$100 млн на такси

РБКБизнес

Венчурное финансирование – бизнес-кейс

$100 млн на проезд

От предоставления сервиса такси — к решениям, кардинально меняющим транспортную инфраструктуру города. Какую стратегию должна иметь компания, чтобы получить деньги на развитие? Ответы — в сделке Sberbank CIB и Gett: банк выдал последней венчурный кредит объемом $100 млн.

Текст: Алексей Сергеев

Бизнес-идея

Основанная в 2010 году компания Gett является международным мобильным сервисом заказа такси и логистических услуг. Собственным парком машин она не владеет, а разрабатывает мобильное приложение, которое позволяет лицензированным перевозчикам получать заказы от клиентов. Приложение отслеживает местоположение машин и выбирает ближайшее свободное к пользователю такси, позволяет настроить такие параметры поездки, как температура салона или радиостанция, еще до ее начала, производить оплату по карте или за наличный расчет.

«Любая компания начинается с миссии. И миссия Gett — полностью модернизировать транспортную инфраструктуру города, — говорит Дэйв Вайсэр, основатель и глава компании Gett. — Мы нашли способ, как можно с помощью современных технологий сделать так, чтобы человек имел удобный сервис и при этом не покупал такой дорогой актив, как автомобиль. Машина к нашим клиентам приезжает в среднем за 3,5–4 минуты, поездки стоят недорого. Учитывая также, что стоимость парковки во всех городах непрерывно растет, сегодня использовать такси экономически более выгодно и более удобно с точки зрения образа жизни человека в мегаполисе».

Это не продажа машин и даже не предоставление сервиса такси — это продажа транспортных решений, как доставить вас из точки А в точку В, говорит Оскар Рацин, вице-президент Sberbank CIB, глава департамента инвестиционной деятельности: «И именно эта идея продажи мобильности, подразумевающая глобальную трансформацию всей транспортной индустрии, нас очень заинтересовала».

В 2016 году сервис Gett был запущен в 30 российских городах
Фото: Lori

Команда

Первостепенное значение для получения финансирования имеет качество менеджмента компании. «Gett — это великолепная команда единомышленников, которая доказала, что может вывести компанию на прибыльность, — делится Оскар Рацин. — Подготовка нашей сделки заняла около полугода, при этом представители компании очень качественно и оперативно отвечали на все наши вопросы. Мы также обсуждали при этом, как они настраивают свои бизнес-процессы и психологию сотрудников, чтобы добиться запланированных результатов, — для нас это было важно».

Партнеры

Важным фактором для финансирующего банка является объем средств, проинвестированных в бизнес компании ее акционерами, а также репутация и история инвестиций акционеров. Совокупный объем акционерного капитала, привлеченного Gett на сегодняшний день, превышает $640 млн, включая заем Сбербанка и средства Volkswagen. Компания объявила о стратегической инвестиции от группы Volkswagen на сумму $300 млн в середине 2016 года. «После того как акционером Gett стал Volkswagen, для нас эта компания стала еще более привлекательной в силу того, что она получила стратегического партнера, который является одним из крупнейших мировых автомобильных концернов», — указывает Оскар Рацин.

В компании Gett Sberbank CIB увидел потенциального клиента для венчурного финансирования. На фото: Дэйв Вайсэр (слева), основатель и глава компании Gett, и Оскар Рацин, вице-президент Sberbank CIB, глава департамента инвестиционной деятельности
Фото: Олег Яковлев для РБК

Темпы роста

Компания Gett развивается очень динамично, на данный момент ее услуги доступны более чем в 100 городах в России, Израиле, Великобритании и США, причем только в 2016 году сервис был запущен в 30 российских городах. Клиентов компании обслуживает порядка 150 тыс. автомобилей.

«Наш бизнес растет очень высокими темпами с момента создания компании — в среднем рост составляет 300% в год, — говорит Дэйв Вайсэр. — И несмотря на уже довольно внушительные, более $1 млрд в год, обороты компании, темпы роста не снижаются — так, в четвертом квартале 2016 года мы выросли на 100%». В 2013 году журнал Forbes включил компанию в топ-15 самых быстрорастущих технологических стартапов, в 2016 году российский Forbes поставил Gett на девятое место в списке самых дорогих компаний Рунета с оценкой $500 млн.

Брак по расчету

Консервативные инвесторы, предоставляющие долговое финансирование, хотят быть уверены в надежности бизнеса компании и понимать, за счет чего будет осуществляться возврат инвестиций. «Мы не предоставляем кредиты стартапам, ранние инвестиционные раунды — это зона интересов венчурных фондов, банки более консервативны, — считает Оскар Рацин. — В случае с Gett — это устоявшаяся компания более чем с пятилетней историей, понятным составов акционеров. И, что было для нас принципиально важно, с понятной финансовой моделью. Уже сейчас у компании положительная юнит-экономика, то есть каждая поездка приносит ей валовую прибыль. Это означает, что компанию надо просто растить, чтобы она за счет увеличения масштабов и роста валовой прибыли покрывала бы свои издержки и стала прибыльной в целом. Мы понимаем сроки, когда компания выйдет на безубыточность, а также видим, что у компании достаточно средств, чтобы развиваться в нормальном режиме до достижения данного этапа».

