Удивительные совпадения и счастливые случайности

PsychologiesПсихология

Чудеса, да и только?

Удивительные совпадения и счастливые случайности в своей жизни помнят многие. А свидетельства о необыкновенных деяниях святых составляют часть нашего культурного наследия. Но что значит вера в чудесное для каждого из нас? Нужно ли с ней бороться или, наоборот, пробуждать ее в себе? Решаем вместе с экспертами.

Текст Ольга Сульчинская, Ольга Кочеткова

Минувшим летом москвичи и петербуржцы были свидетелями того, как многочасовая очередь к мощам Николая Чудотворца терпеливо стоит на жаре и под дождем... В сентябре православная церковь отмечает 680-летие пострижения в монахи почитаемого в России святого Сергия Радонежского, чья жизнь сопровождалась многими чудесами. А что касается частной жизни – нет, наверное, ни одной влюбленной пары, которая не вспоминала бы о счастливых предзнаменованиях, предшествовавших их встрече, и ни одного выпускника, которому не попадался бы на экзамене тот самый билет, что он выучил... или выучил лучше всего. Размышляя об этом, мы в редакции решили, что пора обсудить, какое место вера в чудеса занимает в нашем опыте, – и пригласили для этого разговора двух психологов.

Psychologies: Существует ли такое явление, как чудо?

В.С.: Конечно, существует. Чудо – то, что мы не можем объяснить на данный момент. Вот, например, айфон – помню, в юности родители требовали, чтобы я сообщал, когда приду домой, и я мечтал о том, что можно будет позвонить отовсюду, а не искать автомат, да еще если у тебя нет этих двух копеек… И чудо свершилось: теперь я могу разговаривать с людьми со всего земного шара. В этом нет ничего сверхъестественного, это реальность, но она стала возможной благодаря множеству открытий в разных областях. Как они произошли, как были сделаны? Вот это я считаю чудом. Многое зависит от того, как мы интерпретируем события. Для меня это чудо – скорее не внешнее обстоятельство, а внутреннее состояние. Это как Дед Мороз – я радуюсь, мне интересно, у меня поднимается энергетика. Я с детства живу с этим ощущением.

А.Ю.: У слова «чудо» два смысла: бытовой – так мы называем что-то труднообъяснимое – и мистический: явление, которое противоречит научной картине мира. Существование чуда второго рода недоказуемо по определению: как только появятся доказательства, чудо перестанет быть таковым. Итак, вопрос «Есть ли чудеса?» имеет смысл только с субъективной точки зрения: верит ли данный конкретный человек в чудеса? Лично я в мистику не верю, потому что не вижу для этого никаких оснований. 90% свидетельств о таких явлениях сводятся к фальсификациям, мистификациям и различной психопатологии, оставшиеся 10% – к недостатку информации.

Мы переживаем одновременно экономический спад и религиозный подъем: о желании приложиться к мощам Николая Угодника сообщили 72% опрошенных ВЦИОМ1, и не все они православные. При этом больше половины населения верит в приметы, а треть – в астрологический прогноз2. Почему во время кризисов усиливается вера в чудеса?

В.С.: Когда исчезают ясные перспективы и представления о том, куда мы движемся, естественно верить в чудеса – а вдруг неожиданно произойдут какие-то события, которые изменят нашу жизнь к лучшему? Вторая причина – особенности детского развития, которое в нас запечатлено. В возрасте до 5-6 лет нам всем свойственно магическое мышление, мы верим в Деда Мороза, Бабу-ягу... И когда нам плохо в настоящем, мы возвращаемся на более ранние – возможно, более счастливые – стадии развития.

А.Ю.: В периоды кризиса общество переживает высокую степень неопределенности, страх перед будущим, стресс. В попытках снизить его многие прибегают к суевериям и магическим действиям — это позволяет частично вернуть приятное, хоть и ложное, чувство контроля над ситуацией. В нашей стране для этого особенно благоприятная почва. В советское время многовековые духовные традиции были под запретом, а населению взамен предлагалась квазирелигия научного коммунизма. Когда к концу 80-х она рухнула, образовался вакуум. Те, кто уже был близок к религии, получили возможность практиковать ее открыто, но подавляющее большинство людей оказалось в подвешенном состоянии: целый этаж их психики оказался ничем не заполненным. И тогда сразу же возник огромный спрос на астрологию, магию, различную мистику... Отголоски этого процесса мы переживаем до сих пор. В тоталитарных обществах всегда происходит падение духовного вкуса, население перестает различать, где глубокая многовековая мудрость, а где псевдодуховный фастфуд, мошенничество и откровенный бред, и начинает усиленно потреблять все подряд.

Чем отличается вера в чудо от суеверия?

А.Ю.: В первом случае подразумевается спонтанное вмешательство божественной силы, не регулируемое человеком. Такой подход характерен для зрелых религий, в том числе авраамических3. Суеверие же подразумевает прямой диалог человека с потусторонними силами и возможность магически влиять на мир. Например, если я плюну через плечо, то что-то плохое не произойдет; если я, рассыпав соль, щепотку кину через плечо, мы не поссоримся. Подразумевается весьма фамильярное взаимодействие человека и этих сил. Такой подход характерен для наивной, языческой или психотической картины мира.

Что заставляет людей стоять в очередях к святыням? И кто в них стоит: верующие, или суеверные, или даже те, кто пришел за компанию с другими?

