Колеса XX века. Эволюция автомобильных шин и дисков

АвтоМирАвто

Колеса XX века

Эволюция автомобильных шин и дисков часто незаслуженно остается незамеченной. А ведь в XX веке было много настоящих прорывов!

Текст Александр Потапов
Фото Skoda

Если меняется дизайн кузова автомобиля – это сразу видно и понятно, это обсуждают все, да и, собственно, меняться кузов может очень и очень сильно. С шинами и дисками – не так. Только узкие специалисты обычно в состоянии оценить изменение рисунка протектора, иную форму ламелей, многогранные шипы или скорлупу в резиновой смеси. Между тем каждая из этих мелочей влияет на ездовые характеристики автомобиля порой даже больше, чем полностью новый кузов. И оценить эти изменения становится куда проще, если вспомнить, как менялись покрышки, колесные диски и способы их крепления. Опустим первый патент на пневматическую шину и историю масштабирования достижений велосипедной промышленности на автомобильную. Начнем с 1905 года – литая резина ушла в прошлое, уже появились и зимние покрышки с шипами... Какие же технологии становились массовыми?

1905

Деревянные многоспицевые колесные диски, тяжелые и одновременно хрупкие, несмотря на стальной обод, крепились на ось Laurin & Klement Voiturette A с помощью однойединственной гайки. Это решение использовалось разными автопроизводителями вплоть до 1930-х годов. А вот корд, появившийся уже в шинах Dunlop (на фото), актуален и сейчас

1911

Проколы шин сто лет назад случались весьма часто – дело было не столько в свойствах резины, сколько в состоянии дорог. Это сейчас по «грунтовкам» ездят грейдеры, а тогда автомобили передвигались по гораздо менее приспособленным маршрутам. Постоянные повреждения вынудили водителей возить с собой «запаску» – на тот момент это была только покрышка без диска

1929

Чтобы облегчить жизнь водителям и упростить процесс замены колеса, в 20-е годы придумали съемный обод, который крепился шестью гайками. Центральная часть колеса (на фото – деревянная) оставалась при этом на месте. При проколе менялся обод вместе с покрышкой. Соответственно, и запасное колесо возили с собой уже в виде не просто шины, а в сборе

1930

К этому моменту окончательно стали историей деревянные колеса – пришла мода на штампованный металл. Довольно быстро «штамповки» стали производить массово и цены на такие диски резко снизились. А еще в начале тридцатых с собой стали возить аж по два запасных колеса в сборе – автомобилями пользовались уже много, а хороших дорог было еще очень мало.

1934

Еще чуть-чуть – и мода опять поменялась. В середине тридцатых появились многоспицевые диски и шины с белой полосой. Любовь к этому дизайну сохранялась у автомобилистов долго – такие шины продержались без малого тридцать лет! Их можно встретить на машинах 50-х и 60-х годов. Сейчас такие тоже производят, но в основном специально для ретрокаров.

1937

Исторический момент – «запаска» переехала в багажник. Спрятать дополнительное колесо или колеса требовал, прежде всего, дизайн – вопросы аэродинамики тогда меньше волновали автопроизводителей. Заодно частично решилась проблема с частыми кражами запасных колес – ведь утащить шины, закрепленные на кузове, куда проще, чем вскрывать багажник.

1960

Мода на подобные стальные колеса была актуальна во всем мире. Объемный сверкающий колпак был не только у Skoda Octavia (на фото), но и у нашей легендарной 21-й «Волги», и у многих знаковых американских автомобилей той эпохи, например, у Cadillac De Ville. Железный занавес трендам не был преградой.

1981

На фото – актуальный по тем временам 13-дюймовый стальной диск с вентиляционными отверстиями. Скорости увеличивались, нагрузка на тормозные механизмы тоже. Без грамотно организованного притока воздуха уже нельзя было обходиться. Еще одна инновация – пластиковый колпачок ступицы.

1990

Для массовых автомобилей самой популярной оставалась 13-дюймовая размерность, однако конструкция диска совешенствовалась, вентиляционные отверстия становились больше. Тогда же зародилась мода на легкосплавные многоспицевые диски, хотя на заводах их ставили редко.

2019

За последние 30 лет колеса стали значительно больше – с появлением кроссоверов и массовых внедорожников никого уже не удивишь 18-, 19-, 20-дюймовыми дисками. Низкий профиль резины вошел в моду как по эстетическим причинам, так и потому, что такие колеса обеспечивают азартную управляемость.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Из рук в руки Из рук в руки

15 лет российского футбола в историях пяти клубов

Forbes
5 экзотических видов оружия народов мира 5 экзотических видов оружия народов мира

Были времена, когда изготовление оружия еще не было универсальным и конвейерным

Maxim
Мадс Миккельсен: «Даже в отъявленных негодяях всегда есть что-то человеческое» Мадс Миккельсен: «Даже в отъявленных негодяях всегда есть что-то человеческое»

Почему Мадс Миккельсен решил отойти от амплуа злодея?

