Они признали свое поражение
Мы знаем: не ошибается тот, кто ничего не делает, и… все равно боимся оступиться. И может быть, зря! Ведь разрешая себе быть небезупречными, мы шире смотрим на мир и открываем в нем новые возможности.
Совсем не трудно заметить недостатки другого, немного трудней сказать ему: «Ты не прав!», но для того, чтобы то же самое сказать о себе, требуется не только честность, но и мужество. Тем более – для того, чтобы сделать такое заявление публично, как наши герои. Они рассказывают, как потерпели крушение в таких жизненно важных областях, как семья, бизнес, дружба. Зачем? Чтобы подтвердить: пережить падение непросто, но если проанализировать его причины и сделать выводы, тогда можно начать заново – и даже обнаружить новые возможности. И еще для того, чтобы страх, который так хорошо отражен в нашем языке: «наломать дров», «сгореть со стыда» и «умереть от смущения», – не замораживал нас, мешая думать и принимать решения.
«Мы относимся к неудачам практически так же, как и к смерти: понимаем, что рано или поздно это произойдет с каждым, но не знаем, как и когда, – такое наблюдение сделала американская писательница, популяризатор науки Кэтрин Шульц (Kathryn Schulz)1, которая исследует отношение общества к ошибкам и страхи, связанные с ними. – В нашем сознании укоренилось ложное представление о том, что ошибка – нечто настолько редкое и аномальное, что при каждом ее возникновении мы впадаем в глубокое отчаяние. На самом деле любая оплошность – лишь доказательство умения приспосабливаться к изменчивой окружающей среде, а не свидетельство умственной и психической неполноценности». Многих осознание ошибки просто парализует, и они предпочитают вообще ничего не делать, лишь бы не оплошать – даже в ситуациях, где действия необходимы. Однако стабильность, купленная такой ценой, сама по себе порождает внутренние противоречия, вызывая у нас чувство стыда и неуверенность в собственных силах.
«Мы привыкли к тому, что можем справиться с любыми трудностями с помощью денег и технологий, можем отменить последнее действие на компьютере с помощью комбинации клавиш Ctrl+Z или отписаться от новостной рассылки, убрав в нужном месте галочку, – замечает Кэтрин Шульц. – Однако нам придется смириться с тем, что в жизни происходит многое из того, что мы отчаянно хотим изменить, но все же не можем».
Полезные противоречия
«Если я ошибаюсь, значит, я существую». Этой мысли больше 1600 лет, она принадлежит Блаженному Августину. Христианский философ и богослов считал, что без ошибок человечество неминуемо остановится в развитии. И это действительно так: достаточно вспомнить, сколькими достижениями мы обязаны тому, что сегодня назвали бы «косяком». Самый известный пример: Колумб отправился в Индию, заблудился – и стал первооткрывателем Америки. Александр Флеминг, уезжая в отпуск, забыл (!) на столе сосуды с культурами бактерий. Если бы не это, у нас, возможно, до сих пор не было бы пенициллина. И даже заблуждения психотерапевтов способны помочь тем, кто пришел за помощью. Выстраивая гипотезы об истоках проблем, специалист далеко не всегда попадает в точку. Но опровергая их, клиент «от обратного» может сам добраться до сути затруднений и преодолеть их.
Конечно, забывчивость, заблуждения и провалы полезны далеко не всегда. «Они пригождаются только тогда, когда учат нас думать, – замечает психотерапевт, доктор медицинских наук Марк Сандомирский. – Когда, пытаясь в различных обстоятельствах решить одну и ту же проблему, мы ищем новые пути. Конечно, при этом неизбежно сталкиваемся с противоречиями. Но ресурсность ошибок связана именно с преодолением противоречий, которые благодаря им в нашей жизни возникают».