В.С.: Наверное, в очереди стоят и те и другие. Но для меня важней психологический смысл: все идут получить ответы на вопросы, на которые в обыденной жизни они ответа не получают. Когда стоишь много-много часов, вместе с другими, но при этом наедине с собой – разговаривать в таких очередях не принято, – это погружает в медитативное состояние, и происходит внутренняя мощная работа – это то, что в психологии называется «разогрев», подготовка к определенному моменту: он длится мгновение, но ведь инсайты тоже длятся мгновение. И когда наконец наступает момент встречи, соприкосновения с источником знаний, с высшей силой, мы можем получить свой ответ. Мы не знаем, откуда он пришел. На самом деле мы получили ответ из самих себя, открыли в себе источники, которые до этого были закрыты. В обыденной жизни работают психологические защиты, их много, они не дают нам прикоснуться к собственной душе, к своему творческому началу. Вся наша цивилизация направлена на то, чтобы подавить его в нас. Потому что человеком, в котором творчество подавлено, легче управлять – он не верит в самого себя, другие определяют, что ему делать, а не он сам. Но в ситуации этих чудесных прикосновений мы остаемся наедине с собой. И когда мы получаем этот ответ, это на самом деле внутренний ответ, и это нам дает силу, чувство: «во мне это есть». Это особое состояние, ощущение своего собственного бытия, которое мы вносим в свою жизнь. И затем некоторое время распространяем его вокруг себя. Потом этот эффект пропадает, и необходимо прикоснуться к этому источнику в следующий раз.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Октябрьские мальчики Октябрьские мальчики

Что стоит за страхами родителей – призыв сына на срочную службу

Psychologies
Поход Тимура Поход Тимура

Накануне концерта в «Олимпийском» Тимати дал интервью за рулем «роллс-ройса»

Vogue
Новый ум короля Новый ум короля

Как создаются лучшие системы машинного обучения в мире

Популярная механика
Недетский выбор Недетский выбор

Какое детское кресло самое правильное?

АвтоМир
Камера хранения Камера хранения

Память преподносит нам множество сюрпризов. Как это все работает?

Добрые советы
Николай Костер-Вальдау. Негодяй поневоле Николай Костер-Вальдау. Негодяй поневоле

После третьего сезона "Игры престолов" у него появилась целая армия поклонников

Караван историй
Привычки, которые делают нас несчастными Привычки, которые делают нас несчастными

Каждый наш день включает пару десятков повторяющихся действий. Кто-то называет их привычками, кто-то – ритуалами. Порой они буквально тянут нас назад, мешая добиться успеха. Предприниматель и бизнес-коуч Джонатан Чоу выбрал пять таких привычек. Уверены, хотя бы одну из них вы у себя обнаружите, а главное – узнаете, как с ними распрощаться.

Psychologies
Вера в себя Вера в себя

Вера Брежнева о сильных мужчинах и благотворительности

Cosmopolitan
«Мне говорили — что ты такая прямая, как шпала?» «Мне говорили — что ты такая прямая, как шпала?»

Диана Арбенина о мужском и женском творчестве, драных джинсах и жизни

Русский репортер
Святые угодники Святые угодники

Римские ателье, работающие на святой престол, умеют хранить секреты

The Rake
Лик коммунизма Лик коммунизма

Кто стоит за убийством родственников лидера КНДР Ким Чен Ына

Esquire
Генсек-денди Генсек-денди

Фрагменты книги Анастасии Юшковой «Александр Игманд: "Я одевал Брежнева..."»

The Rake
Вздох гения Вздох гения

Жан Кокто оформил виллу на одном дыхании и превратил ее в документ эпохи

AD
Тимати Тимати

Компанию Black Star Тимур Юнусов превратил в настоящую империю

GQ
Костюм решает все Костюм решает все

Лишь на первый взгляд кажется, что облик власти до крайности консервативен

The Rake
Японский бог Японский бог

В «Гараже» открывается ретроспектива Такаси Мураками

Vogue
Первый день оставшейся жизни Первый день оставшейся жизни

Каждый миг может стать последним. Как прожить его со смыслом

Psychologies
Как остаться верным Windows 7 Как остаться верным Windows 7

Компания Microsoft отправила полюбившуюся многим «семерку» в отставку

CHIP
Абонент не доступен Абонент не доступен

Почему в жизни часто кажется, что твой любимый не готов к переговорам?

Cosmopolitan
Крутотень Крутотень

Яна Кошкина сыграла около пятидесяти ролей в кино и сериалах

Maxim
Электронный кошелек Электронный кошелек

Зачем нужны виртуальные деньги и как их хранить

Лиза
Как научиться говорить нет Как научиться говорить нет

В жизни каждого человека есть ситуации, в которых сложно сказать «нет»

Домашний Очаг
В корне верно В корне верно

Егор Корешков о ролях и женской мудрости

Cosmopolitan
Ксения Безуглова: «Я стала очень независимым человеком на коляске» Ксения Безуглова: «Я стала очень независимым человеком на коляске»

Девять лет назад в результате аварии Ксения Безуглова лишилась возможности ходить. Как ни парадоксально, благодаря травме перед ней открылась новая яркая жизнь. Сейчас Ксении 34 года, она воспитывает троих детей и руководит благотворительным фондом «Все возможно».

Psychologies
Научи его делать тебе хорошо Научи его делать тебе хорошо

Как превратить неплохой секс в феерический?

Cosmopolitan
28 секретов счастливых пар 28 секретов счастливых пар

Некоторые вещи они делают немного иначе

Домашний Очаг
Домоседы и непоседы Домоседы и непоседы

Как ужиться вместе, если интересы супругов не совпадают?

Лиза
Робби Уильямс Робби Уильямс

Робби Уильямс — о странностях райдера, мечтах и вдохновении от российского турне

Playboy
Робби Уильямс: Веселиться вы умеете! Робби Уильямс: Веселиться вы умеете!

О России, диете и секрете счастливого брака

Лиза
Будет как маяк Будет как маяк

Юрий Колокольников сыграл самую сложную роль в карьере — Владимира Маяковского

Vogue
Открыть в приложении