Cosmopolitan
Как отсканировать старые фотографии: 3 простых способа Как отсканировать старые фотографии: 3 простых способа

Как отсканировать старые фотографии: 3 простых способа

CHIP
Своя в доску Своя в доску

«СтарХит» нашел первую любовь Анастасии Ивлеевой

StarHit
Кончил с отличием Кончил с отличием

Эротический пассаж. Корреспондент GQ отправляется на секс-тренинги

GQ
Крошка Ро Крошка Ро

Блогер Марьяна Ро выбралась в реальный мир без одежды

Maxim
Почему IT-безопасность важна именно сейчас? Почему IT-безопасность важна именно сейчас?

Как действуют преступники, и на что обратить внимание при онлайн-шопинге.

CHIP
Доброе утро. Руководители о том, как они начинают свой день Доброе утро. Руководители о том, как они начинают свой день

Отрывок из книги «Утренние ритуалы. Как успешные люди начинают свой день»

Forbes
Вот что происходило в первой версии «Игры престолов», которая не попала в эфир Вот что происходило в первой версии «Игры престолов», которая не попала в эфир

Сложно представить «Игру престолов» без купюр, но такая версия существует!

Maxim
Своя стихия Своя стихия

Интерьер дома в Калининграде — минималистично, функционально и иронично

SALON-Interior
Между детством и юностью Между детством и юностью

Лауреат «Михалковки» Юлия Линде — о сленге в литературе и Венике Возмездия

Русский репортер
BMW 3-й серии BMW 3-й серии

BMW 3-й серии. Новая «трешка» учтиво заботится о водителе

Quattroruote
Эти забавные рептилоиды Эти забавные рептилоиды

Какими будут инопланетяне? Красивыми или статными, умными или остроумными?

Maxim
Куда пойти с девушкой на свидание? 33 суперских идеи на все случаи жизни Куда пойти с девушкой на свидание? 33 суперских идеи на все случаи жизни

Куда пойти с девушкой на свидание? 33 суперских идеи на все случаи жизни

Playboy
Как в Екатеринбурге после чемпионата мира-2018 увеличили футбольную посещаемость в два раза Как в Екатеринбурге после чемпионата мира-2018 увеличили футбольную посещаемость в два раза

Как в Екатеринбурге увеличили футбольную посещаемость в два раза

Forbes
Пачка денег: как Роман Абрамович стал миллиардером-балетоманом Пачка денег: как Роман Абрамович стал миллиардером-балетоманом

На поле современного искусства Роман Абрамович публично появился в мае 2007

Forbes
В другом измерении В другом измерении

Как возникает «химия» любви и можно ли продлить это прекрасное чувство

Лиза
Топ самых раздражающих цитат из женских пабликов Топ самых раздражающих цитат из женских пабликов

Топ самых раздражающих цитат из женских пабликов

Maxim
Шанс Елены Север Шанс Елены Север

Встреча с певицей, телеведущей, актрисой, а с недавних пор еще и продюсером

StarHit
Как правильно пригласить девушку на свидание, чтобы у нее не было шанса отказать Как правильно пригласить девушку на свидание, чтобы у нее не было шанса отказать

Как правильно пригласить девушку на свидание, чтобы у нее не было шанса отказать

Playboy
Пенелопа Крус рассказала, как пережила домогательства похотливых продюсеров Пенелопа Крус рассказала, как пережила домогательства похотливых продюсеров

Пенелопа Крус сделала несколько признаний перед премьерой «Лабиринтов прошлого»

Cosmopolitan
Причинение добра. Почему компаниям редко удается трансформация Причинение добра. Почему компаниям редко удается трансформация

Огромное количество трансформаций заканчиваются неудачно

Forbes
Мама, это не игрушки Мама, это не игрушки

Киберспорт – профессия, индустрия и бизнес будущего

Популярная механика
19 худших на свете подарков, которые можно сделать девушке (и ты наверняка уже делал) 19 худших на свете подарков, которые можно сделать девушке (и ты наверняка уже делал)

Она запомнит этот подарок. Но вряд ли это будет хорошее воспоминание

Playboy
Не пивной живот: 8 основных причин, почему мужчины резко набирают вес Не пивной живот: 8 основных причин, почему мужчины резко набирают вес

«Много ешь» — причина, о которой нужно думать в последнюю очередь

Playboy
Хватит пытаться стать «лучшей версией себя» Хватит пытаться стать «лучшей версией себя»

Хотите помочь себе?

Psychologies
Чего ждать от отношений с азиатками? 3 типа тайландок и их сюрпризы Чего ждать от отношений с азиатками? 3 типа тайландок и их сюрпризы

Не так просты эти тайландки, как можно подумать

Playboy
Правила жизни Карла Лагерфельда Правила жизни Карла Лагерфельда

Модельер, фотограф, коллекционер и издатель

Esquire
Океанический слон: индийский авианосец Vikrant Океанический слон: индийский авианосец Vikrant

Потенциал Индии привел к амбициозным планам по разработке систем вооружения

Популярная механика
Открыть в приложении