Как покоряли мир отечественные танцовщики, художники и музыканты

Культура.РФКультура

Русские сезоны. Часть 2

Как покоряли мир отечественные танцовщики, художники и музыканты

Авторы: Елена Антонова, Екатерина Проворная

0:00 /
711.736

Иконы русских сезонов: мини-досье

Кто создавал антрепризу, покорившую главные сцены мира

Сергей Дягилев, основатель

Инициатор и бессменный куратор Русских сезонов. С юности устраивал в Петербурге выставки авангардистов, был редактором журнала «Мир искусства». В Европу Сергей Дягилев возил работы русских иконописцев и художников, оперу, исторические концерты и балеты. Для работы над постановками Дягилев приглашал лучших танцоров, хореографов и художников. Яркие изысканные декорации, музыка с национальными мотивами и новаторская пластика исполнителей стали визитной карточкой его спектаклей.

Александр Бенуа, художник

Живописец, историк искусства и критик Александр Бенуа долгие годы был близким другом Дягилева. Именно Бенуа работал над «Павильоном Армиды», балетной премьерой Русских сезонов. Художник не ограничивался оформлением спектакля: он постоянно дискутировал с хореографом и чувствовал себя полноправным творцом художественного действа. А еще Бенуа помогал импресарио собирать творческую команду. По его совету, например, Дягилев пригласил Наталию Гончарову, которая оформила один из самых ярких балетов — «Золотой петушок».

Леон Бакст, художник

Его балетные декорации называли «пиршеством для глаз» и «симфонией цвета», а про самого художника театральный критик Андрей Левинсон писал: «Париж был подлинно пьян Бакстом». Костюмы благодаря цвету, текстуре и орнаментам подчеркивали пластику и грацию актеров. Одной из лучших оформительских работ Льва Бакста стала «Шехеразада». Увидев декорации, Александр Бенуа сказал, что именно благодаря Баксту Русские сезоны получили всемирное признание.

Николай Рерих, художник

Николай Рерих создавал декорации и костюмы к нескольким балетам Дягилева. Особенно известно его оформление спектакля «Половецкие пляски». Рерих воссоздал на сцене пространство половецкого стана, выжженной солнцем далекой степи и выгоревшего неба. В сочетании с хореографией Михаила Фокина — Вера Красовская называла танец половцев «бешеной вихревой пляской» — декорации Рериха передавали неистовый и буйный характер восточного народа.

Игорь Стравинский, композитор

Стравинский стал главной музыкальной звездой Русских сезонов. Дягилев пригласил молодого композитора в антрепризу после того, как заказ не выполнил в срок Анатолий Лядов — мастер сказочной стилизации в музыке. После громкой премьеры «Жар-птицы» Игорь Стравинский создал музыку еще к 13 балетам Русских сезонов.

Николай Римский-Корсаков, композитор

Римский-Корсаков учил Дягилева музыке в Петербургской консерватории, а почти 20 лет спустя стал одним из ключевых композиторов дягилевской антрепризы. Балет «Шехеразада» на его музыку вызывал восторг у парижской публики. Главную роль в спектакле исполнила Ида Рубинштейн, про которую Валентин Серов говорил: «Столько стихийного, подлинного Востока, сколько раньше не приходилось наблюдать ни у кого».

Михаил Фокин, хореограф

В первые три года Русских сезонов Михаил Фокин был единственным хореографом антрепризы. Работать с Дягилевым он начал уже не новичком: в творческом портфолио Фокина были яркие солирующие партии, которые он исполнял в балетах «Спящая красавица», «Корсар» и «Пробуждение Флоры», и несколько постановок для Мариинки. Но отношения Дягилева и Фокина со временем портились. Карьера Фокина в Русских сезонах окончательно завершилась в 1914 году — в историю вошли его балеты «Жизель», «Жар-птица», «Синий бог», «Шехеразада» и «Петрушка».

