Промоутер Илья Бортнюк — о музыке в 1990-е и Михаиле Шуфутинском

СНОББизнес

Промоутер Илья Бортнюк: Мне нравятся фестивали, которые вписаны в городскую среду

Беседовал Егор Антощенко

Илья Бортнюк
Илья Бортнюк. Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ

Илья Бортнюк — один из ключевых петербургских промоутеров, который приложил руку к карьерам «Ленинграда», «Кирпичей», «Ножа для фрау Мюллер» и придумал фестиваль Stereoleto. Накануне московского Stereoleto, который пройдет 6 июля (на нем, помимо прочих, выступят Лев Лещенко, Хаски, Антоха МС и Найк Борзов), «Сноб» узнал у Бортнюка о том, каково было зарабатывать на музыке в 1990-е и можно ли представить на сцене его фестиваля Михаила Шуфутинского.

Каким было первое мероприятие, которое вы организовали?

Это был фестиваль 1991 года во Дворце молодежи под названием «Музыкальные вечера для юношества» — в названии был стеб над только что закончившимся советским периодом. «Вечера» проходили два дня, там было где-то 15 групп — все панки, которые в то время играли в Питере, и много инди-артистов: Solus Rex, группа «Пупсы», из которой впоследствии получилась Tequilajazzz, индустриальная группа «Монумент страха», впервые под своим названием выступили «Нож для фрау Мюллер».

Как он прошел?

Было весело. В какой-то момент, конечно, появились милиционеры, которые по сложившейся за советские годы привычке хотели выключить звук, но это впечатления не испортило. Надо понимать, что в то время с подобными фестивалями в городе было не очень: последний фестиваль Ленинградского рок-клуба прошел в 1989 году, а дальше такие концерты имели уже случайный характер. Мы даже умудрились найти спонсорские деньги, а информационным партнером была единственная на тот момент FM-радиостанция «Радио Рокс». Остались в небольшом плюсе. 

Вы в свое время организовывали концерты в легендарном клубе «Там-Там» Севы Гаккеля, что это был за опыт?

«Там-Там» чем-то был похож на коммуну, ни у кого там не было четкого разделения обязанностей: когда заканчивался концерт, все, кто был на тот момент в клубе, брали в руки швабры и начинали убираться. Потом пили чай, и Сева поровну раздавал деньги. Ты мог прийти с улицы и начать что-то делать, и потом оставался принятым на работу. Через «Там-Там» таким образом прошли многие музыканты, Эд Старков из «Химеры», например.

Бывали опасные концерты?

Иногда можно было получить от скинхедов, хотя чаще всего их самих били панки. Но нужно было именно попасть под раздачу — дрались вне клуба, а в самом «Там-Таме» это была редкость. Так что я не могу сказать, что было очень опасно. Но жизнь была интересная: приходили собирать дань и менты, и бандюганы (притом что денег у клуба не было). Потом милиция стала устраивать наркорейды, периодически клали на пол всех присутствующих, но я в этот момент уже отошел от дел клуба. 

В середине 1990-х вы выпускали на лейбле «Шок Рекордс» группы «Кирпичи», «Нож для фрау Мюллер», музыку из киносаги о Шерлоке Холмсе Владимира Дашкевича. Что это был за бизнес? Откуда шли деньги, много ли зарабатывали в то время?

Это были деньги Тинькова* (признан Минюстом РФ иноагентом). Однажды он пришел ко мне с вопросом: «Ты не хочешь взять кредит в 100 000 евро?» На российский рынок зашел Банк экономики и развития, который вкладывал в продвижение местных бизнесов. Я отказался, потому что не представлял, что мне с такими деньгами делать. В итоге Олег направил этот кредит на свои бизнесы и из этих денег финансировал и лейбл тоже. Надо сказать, что мы умудрялись зарабатывать: те два года, которые существовал лейбл, чаще были в плюсе. Условно говоря, зарабатывали на группе «Кирпичи» $10 000, вкладывая $7000 — речь была о таких деньгах.

Илья Бортнюк с Жанной Агузаровой
Илья Бортнюк с Жанной Агузаровой. Фото: предоставлено из личного архива

Когда вы впервые услышали группу «Ленинград»?

Я побывал на их втором в жизни концерте в клубе «Грибоедов», там было совсем немного людей, где-то 30–40 человек. В общем-то сразу было понятно, что это круто и драйвово. Хотя не все тогда считывали их постмодернистский юмор — скажем, в Москве их поначалу воспринимали прямолинейно, как такую чуть ли не шансон-группу. Самые продвинутые говорили: они косят под группу «Ноль». Помню, как показал их Мише Козыреву, он сказал: «Это г**но никогда не будет играть на ”Нашем радио”». И только потом, когда он увидел «Ленинград» на премии журнала Fuzz, понял, что в этом что-то есть.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова

Какую революцию Шаламов совершил в литературе и чем он отличается от Фуко

СНОБ
Глава из нового романа Ксении Буржской «Литораль» Глава из нового романа Ксении Буржской «Литораль»

Отрывок из четвертого романа Ксении Буржской «Литораль»

СНОБ
Девушки и яйца: как стильные и вкусные завтраки приносят сотни миллионов Девушки и яйца: как стильные и вкусные завтраки приносят сотни миллионов

Как две девушки сделали бизнес на блюдах с яйцами?

