Вирусы, которые нас лечат
Мы привыкли думать о вирусах как об абсолютном зле. А что, если они способны приносить пользу, например, лечить серьезные инфекции? И делать это эффективнее и безопаснее антибиотиков? Конечно, речь не о любых вирусах, а об одной их разновидности – бактериофагах.
Неудачно упав на даче, 47-летняя Таисия повредила голень. «Рана была небольшая, – вспоминает она, – но обработать ее было нечем, и туда попала инфекция». На фоне диабета и варикозного расширения вен повреждение превратилось в трофическую язву, которая полгода не заживала. «Чего я только не пробовала, – вздыхает Таисия. – Дети привозили из-за границы мази, заказывали из Китая гомеопатию. Не говоря уже об антибиотиках. Врачи разводили руками, пугали гангреной. Каждый день я делала перевязки. И тут подруга рассказала, что в Грузии ее пару лет назад вылечили от хронического синусита методом фаготерапии. Я начала искать информацию». Оказалось, в Тбилисском НИИ микробиологии и вирусологии имени Элиавы с советских времен самые сложные инфекции побеждают с помощью вирусов – бактериофагов.
Хорошо забытое старое
Фаготерапия известна человечеству более 100 лет. Английский ученый Фредерик Туорт в 1915 году описал «вирус, пожирающий бактерии». Это явление получило название «феномен Туорта». А два года спустя французский исследователь Феликс д’Эрель сделал аналогичное наблюдение и придумал название «бактериофаг», соединив слова «бактерии» и phagos (в переводе с греческого «пожиратель»). Вслед за этим специалисты по всему миру начали изучать терапевтический потенциал фагов. Исследователи сообщали о «почти чудесных» исцелениях от брюшного тифа, холеры, инфекций мочевыводящих путей и заживлении гнойных ран. В 1920-е годы в аптеках можно было найти препараты на основе бактериофагов против самых разных недугов. Потом фаготерапия была незаслуженно забыта. Сейчас интерес к ней вновь огромен во всем мире. А в Грузии он никогда и не снижался. «Я поехала в Тбилиси – рассказывает Таисия. – На прием в сам НИИ попасть не так просто. Туда едут люди со всего мира. Стоимость лечения для иностранцев доходит до нескольких тысяч евро. К счастью, многие специалисты работают в коммерческих центрах фаготерапии. Я обратилась в один из них, и мне быстро нашли подходящий препарат. Взяли соскоб из раны, изучили его на наличие бактерий и протестировали реакцию на бактериофаги. Для моего случая уже было готовое лекарство. Я наносила его на стерильную салфетку и перевязывала рану. Через неделю язва начала затягиваться, а месяц спустя прошла». Теоретически фаготерапия может вылечить все болезни, вызванные вредоносными бактериями, ведь для каждой из них существует свой хищник-фаг. «Когда он «встречается» с целевой бактерией, то сначала адсорбируется на ее поверхности, затем его РНК или ДНК проникает внутрь клетки и запускает образование новых фагов, – объясняет Ксения Селезнева, нутрициолог, гастроэнтеролог медицинского центра «Атлас». – Накапливаясь до 100–200 штук в одной клетке, фаги разрушают ее изнутри». Они размножаются сотнями каждые 30 минут и уничтожают бактерии за несколько часов.