Вацлав Нижинский, хореограф, танцовщик

«Один из немногих, кто мог выразить в танце все волнения человеческой души», — говорил о нем скульптор Огюст Роден. Вацлав Нижинский танцевал у Дягилева с самого первого Сезона. Пластичный, артистичный, замирающий в своем знаменитом «левитирующем» прыжке, Нижинский был одной из звезд первого парижского Сезона. После ошеломляющих партий в балетах «Шехеразада», «Дафнис и Хлоя», «Петрушка» Нижинский попробовал себя в роли балетмейстера. В 1912 году мир увидел спектакль «Послеполуденный отдых фавна», главную роль в котором исполнил сам Нижинский. Его художественное видение стало революцией в балетном искусстве: он отказался от традиционных приемов и убрал из своих постановок фокинские черты. Не все его авангардные балеты неподготовленные зрители принимали с восторгом, но постепенно публика признала талант хореографа.

Леонид Мясин, хореограф, танцовщик

До того как стать легендой Русских сезонов, Леонид Мясин танцевал в кордебалете Большого театра. В труппе Дягилева молодой артист получил партии в лучших балетах, всеобщее признание своего таланта и первый опыт балетмейстерской работы. Самой яркой работой Мясина стал его провокационный балет «Парад», поставленный в 1917 году, в разгар войны. Хореограф перекроил балетный язык — основой новой художественной выразительности стала пантомима. Музыка Эрика Сати создавала сюрреалистичный эффект полного погружения в пространство: оркестр имитировал звуки пишущей машинки и даже шум самолета.

После смерти Дягилева часть его труппы образовала «Русский балет Монте-Карло». Леонид Мясин возглавлял этот творческий коллектив с 1933 по 1939 год.

Рассказывает прима-балерина Балета Сан-Франциско Мария Кочеткова:

По моему мнению, русская балетная школа — одна из лучших в мире. Особенно выделяется школа Агриппины Вагановой в Санкт-Петербурге, когда речь идет об обучении балету девочек. И мне кажется, что русские танцоры по-прежнему востребованы во всем мире. Но тут наблюдается одна особенность: русские труппы чаще всего можно видеть в больших классических балетах, таких как «Лебединое озеро» или «Дон Кихот». Это те балеты, которые принесли славу русской школе еще столетие назад. Что же касается современной российской хореографии — такие постановки нечасто можно встретить на зарубежной сцене.

Я не думаю, что сегодня возможен успех, подобный Русским сезонам, поскольку практически в каждой танцевальной компании, в каждом театре в репертуаре есть своя постановка «Лебединого озера» или «Ромео и Джульетты». А произошло это во многом благодаря успеху дягилевских Русских сезонов много лет назад.

Сам Сергей Дягилев был гением. У него был великолепный вкус, умение видеть. И он умел идти на риск. Сегодня балетным компаниям очень сложно рисковать из-за страха потерять деньги и получить плохие отзывы о постановке. Но по моему мнению, это важная часть художественного процесса — иногда проигрывать, чтобы создать еще что-то более великое.

Анна Павлова, балерина

Легкую, парящую, воздушную Анну Павлову зрители сравнивали с пушинкой. Такой в образе Сильфиды и запечатлел ее Валентин Серов на афише 1909 года, и эта афиша стала известнее, чем весь балетный Сезон. В Париже Павлова танцевала в спектаклях Михаила Фокина. Именно благодаря этому хореографу Павлова получила первое признание. В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре балерина исполнила номер, который Фокин поставил специально для нее. Композиция вошла в историю под названием «Умирающий лебедь», а Павлова вскоре стала балериной, востребованной по всему миру. Русские сезоны она покинула уже в 1910 году и создала собственную труппу, которая успешно гастролировала по миру 20 лет.

