Сделать первый шаг к свободе
Мы поговорили с тремя участниками разных анонимных сообществ, помогающих избавиться от зависимостей. И попросили психолога прокомментировать их истории.
Любая зависимость – бегство от себя и проблем своей жизни. Мы убегаем, когда нам не хватает сил повернуться к ним лицом и начать решать их, считает телесно-ориентированный психолог и сексолог Азамат Макенов: «Те, кто недополучил в детстве любви и принятия, часто не принимают сами себя. У них также есть проблемы с выражением гнева. Два героя, Татьяна и Виктор, рассказывают о пережитых в детстве трудностях, у обоих не было отца. Татьяна привыкла к чрезвычайно сильным отрицательным эмоциям и к мощным воздействиям на телесном уровне, и ее чувствительность снизилась, во взрослой жизни она ищет таких же сильных отрицательных воздействий, одновременно наказывая себя за свою сексуальность. Свою агрессию она проецирует на мужчин, выбирая партнеров с садистическими наклонностями. Виктор, напротив, подавляет свою агрессию, но вместе с ней автоматически подавляет и свои желания, поэтому не знает, чего он хочет». Оба этих героя сейчас предпочитают оставаться без пары и не искать отношений. «Это может быть хорошим переходом к полной сепарации, отделению от родительский убеждений и желаний, – считает психолог. – Наедине с собой человек отделяется от родительских желаний и убеждений, и, если они были болезненными, может заменить их на свои собственные, здоровые».
Третья героиня, Анна, не рассказывает о детстве. Но вряд ли оно было беспроблемным. «Алкоголизм – семейный симптом, – отмечает Азамат Макенов. – И скорее всего, Анна воспроизвела семейную систему своего детства, выбрав зависимого партнера, каким был кто-то из ее родителей. Созависимая жена винит во всем мужа, полностью снимая ответственность с себя, и дает себе легальное разрешение злиться». За желанием решать чужие проблемы часто скрывается неумение решать свои. «Все три героя сделали самое главное – взяли на себя ответственность за свои чувства и свою жизнь, – говорит психолог. – Путь к свободе от зависимости может быть долгим, но первый шаг уже сделан».
«Мужчины были для меня вроде зверей»
Татьяна, 27 лет, сексоголик
У меня была куча связей, длинных и коротких, хотя три месяца – это был мой рекорд продолжительности. Часто параллельно с основным «романом» были встречи на ночь, в реальности иногда не больше чем на 10 минут. Некоторые бросали меня, узнав, что я сплю с другими, других я бросала сама: что за тряпка, если терпит? Я воображала, что ко мне по щелчку пальцев прибежит любой. Хотя в реальности было не так, но я предпочитала этого не замечать. Если надеть мини-юбку, всегда кто-то клюнет. Мужчины были для меня вроде зверей, мне нравилось их укрощать, и я забирала у них все, что могла. Иногда это плохо кончалось, на меня поднимали руку, выбили два зуба, я боялась подцепить инфекцию, при этом часто забывала даже о контрацепции.