания удобного интерфейса для образовательного сервиса

Forbes
Личное место силы Личное место силы

Преподаватели йоги об особенном энергетическом пространстве — своём доме

Yoga Journal
Инопланетянка? Шведская модель покоряет мир нереально длинными ногами Инопланетянка? Шведская модель покоряет мир нереально длинными ногами

Когда выражение «ноги от ушей» — не такое уж преувеличение

Playboy
Как же тебе повезет, моей невесте Как же тебе повезет, моей невесте

Зачем нужен брачный договор и не подрывает ли он саму концепцию брака по любви

Cosmopolitan
Я к вам пришел навеки поселиться Я к вам пришел навеки поселиться

Джулия Робертс сдает имение в аренду, потому что не может продать

StarHit
Королева говорит Королева говорит

Клэр Фой на пике карьеры собирается в большой отпуск

Glamour
Страшно вкусно: 3 рецепта для Хэллоуина Страшно вкусно: 3 рецепта для Хэллоуина

Хэллоуин — это отличный повод попробовать приготовить что-то новое!

Cosmopolitan
Свои люди: пять главных секретов продвижения в Instagram Свои люди: пять главных секретов продвижения в Instagram

Что считается дурным тоном в Instagram

Forbes
Нейрографика: как управлять жизнью с помощью рисования Нейрографика: как управлять жизнью с помощью рисования

Как рисование может помочь лучше понять себя и свою жизнь

Psychologies
Нажмите решетку Нажмите решетку

Поиск родственных душ в соцсетях закончился для москвичек трагедией

Glamour
Бить или не бить: что нужно знать, перед тем как решиться на татуаж Бить или не бить: что нужно знать, перед тем как решиться на татуаж

Боишься решиться на татуаж? Тогда наша статья — то, что тебе нужно

Cosmopolitan
Алкогений: Геннадий Шпаликов Алкогений: Геннадий Шпаликов

«В СССР нет выбора. Или ты пьешь, или ты подличаешь, или тебя не печатают»

Maxim
Открыть в приложении