Русские сезоны. Часть 2
Как покоряли мир отечественные танцовщики, художники и музыканты
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/ccxyrqwz.jpg?v=2&temp_url_sig=WbgtLNJFseYOxeVNoc0LbQ&temp_url_expires=1738958248)
Иконы русских сезонов: мини-досье
Кто создавал антрепризу, покорившую главные сцены мира
Сергей Дягилев, основатель
Инициатор и бессменный куратор Русских сезонов. С юности устраивал в Петербурге выставки авангардистов, был редактором журнала «Мир искусства». В Европу Сергей Дягилев возил работы русских иконописцев и художников, оперу, исторические концерты и балеты. Для работы над постановками Дягилев приглашал лучших танцоров, хореографов и художников. Яркие изысканные декорации, музыка с национальными мотивами и новаторская пластика исполнителей стали визитной карточкой его спектаклей.
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/ipubucke.jpg?v=2&temp_url_sig=hfljP5_qnMQOwG7y8e4KbA&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/kae6zpvh.jpg?v=2&temp_url_sig=yoMrvHRR1AwRW2GY4JXanA&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/wzjqwmr7.jpg?v=2&temp_url_sig=3VkcnPs-OqJnXmwXtasFxw&temp_url_expires=1738958248)
Александр Бенуа, художник
Живописец, историк искусства и критик Александр Бенуа долгие годы был близким другом Дягилева. Именно Бенуа работал над «Павильоном Армиды», балетной премьерой Русских сезонов. Художник не ограничивался оформлением спектакля: он постоянно дискутировал с хореографом и чувствовал себя полноправным творцом художественного действа. А еще Бенуа помогал импресарио собирать творческую команду. По его совету, например, Дягилев пригласил Наталию Гончарову, которая оформила один из самых ярких балетов — «Золотой петушок».
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/pncsd0nj.jpg?v=2&temp_url_sig=D-DCv8gMMDt4NBnpLeEaMg&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/rv5khmho.jpg?v=2&temp_url_sig=V8VN4nldPR1aEHfo6KY1gg&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/m9wjzu2r.jpg?v=2&temp_url_sig=wNsOSmxz-ZjI4Ze9aMA3IQ&temp_url_expires=1738958248)
Леон Бакст, художник
Его балетные декорации называли «пиршеством для глаз» и «симфонией цвета», а про самого художника театральный критик Андрей Левинсон писал: «Париж был подлинно пьян Бакстом». Костюмы благодаря цвету, текстуре и орнаментам подчеркивали пластику и грацию актеров. Одной из лучших оформительских работ Льва Бакста стала «Шехеразада». Увидев декорации, Александр Бенуа сказал, что именно благодаря Баксту Русские сезоны получили всемирное признание.
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/7ydr2zan.jpg?v=2&temp_url_sig=KZGqTwUNXUpz9phuGb_jPA&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/0dmshvd1.jpg?v=2&temp_url_sig=G3gzHrEkLj1eV0rHg551aA&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/nvhzmphl.jpg?v=2&temp_url_sig=MFUPKIA5gv133m_uJVH7gw&temp_url_expires=1738958248)
Николай Рерих, художник
Николай Рерих создавал декорации и костюмы к нескольким балетам Дягилева. Особенно известно его оформление спектакля «Половецкие пляски». Рерих воссоздал на сцене пространство половецкого стана, выжженной солнцем далекой степи и выгоревшего неба. В сочетании с хореографией Михаила Фокина — Вера Красовская называла танец половцев «бешеной вихревой пляской» — декорации Рериха передавали неистовый и буйный характер восточного народа.
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/1cff1yna.jpg?v=2&temp_url_sig=EbzSAIEmHOl5OnQ_DYHYtA&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/vwjofltq.jpg?v=2&temp_url_sig=oNzEsbPSGSxzOgLyMRtERw&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/stkibwtz.jpg?v=2&temp_url_sig=GgVcyMUGhqXZ1usj4yysKg&temp_url_expires=1738958248)
Игорь Стравинский, композитор
Стравинский стал главной музыкальной звездой Русских сезонов. Дягилев пригласил молодого композитора в антрепризу после того, как заказ не выполнил в срок Анатолий Лядов — мастер сказочной стилизации в музыке. После громкой премьеры «Жар-птицы» Игорь Стравинский создал музыку еще к 13 балетам Русских сезонов.