Forbes
(Не)случайная встреча (Не)случайная встреча

Антиквариат — всегда про случайную встречу — с покупателем и с предметом

Seasons of life
«Тест на старика»: а вы сможете его пройти? «Тест на старика»: а вы сможете его пройти?

Если у вас есть пять минут, предлагаем испытать свои силы в тесте на старика

Maxim
Трезвость и права маори: как новозеландки раньше всех добились права голоса Трезвость и права маори: как новозеландки раньше всех добились права голоса

Три представительницы новозеландского женского движения

Forbes
Потепление динозавров Потепление динозавров

Какая температура тела была у динозавров?

Наука и жизнь
Многие тренеры запрещают секс. А как интим влияет на спортивные результаты? Многие тренеры запрещают секс. А как интим влияет на спортивные результаты?

Вреден ли секс перед футбольными матчами и вообще перед спортом?

Maxim
Принципы принцессы Анны Принципы принцессы Анны

О чем выборы киногероев говорят экономисту

N+1
О чём нужно помнить, чтобы всё не забыть О чём нужно помнить, чтобы всё не забыть

Что может спровоцировать и ускорить развитие когнитивных нарушений?

Здоровье
Крабовидная туманность вписалась в модель сверхновой с коллапсом железного ядра Крабовидная туманность вписалась в модель сверхновой с коллапсом железного ядра

Масса звезды прародителя Крабовой туманности может составлять 9–10,5 масс Солнца

N+1
NICA ускорит не только физику NICA ускорит не только физику

Коллайдер для разгона ионов обещает прорыв в радиоэлектронике и ядерной медицине

Монокль
Евгений Киндинов: «Согласен с Кончаловским: Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее в раздражении и ненависти» Евгений Киндинов: «Согласен с Кончаловским: Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее в раздражении и ненависти»

Мое поколение — счастливые люди

Караван историй
Типы кузовов легковых и грузовых автомобилей Типы кузовов легковых и грузовых автомобилей

Какие бывают виды кузовов, в чем их особенности?

РБК
Искусственный отбор Искусственный отбор

Россия — не просто наблюдатель, а один из активных участников ИИ-революции

СНОБ
«Старые» деньги vs «новые» деньги: почему «понты» выдают комплекс неполноценности «Старые» деньги vs «новые» деньги: почему «понты» выдают комплекс неполноценности

Почему одни люди стремятся к роскоши, а другие — только к «понтам»?

Psychologies
«Днем спать больше не хочу»: личный опыт борьбы с апатией 43-летнего журналиста «Днем спать больше не хочу»: личный опыт борьбы с апатией 43-летнего журналиста

Что предпринять для того, чтобы вернуть себе оптимизм и энергичность

Psychologies
Как математик Джон фон Нейман создал суперкомпьютер для разработки водородной бомбы Как математик Джон фон Нейман создал суперкомпьютер для разработки водородной бомбы

Отрывок из художественной биографии математика Джона фон Неймана «MANIAC»

Forbes
Игрушка за $10 тысяч и аксессуары дороже одежды: кто и почему скупает старые куклы Barbie Игрушка за $10 тысяч и аксессуары дороже одежды: кто и почему скупает старые куклы Barbie

Рассказ «дилера» c тридцатилетним стажем о перепродаже старых кукол Barbie

VC.RU
Алексей Чадов: «Балабанов держал меня в ежовых рукавицах, это его метод, чтобы актер нервничал» Алексей Чадов: «Балабанов держал меня в ежовых рукавицах, это его метод, чтобы актер нервничал»

Это был абсолютно мужской, очень недетский, пацанский вызов

Караван историй
Чем полезен абрикос: 5 свойств Чем полезен абрикос: 5 свойств

В чем польза абрикосов?

РБК
Наталья Гранцева, Уистен Оден… и статья британского посла Наталья Гранцева, Уистен Оден… и статья британского посла

«Зеркала Шекспира» – новая книга на вечную (с XVI века) тему

Знание – сила
Как сделать водку дома Как сделать водку дома

Рассказываем, как правильно сделать водку не просто домашнюю, а хорошую и чистую

Maxim
Метры культуры и отдыха Метры культуры и отдыха

Почему в дорогих новостройках меньше магазинов и кафе

Деньги
Лимит на секс: откуда взялся миф, что женщины моногамны Лимит на секс: откуда взялся миф, что женщины моногамны

Почему женщины должны быть моногамны? Откуда взялся этот стереотип?

Forbes
К высоте навстречу грому К высоте навстречу грому

Любовь Аксенова — о Юле Пчелкиной, любви к красным волосам и умении себя слышать

Grazia
Андрей Аствацатуров: Время ярких контркультур, похоже, прошло Андрей Аствацатуров: Время ярких контркультур, похоже, прошло

Стоит ли ждать появления новых бунтарей в литературе?

СНОБ
Как разрушить отношения: 6 нереалистичных ожиданий Как разрушить отношения: 6 нереалистичных ожиданий

Какими должны быть отношения? Как их не испортить?

Psychologies
Раскрывая загадки Марса Раскрывая загадки Марса

Исследование Марса началось давно, еще 3,5 тысячи лет назад, в Древнем Египте

Знание – сила
Владимир Овчаренко и Павел Пепперштейн: Наше сотрудничество — это следствие долгой дружбы Владимир Овчаренко и Павел Пепперштейн: Наше сотрудничество — это следствие долгой дружбы

Как построить здоровые отношения между галеристом и художником?

СНОБ
Открыть в приложении