Перспективы

Вкладываясь в компании на этапе их активного роста, инвесторы должны быть уверены, что этот рост будет иметь продолжение. В связи с этим важное значение имеет наличие возможности расширения рынка сбыта, а также возможности освоения новых направлений бизнеса. «Мы можем расширять спектр услуг и предлагать клиентам новые решения, — делится Дэйв Вайсэр. — Например, доставка: уже сейчас на базе нашего приложения мы предоставляем как частным, так и корпоративным клиентам услуги по доставке продуктов питания и иных товаров. Следующий этап, безусловно, будет связан с развитием технологий, которые обеспечат использование автомобилей-беспилотников в такси. Это удешевит услуги перевозки и доставки, сделает их еще более доступными и массовыми. Один из наших стратегических партнеров, Volkswagen, полагает, что уже на горизонте в пять—семь лет появятся машины, которые будут в состоянии работать полностью в беспилотном режиме».

Плата за риск

Венчурное кредитование подразумевает более значительные риски, нежели традиционные виды кредитования компаний. Эти риски компенсируются за счет дополнительной прибыли, которую инвестор получает при успешном развитии компании. «Наша инвестиция в Gett — это заем, который выдан компании с целью использования его в основной деятельности и на финансирование роста, — рассказывает Оскар Рацин. — Так же, как и по обычному кредиту, есть и залоги, есть иное обеспечение, есть срок возврата долга. Вместе с тем это, очевидно, более высокий риск, поскольку компания венчурная. Данный риск дополнительно оплачивается за счет участия банка в росте стоимости компании на том промежутке времени, в течение которого банк является инвестором».

По данным РБК, одним из условий финансирования стало предоставление Sberbank CIB опциона на приобретение пакета акций Gett.

Синергия

Помимо собственно венчурного кредитования инвестор и заемщик могут получать дополнительную выгоду и за счет развития других направлений сотрудничества. «У группы Сбербанка есть много точек соприкосновения с Gett, — подчеркивает Оскар Рацин. — Мы можем развивать отношения в таких сферах, как лизинг, страхование, эквайринг. Основная задача таких компаний, как Gett, — создание привлекательного продукта, причем привлекательного не только с точки зрения пассажиров, но и с точки зрения водителей». По сути, водители — это и есть основной актив компании, продолжает банкир. По его словам, предоставление единым пакетом финансовых продуктов, которые помогли бы правильно выстроить лизинговые отношения, получить страховку, — все это позволяет компании привлекать и удерживать водителя.

«Мы были первыми в мире, кто запустил транспорт по заказу через мобильные приложения для корпоративного сегмента, являемся мировым лидером в области корпоративных перевозок, — делится Дэйв Вайсэр. — Шесть тысяч корпораций используют наш сервис. При этом в нашем совместном пилотном проекте Сбербанк использовал наш сервис не только для вызова такси по необходимости, но в целом для оптимизации транспортных расходов. Этот пилотный проект показал, что ряд статей на такие расходы удалось снизить на 44% — это очень существенно».

Социальный эффект

Для крупных инвесторов — компаний с государственным участием дополнительным аргументом в пользу финансирования проекта может послужить его общественная значимость. В Сбербанке отмечают, что проект Gett может способствовать решению ряда социальных задач: разгрузить улицы городов, улучшить экологию и среду обитания в мегаполисах в целом, получить общий экономический эффект за счет уменьшения потерь времени на передвижение.

Стратегическая инициатива

Еще один мотив, который подталкивает крупных инвесторов к реализации инновационных венчурных проектов, — стремление «оставаться в тренде», в том числе в интересах «традиционных» клиентов.

«Мы, как финансовый институт, у которого большое количество активов размещено в разных секторах экономики, внимательно следим за тем, что происходит в этих секторах, — говорит Оскар Рацин. — Чтобы оставаться в этом информационном поле, мы принимаем непосредственное участие в развитии инновационных процессов, поэтому Сбербанк смотрит на венчурный сектор уже довольно давно». По словам Рацина, двадцать лет назад в списке крупнейших по капитализации корпораций мира были в основном предприятия ТЭК, из высокотехнологических — только Microsoft. Сейчас на первых местах — Apple, Google, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), то есть компании, которые не имеют ничего общего с традиционными секторами экономики. «Оставаться в стороне от этого тренда совершенно недальновидно, высокотехнологичные компании будут занимать все большую долю и на российском рынке, поэтому мы не упускаем возможности для сотрудничества с такими компаниями», — подытоживает банкир.