Тамара Карсавина, балерина

До Русских сезонов Карсавина уже была солисткой Мариинского театра, но в первый гастрольный Сезон у Дягилева она исполняла лишь второстепенные партии. Только с уходом из труппы Анны Павловой Карсавина стала полноправной примой. Михаил Фокин уловил ее женственную грацию, мягкость и романтизм и стал создавать балеты с учетом особенностей таланта Карсавиной. Так появилась «Жар-птица». Высокий «острый» прыжок балерины напоминал полет птицы — Бенуа даже назвал ее «огненным фениксом».

Ида Рубинштейн, балерина

Танцовщица без профессионального образования, Ида Рубинштейн покорила свет главной ролью в балете «Шехеразада». Магнетическая восточная красота, безупречная пластика и мощная харизма восхищали зрителей. Образ Иды Рубинштейн вдохновил парижских модниц, породив всеобщую любовь к востоку. После премьеры балета в 1910 году в моду вошли цветные парики, тюрбаны и экзотический макияж с оттенками золота. Зашкаливающая популярность артистки подтолкнула ее уйти из Русских сезонов и основать собственную театральную антрепризу.

Портал «Культура.РФ» благодарит Международный проект о достижениях российской культуры и Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина за помощь в подготовке спецпроекта.

Обложка раздела Иконы «Русских сезонов: мини-досье: Леон Бакст. Эскиз декорации к балету Николая Римского-Корсакова «Шехеразада». 1910. Частное собрание

Фотография: kremlinpalace.org

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Он не оценит: почему не нужно пытаться быть идеальной в отношениях Он не оценит: почему не нужно пытаться быть идеальной в отношениях

Как попытки быть идеальной ведут к разрушению отношений?

VOICE
«Если мы не победим, этой стране конец»: главное из новых мемуаров Барака Обамы «Если мы не победим, этой стране конец»: главное из новых мемуаров Барака Обамы

Барак Обама про Путина, республиканцев, Байдена и будущее

Forbes
Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость

Как защититься от хамства, не опускаясь до него?

Psychologies
Самцы пауков-филодромид перед спариванием обездвижили самок ядом и связали паутиной Самцы пауков-филодромид перед спариванием обездвижили самок ядом и связали паутиной

Такое поведение помогает им не стать обедом потенциальных невест

N+1
«Большой спорт – это не про здоровье», – интервью с главным хореографом Этери Тутберидзе «Большой спорт – это не про здоровье», – интервью с главным хореографом Этери Тутберидзе

Тренер Этери Тутберидзе о фигурном катании, спортсменах и детях

GQ
7 привычек, которые делают тебя непривлекательным в глазах женщин 7 привычек, которые делают тебя непривлекательным в глазах женщин

Привычки, которых нужно избегать, чтобы быть привлекательным для женщин

Maxim
«Это не каннибализм, это просто поедание себя»: ученые и дизайнеры создали стейк, выращенный из клеток человека «Это не каннибализм, это просто поедание себя»: ученые и дизайнеры создали стейк, выращенный из клеток человека

Стейк-уроборос создается из просроченной плазмы крови, собранных из полости рта

Esquire
Диана Арбенина — о современной зарубежной литературе, нелюбви к запятым и о том, что общего между писательством и написанием музыки Диана Арбенина — о современной зарубежной литературе, нелюбви к запятым и о том, что общего между писательством и написанием музыки

Интервью с Дианой Арбениной

Esquire
Ювелир Илья Клюев — о рынке бриллиантов в России Ювелир Илья Клюев — о рынке бриллиантов в России

О борьбе за бриллианты отечественного производства

РБК
Нейроны расширенной миндалины заставили мышей поволноваться Нейроны расширенной миндалины заставили мышей поволноваться

Связь нейронов расширенной миндалины и процесса эмоционального возбуждения

N+1
Тацуо Такахаши. Я влюбился в борщ! Тацуо Такахаши. Я влюбился в борщ!

