Путешествие по Москве: маршрут от Музея транспорта
Музей Транспорта Москвы разработал специальный маршрут по Москве: от Комсомольской площади до Северного речного вокзала. Вы узнаете о том, как в городе появились троллейбусы, автомобили, железная дорога и метрополитен. На прогулке вы увидите первые гаражи и депо, побываете на ВДНХ, пройдете пешком и проедете почти на всех видах московского транспорта — от трамвая до МЦК.
Комсомольская площадь
Маршрут стартует от Комсомольской площади (ранее Каланчевской), которую неофициально называют «площадь трех вокзалов». Именно с этого места многие гости Москвы начинают знакомство с городом. Но эта площадь — не только крупный транспортный узел столицы. Здесь располагаются известные архитектурные достопримечательности Москвы — ее первые вокзалы: Ленинградский, Ярославский и Казанский. Их здания спроектировали известные архитекторы: Константин Тон, Федор Шехтель и Алексей Щусев.
Много лет площадь называлась Каланчевской. В XVII веке на этом месте находилось Каланчевское поле. Оно получило свое название по дворцу царя Алексея Михайловича, который располагался неподалеку. Около здания стояла высокая башня — каланча.
В 1933 году Каланчевскую площадь переименовали в Комсомольскую. Так ее назвали в честь комсомольцев, которые строили метрополитен. Прямо под вокзалами проходила его первая ветка.
В 1935 году на площади открылась станция «Комсомольская» Сокольнической линии метро. Ее украсили майоликовым панно «Метростроевцы», которое создал художник Евгений Лансере. А в 1952 году на «площади трех вокзалов» появилась вторая станция метро, на этот раз Кольцевой линии. Ее тоже назвали «Комсомольской».
На площади трех вокзалов садитесь на троллейбус «Музейного маршрута Т» — он довезет вас до гаража Мельникова.
Путь пролегает от Комсомольской площади до Новорязанской улицы. По дороге располагается сразу несколько объектов, которые связаны с историей транспорта в России.
С 1910 года на Новорязанской улице было трамвайное депо — одно из старейших в Москве. В 1937 году его перенесли в район Ростокино. А в освободившихся зданиях открылся троллейбусный парк №2. Он стал экспериментальной площадкой для московского транспорта. Здесь тестировали новые модели троллейбусов. Прежде чем машина выходила на улицы города, ее обкатывали на одном из маршрутов этого парка.
А еще на Новорязанской улице можно увидеть гараж для грузовых автомобилей. В конце 1920-х его построил архитектор Константин Мельников. Чтобы на небольшом участке земли разместить сразу много машин, гараж сделали в форме подковы. А вокруг него расположили парковочные места, на которых стояли около 300 автомобилей московских коммунальных служб. В 1948 году гараж переоборудовали в 4-й автобусный парк, который находился здесь до 2009 года. В 2020 году это здание отдали под Музей Транспорта Москвы, который откроет свои двери в 2023 году после реставрации.
От гаража Мельникова пройдите пешком до автобусной остановки «Метро «Комсомольская». Здесь нужно сесть на автобус Т41 и доехать до остановки «Метро «Щелковская».
По пути можно увидеть одну из старейших станций московского метро — «Сокольники». Она открылась 15 мая 1935 года и когда-то была конечной на одноименной Сокольнической ветке. А недалеко от нее находится Дом культуры им. И.В. Русакова, который тоже спроектировал Константин Мельников. Авангардное здание по своей форме напоминает шестеренку. Так архитектор хотел подчеркнуть, что Дом культуры строят специально для рабочих — сотрудников Союза коммунальников. Сегодня в здании располагается Театр Романа Виктюка.
Выйдите на «Щелковской» и посетите Центральный автовокзал.
Здание автовокзала появилось рядом со станцией метро «Щелковская» в 1971 году. Его второй этаж украсило мозаичное полотно «Моя Родина». На нем художник — советский монументалист Юрий Королев — изобразил жителей СССР, от простых горожан до космонавтов.
Спустя почти 50 лет, в 2017 году, старое здание вокзала снесли. На его месте построили многофункциональный комплекс «Щелковский». А полотно Королева сохранили и отреставрировали. Его разместили на одном из фасадов здания и закрыли специальным стеклом, которое защищает мозаику от разрушения.
На метро по Арбатско-Покровской линии вам нужно добраться до станции «Семеновская». Там пересядьте на трамвай №11.
Маршрут трамвая №11 пролегает через парк «Сокольники». Прямо из окна можно будет увидеть каскад из шести Путяевских прудов. Здесь же находится первая станция юных натуралистов. Она появилась в парке в 1918 году.
Далее трамвай пересекает проспект Мира. Улица получила это название в 1957 году, в честь Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в Москве.
На проспекте Мира располагаются сразу несколько известных архитектурных памятников, в том числе монумент «Покорителям космоса», посвященный космонавтам и ученым. До 1995 года памятник считался самым высоким в России. Его высота — 107 метров.