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/f36sdvnd.jpg?v=2&temp_url_sig=Fvu9nAc7DDRjNWh1dE-1Yg&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/70qoxz4d.jpg?v=2&temp_url_sig=ZTHOt6zvq2ZQ4Ndoafe1_A&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/m0zhnxw7.jpg?v=2&temp_url_sig=Z7CDsF6wDBaXpDMxHkhNpw&temp_url_expires=1738958248)
Николай Римский-Корсаков, композитор
Римский-Корсаков учил Дягилева музыке в Петербургской консерватории, а почти 20 лет спустя стал одним из ключевых композиторов дягилевской антрепризы. Балет «Шехеразада» на его музыку вызывал восторг у парижской публики. Главную роль в спектакле исполнила Ида Рубинштейн, про которую Валентин Серов говорил: «Столько стихийного, подлинного Востока, сколько раньше не приходилось наблюдать ни у кого».
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/dqt04lnz.jpg?v=2&temp_url_sig=IAC5zPkFDWxwm3x0EeQCvg&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/zrnv90bb.jpg?v=2&temp_url_sig=cjDjl7SfGveiibjthcTk9A&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/yvi2qmt1.jpg?v=2&temp_url_sig=mqTV_byh21SXEYhXfYqhCg&temp_url_expires=1738958248)
Михаил Фокин, хореограф
В первые три года Русских сезонов Михаил Фокин был единственным хореографом антрепризы. Работать с Дягилевым он начал уже не новичком: в творческом портфолио Фокина были яркие солирующие партии, которые он исполнял в балетах «Спящая красавица», «Корсар» и «Пробуждение Флоры», и несколько постановок для Мариинки. Но отношения Дягилева и Фокина со временем портились. Карьера Фокина в Русских сезонах окончательно завершилась в 1914 году — в историю вошли его балеты «Жизель», «Жар-птица», «Синий бог», «Шехеразада» и «Петрушка».
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/0lznpi9p.jpg?v=2&temp_url_sig=50K6NeYDSYsjGuHmETwMsA&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/opmvkwks.jpg?v=2&temp_url_sig=_VIHC4TSv8lPXlik5Wba2w&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/mit2o9i3.jpg?v=2&temp_url_sig=Rr2x-MC0IHYX-7PoekJaoA&temp_url_expires=1738958248)
Вацлав Нижинский, хореограф, танцовщик
«Один из немногих, кто мог выразить в танце все волнения человеческой души», — говорил о нем скульптор Огюст Роден. Вацлав Нижинский танцевал у Дягилева с самого первого Сезона. Пластичный, артистичный, замирающий в своем знаменитом «левитирующем» прыжке, Нижинский был одной из звезд первого парижского Сезона. После ошеломляющих партий в балетах «Шехеразада», «Дафнис и Хлоя», «Петрушка» Нижинский попробовал себя в роли балетмейстера. В 1912 году мир увидел спектакль «Послеполуденный отдых фавна», главную роль в котором исполнил сам Нижинский. Его художественное видение стало революцией в балетном искусстве: он отказался от традиционных приемов и убрал из своих постановок фокинские черты. Не все его авангардные балеты неподготовленные зрители принимали с восторгом, но постепенно публика признала талант хореографа.
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/d0je1hk8.jpg?v=2&temp_url_sig=mc_xOfyCVODe3pKcfwfANQ&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/nyr7gseo.jpg?v=2&temp_url_sig=e38tYofVJ1e_vMwSrhhwIg&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/x40uatsd.jpg?v=2&temp_url_sig=cCQmGQ7uGOwO-yNsnYCC6w&temp_url_expires=1738958248)
Леонид Мясин, хореограф, танцовщик
До того как стать легендой Русских сезонов, Леонид Мясин танцевал в кордебалете Большого театра. В труппе Дягилева молодой артист получил партии в лучших балетах, всеобщее признание своего таланта и первый опыт балетмейстерской работы. Самой яркой работой Мясина стал его провокационный балет «Парад», поставленный в 1917 году, в разгар войны. Хореограф перекроил балетный язык — основой новой художественной выразительности стала пантомима. Музыка Эрика Сати создавала сюрреалистичный эффект полного погружения в пространство: оркестр имитировал звуки пишущей машинки и даже шум самолета.
После смерти Дягилева часть его труппы образовала «Русский балет Монте-Карло». Леонид Мясин возглавлял этот творческий коллектив с 1933 по 1939 год.
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/gkeg4gdw.jpg?v=2&temp_url_sig=3iSZ0kcT-htCKQ0n3U_ZMg&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/mxb8xjdo.jpg?v=2&temp_url_sig=247KYb5wuj3r5knanV5CbA&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/qzkudblk.jpg?v=2&temp_url_sig=hPZ2OkrxnP-vP62lafXPpw&temp_url_expires=1738958248)
Рассказывает прима-балерина Балета Сан-Франциско Мария Кочеткова:
По моему мнению, русская балетная школа — одна из лучших в мире. Особенно выделяется школа Агриппины Вагановой в Санкт-Петербурге, когда речь идет об обучении балету девочек. И мне кажется, что русские танцоры по-прежнему востребованы во всем мире. Но тут наблюдается одна особенность: русские труппы чаще всего можно видеть в больших классических балетах, таких как «Лебединое озеро» или «Дон Кихот». Это те балеты, которые принесли славу русской школе еще столетие назад. Что же касается современной российской хореографии — такие постановки нечасто можно встретить на зарубежной сцене.