Тацуо Такахаши – о том, какими будут автомобили в недалёком будущем

4x4 Club
«Не считаю себя селебрити» «Не считаю себя селебрити»

Евгений Цыганов может отмечать премьеры едва ли не каждый день

Огонёк
Гибель жены, заикание и аневризма: история Джо Байдена, нового президента США Гибель жены, заикание и аневризма: история Джо Байдена, нового президента США

Джо Байден – самый возрастной президент США

Cosmopolitan
Все дороги ведут в стрим Все дороги ведут в стрим

Разбираемся, что лучше смотреть на стриминговых сервисах, доступных в России

Playboy
Богатые люди более аморальны? Вот, что об этом говорит наука Богатые люди более аморальны? Вот, что об этом говорит наука

Большие деньги развращают человека... или нет?

Популярная механика
Жизнь в космосе скрывают подледные океаны: цивилизации глубин Жизнь в космосе скрывают подледные океаны: цивилизации глубин

Разумные формы жизни на других планетах могут обитать в подледных океанах

Популярная механика
Ученые, ставшие фантастами: Ларри Нивен и Тимоти Зан Ученые, ставшие фантастами: Ларри Нивен и Тимоти Зан

Эти ученые со временем полностью отошли от науки и посвятили себя литературе

Популярная механика
«Человек из Подольска» — кафкианская история о маленьком человеке, которого обвиняют в бездарном проживании жизни «Человек из Подольска» — кафкианская история о маленьком человеке, которого обвиняют в бездарном проживании жизни

«Человек из Подольска» — одновременно смешная и страшная трагикомедия

Esquire
Дружба с ведущими кутюрье и французские фасоны в СССР: что Майя Плисецкая сделала для моды Дружба с ведущими кутюрье и французские фасоны в СССР: что Майя Плисецкая сделала для моды

Рассказываем, что связывает Майю Плисецкую с мировой модой

Esquire
Девичьи грезы Девичьи грезы

Хозяйка этой квартиры мечтала воссоздать обстановку своего детства

AD
Центральноамериканских капуцинов застали за каннибализмом Центральноамериканских капуцинов застали за каннибализмом

Зоологи застали двух приматов за поеданием детеныша собственного вида

N+1
Михаил Гончаров, «Теремок»: «Сейчас спасают не бизнес, а государственный бюджет и бюджетников» Михаил Гончаров, «Теремок»: «Сейчас спасают не бизнес, а государственный бюджет и бюджетников»

Михаил Гончаров рассказал, почему больше не критикует решения чиновников

Inc.
«Люкс превратился в один большой магазин дьюти-фри»: лучшие высказывания Тильды Суинтон об одежде, моде и стиле и ее знаковые кинообразы «Люкс превратился в один большой магазин дьюти-фри»: лучшие высказывания Тильды Суинтон об одежде, моде и стиле и ее знаковые кинообразы

Тильда Суинтон о моде и отношениях с одеждой

Esquire
Мыльная опера королевского ранга: рассказываем о четвертом сезоне Мыльная опера королевского ранга: рассказываем о четвертом сезоне

Четвертый сезон «Короны» — 1980, Маргарет Тэтчер и принцесса Уэльская Диана

Esquire
Маркетинг 3.0 Маркетинг 3.0

От продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе

kiozk originals
«Я легкий на подъем человек» «Я легкий на подъем человек»

Анжелика Варум, несмотря на все сложности карантинного времени, успела немало

OK!
Обратный отсчет Обратный отсчет

Выглядеть молодо по силам каждой!

Лиза
Монстры в небе: 8 самых больших самолетов в мире Монстры в небе: 8 самых больших самолетов в мире

Двухэтажные тяжеловесы с размахом крыльев длиннее футбольного поля

Популярная механика
Бизнес в особом режиме Бизнес в особом режиме

Московская область — один из благоприятных регионов для развития формата ОЭЗ

РБК
Анкета: Алиса Брострем Анкета: Алиса Брострем

13‑летняя Алиса Брострем — модель, блогер с более 100К подписчиков

Glamour
Открыть в приложении