Досье / Мать и дочь
Я тебя люблю – и я тебя… нет
Найти приемлемую дистанцию в отношениях – трудная задача и для матери, и для дочери. Она стала еще сложнее в наше время, которое поощряет слияние и осложняет поиск идентичности.
К счастью, действительность не так ужасна, как волшебные сказки, в которых девочки, от Белоснежки до Золушки, то и дело встречаются с темной стороной матери, воплощенной в образах злых мачех и жестоких королев. В реальной жизни отношения матери и дочери в целом становятся лучше, чем раньше, – ближе и теплее. Этому способствует современная культура, стирающая разницу между поколениями. «Мы все сегодня кидалты, – замечает семейный психотерапевт Анна Варга, – и на это реагирует чуткая мода, предлагая всем одни и те же футболки и кроссовки». Реклама использует это растущее сходство, провозглашая, например: «Мать и дочь, так много общего», – и представляя их чуть ли не близнецами. Но сближение порождает не только радость. Психоаналитик Мария Тимофеева видит в своей практике сложности, возникающие из-за того, что семей с одним родителем становится все больше, роль отца умаляется, а в обществе царит культ молодости. Это ведет к слиянию, которое ставит под угрозу идентичность обеих сторон. «Уравнивание, – заключает психоаналитик, – заставляет женщин ставить перед собой два принципиально важных вопроса. Для матери: как сохранить близость, оставаясь при этом на своем – родительском – месте? Для дочери: как отделиться, чтобы обрести себя?»
Опасное сближение
Отношения с матерью создают фундамент всей нашей психической жизни. Мать не просто влияет на ребенка, она для него – окружающая среда. И отношения с ней – это отношения с миром. «От этих отношений зависит создание психических структур ребенка, – продолжает Мария Тимофеева. – Это верно для детей обоего пола. Но дочери сложнее отделить себя от матери». И потому, что они «обе девочки», и потому, что мать часто воспринимает ее как свое продолжение, ей трудно видеть в дочери отдельного человека. Но, может быть, если мать и дочь не будут так близки с самого начала, то и проблемы не возникнет? Совсем наоборот. «Недостаток близости с матерью в раннем детстве часто приводит к попыткам компенсации в будущем, – объясняет Мария Тимофеева, – когда взрослеющая дочь старается понравиться матери, быть к ней как можно ближе. Как если бы то, что происходит сейчас, можно было перенести в прошлое и изменить его». Это движение навстречу – не любовь, а желание получить ее от матери. Но и за материнским желанием сблизиться с дочерью, совпадать с нею во вкусах и взглядах порой стоит не только любовь. Молодость и женственность дочери вызывает у некоторых матерей бессознательную ревность. Чувство это тягостно, и мать так же бессознательно пытается избавиться от него, отождествляя себя с дочерью: «Моя дочь – это я, дочь красивая, значит, я красивая и всем нравлюсь».