Я не думаю, что сегодня возможен успех, подобный Русским сезонам, поскольку практически в каждой танцевальной компании, в каждом театре в репертуаре есть своя постановка «Лебединого озера» или «Ромео и Джульетты». А произошло это во многом благодаря успеху дягилевских Русских сезонов много лет назад.
Сам Сергей Дягилев был гением. У него был великолепный вкус, умение видеть. И он умел идти на риск. Сегодня балетным компаниям очень сложно рисковать из-за страха потерять деньги и получить плохие отзывы о постановке. Но по моему мнению, это важная часть художественного процесса — иногда проигрывать, чтобы создать еще что-то более великое.
Анна Павлова, балерина
Легкую, парящую, воздушную Анну Павлову зрители сравнивали с пушинкой. Такой в образе Сильфиды и запечатлел ее Валентин Серов на афише 1909 года, и эта афиша стала известнее, чем весь балетный Сезон. В Париже Павлова танцевала в спектаклях Михаила Фокина. Именно благодаря этому хореографу Павлова получила первое признание. В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре балерина исполнила номер, который Фокин поставил специально для нее. Композиция вошла в историю под названием «Умирающий лебедь», а Павлова вскоре стала балериной, востребованной по всему миру. Русские сезоны она покинула уже в 1910 году и создала собственную труппу, которая успешно гастролировала по миру 20 лет.
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/4iuxwvwd.jpg?v=2&temp_url_sig=7DH5iRKNScgkSv6B1l8Kzg&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/vfxvozdp.jpg?v=2&temp_url_sig=WdLyFthjC_AU1KcNwvpEJg&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/spjaklsk.jpg?v=2&temp_url_sig=XsOg1e-vDwSuwX_hw3lTrw&temp_url_expires=1738958248)
Тамара Карсавина, балерина
До Русских сезонов Карсавина уже была солисткой Мариинского театра, но в первый гастрольный Сезон у Дягилева она исполняла лишь второстепенные партии. Только с уходом из труппы Анны Павловой Карсавина стала полноправной примой. Михаил Фокин уловил ее женственную грацию, мягкость и романтизм и стал создавать балеты с учетом особенностей таланта Карсавиной. Так появилась «Жар-птица». Высокий «острый» прыжок балерины напоминал полет птицы — Бенуа даже назвал ее «огненным фениксом».
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/dtwkuvst.jpg?v=2&temp_url_sig=4zzNKHdnPOlw33V_IGm-aw&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/xmcw8jq5.jpg?v=2&temp_url_sig=6pvYCbS3Cei3zdQ3b7vIzw&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/eiqalubj.jpg?v=2&temp_url_sig=A6To8a-j59jjw8OVZ-V6Qw&temp_url_expires=1738958248)
Ида Рубинштейн, балерина
Танцовщица без профессионального образования, Ида Рубинштейн покорила свет главной ролью в балете «Шехеразада». Магнетическая восточная красота, безупречная пластика и мощная харизма восхищали зрителей. Образ Иды Рубинштейн вдохновил парижских модниц, породив всеобщую любовь к востоку. После премьеры балета в 1910 году в моду вошли цветные парики, тюрбаны и экзотический макияж с оттенками золота. Зашкаливающая популярность артистки подтолкнула ее уйти из Русских сезонов и основать собственную театральную антрепризу.
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/snjtqqcm.jpg?v=2&temp_url_sig=k1CKN4Qh7lnlaGUkmYT6gQ&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/kzmamfnd.jpg?v=2&temp_url_sig=PZ8djjah5qDcX1ECKgDUIQ&temp_url_expires=1738958248)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/efs/k56/zha/qsyt7wt4tkc2xjfl1gtbhh3/htmz7xcy.jpg?v=2&temp_url_sig=siyIohdwzjzScFRIhhheFg&temp_url_expires=1738958248)
Портал «Культура.РФ» благодарит Международный проект о достижениях российской культуры и Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина за помощь в подготовке спецпроекта.
Обложка раздела Иконы «Русских сезонов: мини-досье: Леон Бакст. Эскиз декорации к балету Николая Римского-Корсакова «Шехеразада». 1910. Частное собрание
Фотография: kremlinpalace.org
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl