Феномен
Вторжение покемонов: что в этом хорошего?
Если вы до сих пор не поймали ни одного покемона, то это, скорее всего, потому, что вы и есть покемон. Нет, пожалуй, это слишком категорично. Покемонов можно и не искать. А вот устоять перед искушением выяснить, почему это увлечение овладело целым миром и к каким последствиям оно приведет, совершенно невозможно. Мы в редакции Psychologies решили удовлетворить свое любопытство, обратившись к нашим экспертам.
Адам Баркворт из британского Стокпорта страдает аутизмом. Сейчас ему семнадцать, и на протяжении последних пяти лет он не выходил из дома и крайне редко присоединялся к семье за общим столом. Неожиданные звуки, резкие движения и вообще все, что нарушало неизменный порядок, который он установил в своей комнате, провоцировало у него приступы тревожности и даже панические атаки. Но в начале августа Адам взял в руки смартфон и отправился в соседний парк – ловить покемонов. А по дороге еще и перебросился парой слов (чуть ли не впервые в жизни!) с незнакомым человеком – девушкой, которая тоже вышла «на охоту». Мать Адама, Джен, рассказывая об этом, не может сдержать слез: «Эта игра вернула мне сына. Вернула Адама к жизни». Сюжет про Адама, показанный по телеканалу BBC, восхитил весь мир, и, вполне вероятно, стал дополнительной рекламой игры Pokemon Go. Которая, впрочем, ни в какой рекламе не нуждается: в нее уже играют больше 100 млн человек. Есть, конечно, множество сюжетов с противоположным знаком. Юноша, увлеченный погоней за покемоном, попал под машину, девочка, которую игра привела на пустынный берег реки, наткнулась на утопленника... Польза и вред, несомненно, заслуживают обсуждения. Но прежде хотелось бы понять, что же это за игра, которая возвращает к жизни и толкает на край гибели.
Ничего нового?
Как ни странно, ничего принципиально нового в Pokemon Go нет. Да, она, в отличие от других компьютерных игр, поощряет не окоченение перед монитором, а физическую активность: чтобы поймать покемонов, приходится бегать по улицам, а чтобы «высидеть» их из яиц (есть и такая возможность) – преодолеть несколько километров. Но здесь нет открытия. «Компания Nintendo, «родитель» покемонов, 10 лет назад выпустила приставку Wii, предназначенную для активных игр: движения игрока в реальном пространстве координируются с виртуальными событиями на экране», – сообщает психолог Ербол Исмаилов, изучающий феномен популярности Pokemon Go. Например, играя на Wii в теннис, нужно размахивать джойстиком как ракеткой и следить за перемещениями противника и мяча на экране. «Дополненная реальность», которая применительно к игре PokemonGo означает размещение виртуальных покемонов среди объектов физической реальности, тоже появилась не вчера. Еще в 2012 году компания Niantic (ведущий технический разработчик Pokemon Go) выпустила игру Ingress. «В ней уже использовалось совмещение двух изображений – виртуальных объектов и данных с камеры телефона – для создания пространства игры, – рассказывает психолог Наталия Богачева, специалист по компьютерным играм. – В том, что касается перемещений по городу, игровая механика этих двух игр совпадает практически полностью».
И уж совсем не нова содержательная часть игры. Компьютерные игры и мультфильмы с участием «карманных монстров» (так расшифровывается слово pokemon – от англ. pocket monster) выходят с 1996 года. Но, возможно, как раз в этом один из секретов успеха. «Основная целевая аудитория игры – молодые люди до 30 лет. То есть как раз те, кто лет пятнадцать назад пережил первую волну увлечения покемонами, – отмечает Ербол Исмаилов, – и хорошо знаком с историей и вселенной покемонов. По сути, игра обращается к их ностальгии по детству». Не забудем и социальные сети, которые сегодня служат для нас столь же естественной средой обитания, как и реальный мир. Во-первых, сложно остаться в стороне, когда все знакомые, стоит только включить компьютер или телефон, наперебой хвастаются успехами в ловле покемонов. А во-вторых, наши собственные успехи в игре сразу повышают наш авторитет в социальных сетях. К тому же сделанные камерой смартфона снимки мультяшных покемонов в совершенно реальном окружении выглядят чрезвычайно забавно и собирают множество «лайков». Серьезный, между прочим, стимул.
Оптимальное переживание
Еще одно объяснение популярности игры, по мнению Наталии Богачевой, – найденный баланс простоты и сложности: «Игре практически не нужно учиться. Единственное, что может поначалу казаться трудным, это «бросание» шариков-ловушек («покеболов»). Но зато на последующих этапах придется освоить множество хитростей и приемов. Между растущими навыками и задачами, которые необходимо решать, устанавливается баланс. Благодаря этому игрок погружается в состояние «потока» – полной поглощенности, когда мы теряем ощущение времени, растворяемся в том, что делаем, испытывая при этом чувство удовольствия и удовлетворения».
Понятие «потока» как оптимального психологического переживания ввел психолог Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi)1, и многие исследователи отмечали, что желание снова и снова переживать это состояние – одна из основных мотиваций для поклонников компьютерных игр. Ербол Исмаилов согласен с этим: «Во время ловли покемонов игрок переживает эмоциональный подъем, почти эйфорию». Эту эйфорию усиливает физическая активность, необходимая в игре: нагрузки стимулируют выработку эндорфина – гормона радости».