Как инвестировать в современное искусство — от классического до NFT
Как меняется сегодня арт-рынок и какой информацией нужно обладать, чтобы выстраивать собственное собрание и оценивать доходность предметов искусства как активов? Делимся знаниями, без которых в мире коллекционирования действительно не обойтись
В рамках юбилейной ярмарки Cosmoscow цифровой банк для состоятельных клиентов Tinkoff Private провел паблик-ток, посвященный инвестициям в современное искусство. «Почему люди покупают произведения искусства?» — задается вопросом модератор паблик-тока, специалист в сфере современного российского искусства и арт-рынка Надя Октябрь. Причин может быть множество, но с точки зрения статистики их можно разделить на три подхода. Покупка может быть разовая, например в подарок или для украшения собственного интерьера. Может быть системная, в этом случае говорят о планомерном собирании, имеющем под собой четкие критерии для покупки, такой подход называется коллекционированием. И наконец, самая серьезная и просчитанная покупка с целью заработать деньги — инвестирование.
Здесь стоит оговориться: далеко не все эксперты относят саму возможность вклада в искусство к понятию инвестирования, так как у таких вкладов будет слишком высокий риск. Более справедливо рассматривать арт-вклады как альтернативные финансовые инструменты, позволяющие при благоприятном стечении обстоятельств получить повышенную прибыль в долгосрочной перспективе. «Альтернативные инвестиции могут быть частью портфеля, который вы формируете на годы вперед, и искусство может стать вариантом для инвесторов, которые в нем разбираются, — но только в правильном балансе с другими инвестиционными инструментами», — отмечает глава Tinkoff Private (АО «Тинькофф Банк») Илья Опренко.
Надя Октябрь рассказывает, что главы крупнейших аукционных домов Sotheby's и Christie's в ответ на вопросы об инвестициях в искусство всегда с улыбкой советуют «покупать прежде всего то, что нравится», избегая конкретных рекомендаций. И делают это в том числе из осторожности: редко можно быть уверенным на 100%, что работы того или иного художника точно вырастут в цене в определенный период времени.
Как же тогда в принципе можно планировать арт-инвестиции и выработать критерии для того, чтобы вкладывать деньги в искусство? По аналогии с инвестициями в ценные бумаги и менее устойчивые на рынке акции Паруйр Давтян, художник, коллекционер и арт-дилер, советует диверсифицировать и свои арт-покупки: вкладывать 80% денег в авторитетных художников («голубые фишки»), то есть в тех, кто давно на рынке и может похвастаться сложившейся институциональной карьерой. Цены на их работы должны быть более-менее стабильны. А на оставшиеся 20% портфеля можно совершать более рискованные вложения — в молодое искусство или те работы, которые, согласно логике подорожания художника на рынке или инсайдам экспертов, должны сильно вырасти в цене.
Кого покупать в отечественном искусстве
При покупке Паруйр Давтян советует обратить внимание на лакуны, то есть на то, что не находится в поле зрения коллекционеров, — собирать, например, авангардистов не первого круга, а также недооцененных на рынке художников-нонконформистов. «Неофициальное искусство сейчас реально стоит копейки... Сегодня лучшее время покупки русских художников. Через пять-десять лет вы умножите свои инвестиции как минимум вдвое, возможно, даже больше», — считает он.
Как быть уверенным, что цена на произведения художника будет продолжать расти? Ответ и в случае здравствующего художника, и того, кто уже ушел из жизни, будет один: если его карьера продолжается. В музеях проходят выставки, издаются каталоги, его работами занимается галерея и обеспечивает должный уровень внимания. А если автора больше нет с нами, то и его работ на рынке больше не появится, за счет этого создается дефицит. Кроме потенциального дохода при перепродаже, произведение в коллекции также имеет все шансы приносить пассивный доход в том случае, если оно отправляется на выставку в музей. Такой судьбы, впрочем, удостаиваются шедевры, и на другие арт-объекты Давтян советует не размениваться. «Это работает точно так же, как с бриллиантами: маленькие камни не имеют инвестиционного свойства. А на 5–10 каратах уже можно заработать, — объясняет он. — На рынке искусства то же самое: вы можете заработать только на шедеврах, которые имеют все шансы вырасти в 10–15 раз. Даже работы художника, выполненные в одном и том же году, могут отличаться на порядок: одна, допустим, будет стоить $1 млн, а другая — $100 тыс. В этом случае имеет смысл купить картину за $1 млн, потому что в перспективе она может стоить и $2 млн».