День учителя
Перед премьерой фильма «Матильда» Сергей Минаев выясняет у Алексея Учителя, кому не дает покоя Николай II.
Cергей Минаев: «Матильду» обсуждают последние полгода. Фильм хотели запретить, но в итоге вы все-таки получили прокатное удостоверение. Как вы представляете себе день премьеры? Вы, наверное, пригласите многих. Вот в том ряду Михалков сидит, рядом Мединский – так обычно происходит? И вот вы приезжаете на премьеру, а никого из этих людей нет. Только шеренги православных активистов с плакатами в руках. Кричат: «Учитель! Позор! Запретить!»
Алексей Учитель: Я с большим волнением жду премьеру в Мариинском театре. Туда уже приходили православные активисты с плакатами. Охрана театра пыталась их отогнать, но они сопротивлялись. А рядом находится петербургская студия документальных фильмов, где всю жизнь работал мой отец, а потом и я. Студия, которую недавно закидали бутылками с зажигательной смесью. Некоторые меня уже обвинили в том, что это я сам заказал пиротехников.
С.М.: Как и всю эту пиар-кампанию, собственно.
А.У.: Да, конечно. Теперь я не то чтобы боюсь. Я надеюсь на нашу полицию – что они смогут вовремя предотвратить какие-то активные действия. Меня всегда поражает, как используют православие – с дубинами, криками «Cжигать!», – это же бред. Я видел в интернете, как сжигали мой портрет и плакат фильма. Этого я, мягко скажем, побаиваюсь. Не хотелось бы портить праздник премьеры. А еще с ужасом думаю, что во время сеанса господин Милонов проникнет в зал и начнет кричать, выбежит на сцену.
С.М.: С Поклонской вы встречались?
А.У.: Да, у нас была одна небольшая, «историческая» встреча. 12 июня, в День России, в Кремле. Меня попросили подойти к ней – в надежде, что мы помиримся. Целая процедура была проделана. Подошел я к ней вместе с Владимиром Мединским. Поздоровались. И министр культуры стал на телефон нас снимать – это же историческое событие. И она цыкнула.
С.М.: На него?
А.У.: Да. Сказала, прекратите, что вы делаете, вы это выложите потом в интернет. Он спрашивает: и что? А она: не нужно нас снимать вместе.
С.М.: Ну, а вы бы сказали: «Наташ, слушай, давай без свидетелей, без диктофонов. Зачем тебе все это нужно?» Вы задавали Поклонской такой вопрос?
А.У.: Нет, не задавал. И не буду.
С.М.: Почему?
А.У.: Потому что это бесполезно. Единственное, что я сказал, без всяких предисловий, абсолютно искренне: «Вы, пожалуйста, говорите все что хотите. Но только посмотрите сначала фильм».
С.М.: И что она ответила?
А.У.: «Я не буду смотреть».
С.М.: Почему?
А.У.: «Мне не нужно. Мне эксперты рассказали». Это бесполезно, понимаете?
С.М.: Если кто-то на кого-то нападает, обычно за этим что-то стоит: борьба за влияние, финансовые интересы. На первый взгляд, у вас отжимать нечего. Деньги вы уже потратили, фильм сняли, актерам заплатили. Где же спусковой крючок у всей этой истории? Вы пытались разобраться? У вас большие связи. Вы наверняка могли позвонить патриарху. Или пойти к спикеру Госдумы Володину.
А.У.: Я ко всем ходил. С патриархом я, конечно, не встретился, но господин Легойда (председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ московского патриархата. – Esquire) меня принимал. Я всем недругам предлагаю сначала посмотреть фильм, а потом продолжить разговор. Потому что это бред – в последнее время я часто произношу это слово: прежде чем запрещать, нужно сначала посмотреть и обсудить. Я не помню обратной практики ни в мировом кино, ни при советской власти.
С.М.: Что сказал вам Владимир Легойда?