РБК+ «Венчурное финансирование» (18+)
Тематическое приложение к журналу «РБК» является неотъемлемой частью журнала «РБК» №6/2017. Распространяется в составе журнала. Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+
Партнер: ПАО Сбербанк. Реклама
Учредитель: ООО «БизнесПресс»
Издатель: ООО «БизнесПресс»
Директор ИД РБК: Ирина Митрофанова
Главный редактор партнерских проектов РБК+: Наталья Кулакова
Шеф-редактор печатной версии РБК+: Юрий Львов
Редактор РБК+ «Венчурное финансирование»: Петр Рушайло
Выпускающий редактор: Андрей Уткин
Дизайнер: Дмитрий Иванов
Фоторедактор: Алена Кондюрина
Корректоры: Татьяна Поленова, Маргарита Тарасенко
Главный редактор журнала «РБК»: Валерий Владимирович Игуменов
Рекламная служба: (495) 363-11-11, доб. 1342
Коммерческий директор издательства РБК: Анна Батыгина
Директор по продажам РБК+: Евгения Карлина
Директор по производству: Надежда Фомина
Адрес редакции: 117393, Москва, ул. Профсоюзная, 78, стр. 1

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Территория бизнеса Территория бизнеса

В каких отраслях быстрее растет малый бизнес

РБК
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
Беспокойное хозяйство Беспокойное хозяйство

От чего стоит застраховать загородный дом

Деньги
Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа? Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа?

От чего и как именно защищает магниевый анод в бойлере косвенного нагрева?

CHIP
Счастье незавершенного гештальта Счастье незавершенного гештальта

Что помогает осознать предназначение и как оно создает нас?

Psychologies
Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку

Как организовать экскурсии по кинопарку, не мешая при этом съемочному процессу

Inc.
Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много

Почему авиакомпании используют самолеты, которые можно называть пожилыми?

Maxim
От вил до мема От вил до мема

Краткая история «Американской готики» Гранта Вуда

Weekend
Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам

Почему экономия часто кажется наказанием и как можно изменить это восприятие

Правила жизни
VOX VOX

VOX — культовое место тихой роскоши, где встречаются знаменитости

Собака.ru
Переходи на зеленый Переходи на зеленый

Мода на экосексуальность и привычки, полезные для тебя и для природы

Лиза
Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры

Какие рекомендации по выбору одежды мировые театры и музеи дают посетителям

Forbes
Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине

О чем не стоит рассказывать даже маме?

VOICE
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
ГМ-бактерия разрушила избыточные оксалаты в кишечнике крыс и людей ГМ-бактерия разрушила избыточные оксалаты в кишечнике крыс и людей

Как ученые создали бактерию для борьбы с кишечной гипероксалурией

N+1
Как уйти от экономических парадоксов Как уйти от экономических парадоксов

Ресурс прежней экономической модели исчерпан — на повестке новые вызовы

Ведомости
Добро пожаловать на борт! Добро пожаловать на борт!

О чем нужно помнить, собираясь в аэропорт

Лиза
«Йо-хо-хо, и бутылка рома!» Кто и для чего придумал коктейли «Йо-хо-хо, и бутылка рома!» Кто и для чего придумал коктейли

Знаете ли вы, что коктейли создали те, кого в 18 веке считали неудачниками?

ТехИнсайдер
Дневник Дневник

Как ведение дневника помогает услышать себя? Личные истории наших героинь

Здоровье
Что такое поликарьера и чем она отличается от подработки Что такое поликарьера и чем она отличается от подработки

Горизонтальный рост: что такое поликарьера и кому она подходит

Ведомости
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Новые времена Новые времена

Изменения, которые произошли в мире технологий за последние 25 лет

Правила жизни
Катапульта, побег в СССР и месть юнги: великая и странная история парохода Bremen Катапульта, побег в СССР и месть юнги: великая и странная история парохода Bremen

От металлургии до гидродинамики: история парохода Bremen

ТехИнсайдер
Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
Не только Мирра Андреева: 5 российских теннисисток, за которыми стоит следить Не только Мирра Андреева: 5 российских теннисисток, за которыми стоит следить

В российском теннисе выросло поколение спортсменок. За кем стоит следить?

Правила жизни
Не только портфолио: как еще молодым дизайнерам продвигать себя Не только портфолио: как еще молодым дизайнерам продвигать себя

Как дизайнерам сформировать устойчивый фундамент для самопрезентации

РБК
Оцелоты подружились с опоссумами Оцелоты подружились с опоссумами

На чем держится межвидовая дружба между опоссумами и оцелотами?

N+1
Билет в будущее Билет в будущее

Что такое целевое обучение и почему оно может стать трамплином в карьере

Лиза
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Открыть в приложении