К летним Олимпийским играм 1980 года на проспекте Мира построили гостиницу «Космос». Над ее проектом работали советские и французские инженеры.
В СССР гостиница считалась новаторской. Здесь впервые использовали ключ-карты, открыли боулинг, а отопление регулировали с помощью специальных датчиков. А еще в здании разместили почти две тысячи номеров. Долгое время гостиница «Космос» была самым вместительным отелем России.
Доезжайте до остановки «Метро ВДНХ» — и отправляйтесь смотреть павильоны «Космос» и «Транспорт СССР» на ВДНХ.
Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ) строили к 20-летию советской власти. По задумке советского руководства, на ней показывали новейшее оборудование и транспорт. А еще павильоны ВДНХ рассказывали о научных открытиях и культуре советских республик. Экспонаты демонстрировали достижения всех отраслей промышленности СССР.
Павильоны проектировали Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх, Евгений Левинсон и другие советские архитекторы. Открылась выставка в 1939 году. А в 1950-х многие здания перестроили в стиле сталинского ампира.
На ВДНХ есть несколько павильонов, которые связаны с историей развития транспорта. Например, павильон «Космос/Машиностроение» в 1930-х назывался «Механизация». Он был самым большим на выставке. Архитекторы Виктор Андреев, Иван Таранов и Надежда Быкова вдохновлялись обликом Киевского вокзала, когда проектировали его.
Изначально здесь выставляли сельскохозяйственную технику. А с 1967 года в павильоне разместилась экспозиция, которая рассказывает об освоении космоса. Здесь можно увидеть макеты спутников и ракет, копии кораблей «Союз — Аполлон».
В павильоне «Транспорт СССР» 18 мая 2021 года открылась выставочная площадка Музея транспорта Москвы и выставка «Мечта москвича». На ней посетителям представили 30 автомобилей марки «Москвич», а также более 300 чертежей и фотографий этих машин, плакатов и редких книг. Среди уникальных экспонатов выставки — «москвич» с деревянным кузовом, а также первый советский двигатель, который был создан для участия в «Формуле-1».
Дойдите до станции Московского центрального кольца «Ботанический сад» — вам нужно проехать до «Балтийской».
Московское центральное кольцо (МЦК) — совместный проект Российских железных дорог и Московского метрополитена. Это система городских электричек.
Предыстория МЦК связана с Московской окружной железной дорогой. Ее открыли еще в 1908 году. Сначала по дороге ходили и пассажирские, и грузовые поезда. Выпускались даже специальные путеводители для тех, кто захочет проехать по дороге вокруг города. Однако проезд стоил дорого. А в отдаленные районы Москвы удобнее было добираться на трамваях и автобусах. Поэтому с 1934 года по Московской окружной железной дороге ходили только грузовые составы. Пассажирские поезда по ней вновь поехали в 2016 году. Тогда же Московское центральное кольцо признали 14-й веткой метрополитена.
По дороге можно обратить внимание на локомотивное депо Лихоборы около станции Коптево. Это единственное в Москве депо, которое обслуживает только тепловозы. На его территории установлен памятник воинам-железнодорожникам.
От станции МЦК «Балтийская» пройдите пешком до автобусной остановки «Театральный зал «Лебедь». Вам подойдет любой из автобусов №905, Т43, 243, Т6, которые следуют по Ленинградскому шоссе. Выходите на остановке «Северный речной вокзал».
По столице протекает канал имени Москвы (ранее канал Москва — Волга). Его построили в конце 1930-х. Тогда в городе началась нехватка питьевой и технической воды. Поэтому реку Москву соединили с Волгой. Так появился кратчайший путь между этими водоемами. А благодаря сети каналов Москву стали называть «портом пяти морей». Отсюда по реке Москве можно попасть в Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря.
На севере Москвы сохранились памятники, которые связаны с историей канала имени Москвы. Самый известный из них — Северный речной вокзал. К зданию ведет парк, в котором установлена скульптура «Водный путь» Юлии Кун. Она изображает девушку с парусным корабликом в руках. Эта фигура считается символом канала имени Москвы.
Сам вокзал открыли в 1937 году. Здание построил архитектор Алексей Рухлядев. Он вдохновлялся венецианскими дворцами и украсил вокзал многочисленными арками с фарфоровыми панно, которые выполнила художница Наталья Данько. Она изобразила главные советские стройки тех лет — Днепрогэс, Дворец Советов, московское метро.
А еще по задумке архитекторов вокзал внешне напоминает пароход: три яруса символизируют палубы, а башня — трубы.
На набережной рядом со зданием установлены два фонтана — «Север» и «Юг». Скульпторы Лев Кардашов и Иван Ефимов хотели показать, что канал соединяет север и юг СССР.
Маршрут заканчивается рядом с фонтанами, на набережной Северного речного вокзала. Здесь можно полюбоваться закатами над Химкинским водохранилищем или отправиться дальше и прогуляться на теплоходе.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl