Пусть меня научат!
Для чего взрослые, уже состоявшиеся профессионалы получают второе, третье, четвертое образование, занимаются на разнообразных курсах – от иностранных языков и актерского мастерства до лепки и каллиграфии? Иногда мы, увлекаясь очередным процессом, и сами не осознаем, зачем нам это нужно. Попробуем разобраться.
«Физфак и аспирантура, потом юридическая академия – было и интересно, и полезно, – 38-летняя Катерина вспоминает, где и чему она училась. – Потом свой бизнес и, соответственно, бизнес-образование. А еще танцы – для души. Сейчас хожу на писательские курсы. Но уже думаю, чем займусь дальше».
Катерина – одна из многих, кто не останавливается на достигнутом и отправляется получать новые знания. Кому-то нужны «корочки» для работы, кому-то хочется встретить единомышленников, а кто-то следует моде на образование, охватившей россиян в последние 30 лет. Есть и другие причины, причем далеко не всегда осознаваемые, считает психоаналитический терапевт Илья Суслов. «Прежде чем бросаться на поиски нового образования, стоит разобраться в своих потребностях, – убежден он. – Не исключено, что есть более короткий путь к их удовлетворению. А также, понимая, чего хотим, мы можем сделать обучение максимально эффективным».
Явные и скрытые мотивы
Психотерапевт рассказывает случай из своей практики: «Клиентка призналась, что пошла на курсы кройки и шитья, не зная зачем: «Шить не люблю и вряд ли буду, но что-то потянуло». В работе выяснилось, что хорошо шила ее мама, по которой она сильно скучает: они живут в разных городах. И все встало на свои места, ведь знания с точки зрения психологии – аналог еды. А еда, в свою очередь, – это тепло и любовь». Может быть, именно их нехватку мы восполняем через очередные курсы и мастер-классы?
«Много тех, кому в свое время велели учиться родители, и, по сути, у них остается незакрытый гештальт: им так и не удалось получить образование по душе, – продолжает Илья Суслов. – Спустя годы они встречаются с чем-то, что им интересно, у них появляется сильный мотив учиться». Осознанное обучение открывает второе дыхание в карьере, расширяет контакты, позволяет постоянно «быть в теме», в атмосфере «движухи», что особенно важно для творческих людей. «За профессиональной учебой стоит желание быть «быстрее, выше, сильнее», – замечает медицинский психолог, нейропсихолог Юлия Пунина. – И в хобби тоже можно совершенствоваться, получая еще больше удовольствия от процесса и результата. Всегда есть какая-то цель и мотив – без этого процесс обучения организовать невозможно». Но цели мы обычно ставим сознательно, а вот мотивы нередко остаются за гранью осознания, иногда мешая достигать поставленных целей. «Низкая самооценка может заставлять постоянно учиться того, кому кажется, что без кандидатской степени или диплома MBA он не полноценный специалист», – объясняет Илья Суслов. Но получив желанную степень, он обнаруживает, что есть и другая, еще более весомая и почетная... В «вечных студентов» превращает нас и боязнь перейти от теории к практике: «А вы знаете, в нашей профессии учатся по 8-10 лет, а то и всю жизнь». «У таких Питеров Пэнов есть вторичные выгоды, – поясняет Илья Суслов: – «Я по-прежнему молодой, я блистаю среди студентов, и это защищает меня от сомнений, буду ли я таким же особенным