Увидеть в картине свое отражение
В 2019 году акция «Ночь музеев» пройдет в России в тринадцатый раз – 18 мая. Как не только провести самую культурную ночь в году с удовольствием и интересом, но и превратить досуг в психотерапевтический инструмент?
Одно из распространенных заблуждений об арт-терапии – что она работает, если только ты сам рисуешь и творишь. Однако прочувствовать изменения в своем эмоциональном состоянии, найти ресурс можно не только создавая картины или скульптуры, но и созерцая их, считают арт-терапевты. Искусство, творчество способны влиять на нашу психику в любом своем проявлении – и при активном (как говорят психологи, «экспрессивном»), и при пассивном («рецептивном», воспринимающем) участии. И обычный поход в музей можно использовать как для работы в психотерапии, так и для самоанализа и получения ресурса. Мы ходим в театр, сопереживаем героям кинофильма. Но редко задумываемся, какие струны задевает в нас тот или иной экспонат музея или выставки. А ведь при взгляде на шедевр живописца можно испытать катарсис, подобный тому, что мы испытываем при чтении захватывающей книги или на спектакле!
Бессознательное подскажет
Как в любой психотерапии, в «исцелении музеями» важно сформулировать запрос. «В данном случае запрос адресуется своей творческой энергии, своему созерцателю, – объясняет арт-терапевт Полина Постельгина. – Стоит спросить себя: зачем я иду сейчас в музей, что я хочу увидеть, какие чувства испытать? И при выборе экспозиции отталкиваться от этого». Но даже если мы и сами не очень понимаем, что хотим получить на выходе, можно довериться интуиции и идти куда глаза глядят. Даже забредя на случайную выставку, можно найти инсайт. Таким личным опытом делится Полина Постельгина: «Я два года жила в Санкт-Петербурге, и мы с дядей часто ходили по музеям. Незадолго до моей свадьбы пошли в Эрмитаж. Проходили зал за залом, и вдруг меня словно что-то остановило перед фресками о мифе про Психею и Эроса. История их непростой любви меня так впечатлила, что я стала рассуждать, почему. И поняла, что не хотела признаться себе в сомнениях, а того ли мужчину выбрала. Не окажется ли он при свете лампы чудовищем, как боялась Психея, которая не видела в темноте своего возлюбленного? Для меня это был вопрос о доверии партнеру. Я вытащила неосознанные страхи наружу, и мне стало легче». В терапии музеями действует тот же принцип, что и в метафорических картах: мы видим в них отражение своего состояния, а взгляд выхватывает из набора образов что-то, актуальное только для нас и только сейчас. Так и в картинах: сегодня мы остановимся возле одной, а через полгода удивимся, почему она нас заинтересовала. Произведения искусства становятся зеркалом нашего состояния. И чтобы в него заглянуть, необходимы cпециальные условия.