“Дайте ребенку выплеснуть гнев в детской комнате”
Если для взрослого обычный формат психотерапии – беседа, то детям проще разговаривать с терапевтом на языке игры. С помощью игрушек ему легче понять и выразить чувства
В психологии сегодня довольно много направлений, использующих игру как инструмент. Психолог Елена Пиотровская – последователь игровой терапии, центрированной на ребенке. Для ребенка, считает эксперт, мир игрушек – естественная среда обитания, в ней много явных и скрытых ресурсов.
Psychologies: У вас стандартный набор игрушек или для каждого ребенка подбирается свой комплект?
Елена Пиотровская: Игрушки – язык ребенка. Мы стараемся обеспечить его разными «словами», они разделяются по сортам, по видам. У детей разное содержание внутреннего мира, они наполнены многими чувствами. И наша задача – предоставить инструмент для их выражения. Гнев – военные игрушки: пистолеты, лук, меч. Чтобы показать нежность, тепло, любовь, нужно другое – детская кухонька, тарелочки, одеяльца. Если в игровой не окажется одного или другого блока игрушек, то ребенок решит, что какие-то его чувства неуместны. А что именно взять в данный момент, каждый решает сам.
А есть игрушки, которые запрещены в вашей «детской»?
Е.П.: Таких нет, потому что я как терапевт отношусь к ребенку с полным и безоценочным принятием и в моей комнате сделать что-либо «плохо» и «неправильно» нельзя в принципе. Но как раз поэтому у меня нет мудреных игрушек, в которых нужно разбираться, ведь с этим можно не справиться. А попробуйте быть неуспешным, когда вы возитесь с песком! Весь строй моей работы направлен на то, чтобы маленький клиент почувствовал, что он здесь может делать то, что хочет, и это будет мной принято, – тогда содержание его внутреннего мира начнет выражаться вовне. Он может пригласить меня в игру. Некоторые терапевты не играют, но я принимаю приглашение. И когда, например, ребенок назначает меня злодейкой, я надеваю маску. Если нет маски, он просит меня говорить страшным голосом. В меня можно пострелять. Если предстоит бой на мечах, я обязательно возьму щит.
Часто ли дети с вами воюют?
Е.П.: Война – это выражение накопленного гнева, а с болью и гневом сталкиваются рано или поздно все дети. Родители часто удивляются, что их чадо злится. Каждый ребенок, помимо огромной любви к родителям, имеет к ним и какие-то претензии. К сожалению, дети часто не решаются их выражать, боясь потерять родительскую любовь. В моей комнате они проходят осторожный путь знакомства в игровой форме со своими чувствами и учатся проявлять их. Они же не бьют мать или отца табуретом по голове – они могут пострелять, покричать, сказать: «Ты плохой!» Выход агрессии нужен обязательно.