Раз и навсегда: как изменилась жизнь подростков за последние 50 лет
Как жили дети и подростки, когда не было интернета и гаджетов, а дружба была «навсегда», рассказывает Катерина Мурашова
Почти у каждого человека есть несколько ипостасей или, как называют это психологи, субличностей. Одна из них обычно главенствует в данный момент, остальные на подхвате. У меня — как у всех. И вот чаще всего я, конечно, встречаюсь с подростками поодиночке и нахожусь при этом в ипостаси «психолог».
Но иногда (не часто, но регулярно) в рамках каких-нибудь литературно ориентированных мероприятий я встречаюсь с группами подростков в ипостаси «писатель», так как я автор нескольких подростковых книг. Понятно, что в этом случае мои разговоры с юношами и девушками выглядят существенно иначе, чем разговоры с ними же у меня в кабинете. И вопросы они задают другие, и сами рассказывают о другом.
Очередная такая встреча прошла недавно, и на ней подростки задали мне достаточно интересный вопрос, который вызвал большую и даже в чем-то важную дискуссию. Сегодня я хочу пригласить уважаемых читателей «Сноба» поразмышлять над этой темой и при желании высказать свое мнение.
Ребята сформулировали вопрос примерно так:
— Вы были ребенком и таким же подростком, как мы, уже почти полвека назад. Что, на ваш взгляд, с тех пор поменялось? Не в материальном смысле, хотя нам, конечно, сложно представить, как можно прожить без интернета и мобильной связи хотя бы неделю, как без этого общаться и узнавать обо всем важном. Нас больше волнует другое: что с тех пор изменилось с точки зрения психологии? В чем вы и ваши сверстники были похожи на нас и в чем отличались? По интересам, целям, отношению к каким-то явлениям. Вы видели и помните тех подростков, теперь общаетесь с нами — можете сравнить, да наверняка и сравнивали уже. Расскажите нам.
Я немного подумала и начала как раз с материального:
— У нас не было не только компьютеров и мобильников, телефоны в квартирах и телевизоры тоже появились на моей памяти. Информация передавалась непосредственно от человека к человеку. Плюс книги и радио, которое было практически в каждой квартире.