Колеса XX века. Эволюция автомобильных шин и дисков

АвтоМирАвто

Колеса XX века

Эволюция автомобильных шин и дисков часто незаслуженно остается незамеченной. А ведь в XX веке было много настоящих прорывов!

Текст Александр Потапов
Фото Skoda

Если меняется дизайн кузова автомобиля – это сразу видно и понятно, это обсуждают все, да и, собственно, меняться кузов может очень и очень сильно. С шинами и дисками – не так. Только узкие специалисты обычно в состоянии оценить изменение рисунка протектора, иную форму ламелей, многогранные шипы или скорлупу в резиновой смеси. Между тем каждая из этих мелочей влияет на ездовые характеристики автомобиля порой даже больше, чем полностью новый кузов. И оценить эти изменения становится куда проще, если вспомнить, как менялись покрышки, колесные диски и способы их крепления. Опустим первый патент на пневматическую шину и историю масштабирования достижений велосипедной промышленности на автомобильную. Начнем с 1905 года – литая резина ушла в прошлое, уже появились и зимние покрышки с шипами... Какие же технологии становились массовыми?

1905

Деревянные многоспицевые колесные диски, тяжелые и одновременно хрупкие, несмотря на стальной обод, крепились на ось Laurin & Klement Voiturette A с помощью однойединственной гайки. Это решение использовалось разными автопроизводителями вплоть до 1930-х годов. А вот корд, появившийся уже в шинах Dunlop (на фото), актуален и сейчас

1911

Проколы шин сто лет назад случались весьма часто – дело было не столько в свойствах резины, сколько в состоянии дорог. Это сейчас по «грунтовкам» ездят грейдеры, а тогда автомобили передвигались по гораздо менее приспособленным маршрутам. Постоянные повреждения вынудили водителей возить с собой «запаску» – на тот момент это была только покрышка без диска

1929

Чтобы облегчить жизнь водителям и упростить процесс замены колеса, в 20-е годы придумали съемный обод, который крепился шестью гайками. Центральная часть колеса (на фото – деревянная) оставалась при этом на месте. При проколе менялся обод вместе с покрышкой. Соответственно, и запасное колесо возили с собой уже в виде не просто шины, а в сборе

1930

К этому моменту окончательно стали историей деревянные колеса – пришла мода на штампованный металл. Довольно быстро «штамповки» стали производить массово и цены на такие диски резко снизились. А еще в начале тридцатых с собой стали возить аж по два запасных колеса в сборе – автомобилями пользовались уже много, а хороших дорог было еще очень мало.

1934

Еще чуть-чуть – и мода опять поменялась. В середине тридцатых появились многоспицевые диски и шины с белой полосой. Любовь к этому дизайну сохранялась у автомобилистов долго – такие шины продержались без малого тридцать лет! Их можно встретить на машинах 50-х и 60-х годов. Сейчас такие тоже производят, но в основном специально для ретрокаров.

1937

Исторический момент – «запаска» переехала в багажник. Спрятать дополнительное колесо или колеса требовал, прежде всего, дизайн – вопросы аэродинамики тогда меньше волновали автопроизводителей. Заодно частично решилась проблема с частыми кражами запасных колес – ведь утащить шины, закрепленные на кузове, куда проще, чем вскрывать багажник.

1960

Мода на подобные стальные колеса была актуальна во всем мире. Объемный сверкающий колпак был не только у Skoda Octavia (на фото), но и у нашей легендарной 21-й «Волги», и у многих знаковых американских автомобилей той эпохи, например, у Cadillac De Ville. Железный занавес трендам не был преградой.

1981

На фото – актуальный по тем временам 13-дюймовый стальной диск с вентиляционными отверстиями. Скорости увеличивались, нагрузка на тормозные механизмы тоже. Без грамотно организованного притока воздуха уже нельзя было обходиться. Еще одна инновация – пластиковый колпачок ступицы.

1990

Для массовых автомобилей самой популярной оставалась 13-дюймовая размерность, однако конструкция диска совешенствовалась, вентиляционные отверстия становились больше. Тогда же зародилась мода на легкосплавные многоспицевые диски, хотя на заводах их ставили редко.

2019

За последние 30 лет колеса стали значительно больше – с появлением кроссоверов и массовых внедорожников никого уже не удивишь 18-, 19-, 20-дюймовыми дисками. Низкий профиль резины вошел в моду как по эстетическим причинам, так и потому, что такие колеса обеспечивают азартную управляемость.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Внутренняя кухня Внутренняя кухня

Два бывших директора ресторанов McDonald’s в Крыму открыли свою сеть

Forbes
Кто, как и зачем носит новый жилет Louis Vuitton Кто, как и зачем носит новый жилет Louis Vuitton

Кто, как и зачем носит новый жилет Louis Vuitton

GQ
Пабло Эскобар XXI века: что известно о наркобароне Эль Чапо и почему его не могли поймать двадцать лет Пабло Эскобар XXI века: что известно о наркобароне Эль Чапо и почему его не могли поймать двадцать лет

Что известно о наркобароне Эль Чапо и почему его не могли поймать двадцать лет

Esquire
Полeтит ли «черное» крыло? Полeтит ли «черное» крыло?

Будет ли перенесена дата запуска серийного производства самолета МС-21?

Популярная механика
Подарки на 8 марта: чем и как порадовать женщин Подарки на 8 марта: чем и как порадовать женщин

Подробнейший гайд по подаркам на 8 марта

GQ
В погоне за впечатлениями В погоне за впечатлениями

Сравнительный тест Renault Kaptur и Mitsubishi ASX

АвтоМир
Борьба с раком: зачем давать деньги взрослым людям и как еще можно помочь Борьба с раком: зачем давать деньги взрослым людям и как еще можно помочь

История Ольги Егоровой — координатора волонтеров в Фонде борьбы с лейкемией

Cosmopolitan
«Мало кто из банков выживет». Основатель Revolut о будущем, России, Тинькове и предложениях продать бизнес «Мало кто из банков выживет». Основатель Revolut о будущем, России, Тинькове и предложениях продать бизнес

Как Николай Сторонский создал бизнес на $1,7 млрд

Forbes
Нокаут: кто уделал Apple и Samsung в мире смартфонов Нокаут: кто уделал Apple и Samsung в мире смартфонов

В мире мобильных телефонов сменился лидер

Популярная механика
Хорошо устроился Хорошо устроился

Боевое крещение. Кристоф Вальц снялся в экранизации кровавой манги

GQ
Золотой эпилог Золотой эпилог

Сколько «Спартак» заработал на чемпионстве

Forbes
10 фактов о фильме «Иван Васильевич меняет профессию» 10 фактов о фильме «Иван Васильевич меняет профессию»

10 фактов о фильме «Иван Васильевич меняет профессию»

Maxim
Дети не вредят карьере женщины. Это делают мужчины Дети не вредят карьере женщины. Это делают мужчины

Пора перестать винить матерей в проблемах, созданных отцами

Psychologies
Как стать британским ученым Как стать британским ученым

Компании Великобритании нанимают российских IT-специалистов

Forbes
Атлантик-тур Атлантик-тур

Первозданная природа затерянных в океане Фарерских островов

Quattroruote
Доброе утро. Руководители о том, как они начинают свой день Доброе утро. Руководители о том, как они начинают свой день

Отрывок из книги «Утренние ритуалы. Как успешные люди начинают свой день»

Forbes
Как и зачем люди будут строить базы на Луне Как и зачем люди будут строить базы на Луне

Сейчас по Луне разъезжает единственный аппарат землян

Forbes
Когда реально надо начинать паниковать в самолете? Объясняют пилоты Когда реально надо начинать паниковать в самолете? Объясняют пилоты

Когда реально надо начинать паниковать в самолете? Объясняют пилоты

Playboy
Антон Захаров: Почему в пластической хирургии так много непрофессионалов Антон Захаров: Почему в пластической хирургии так много непрофессионалов

Антон Захаров: Почему в пластической хирургии так много непрофессионалов

СНОБ
Как начать разбираться в современном искусстве (и заработать на нем)? Как начать разбираться в современном искусстве (и заработать на нем)?

Основательница NIKOLSKAYA GALLERY о том, как полюбить современное искусство

Cosmopolitan
Новый «Титаник» отправится в плавание через три года Новый «Титаник» отправится в плавание через три года

На создание копии Титаника потребовалось больше 10 лет и $500 млн

Forbes
За новое знакомство! За новое знакомство!

Идея наведаться в долину реки Спей вызвала у автора хандру, а потом — ностальгию

Robb Report
Долгий путь в небо: вертолет Ми-38 Долгий путь в небо: вертолет Ми-38

Первый серийный военно-транспортный вертолет Ми-38Т

Популярная механика
Регина Бурд: Регина Бурд:

Регина Бурд рассказала о своей кондитерской «Любовь и сладости»

Cosmopolitan
Почему японский культ уборки стоит перенести в офисы Почему японский культ уборки стоит перенести в офисы

Японские системы наведения порядка переживают триумф

Forbes
В будущее возьмут не всех (но с Range Rover Velar у вас больше шансов) В будущее возьмут не всех (но с Range Rover Velar у вас больше шансов)

В будущее возьмут не всех (но с Range Rover Velar у вас больше шансов)

Esquire
Где-то между... Где-то между...

Подключаемый гибрид Ford Transit Custom образца 2019 года

Quattroruote
Казаки фюрера Казаки фюрера

Его роман с немцами начался ещё в Гражданскую, а закончился он Второй мировой…

Дилетант
Идол от бизнеса: как и зачем превращать главу компании в героя своего времени Идол от бизнеса: как и зачем превращать главу компании в героя своего времени

Бизнесу тоже нужны свои идолы: Цукерберг, Джобс, Дуров

Forbes
Хлеб и колбаса: ключевые гастрономические ценности в новом ресторане Focacceria Хлеб и колбаса: ключевые гастрономические ценности в новом ресторане Focacceria

Команда легендарного «Семифреддо» кормит простой едой на Патриарших

GQ
Открыть в приложении