Новая мода в популярном маркетинге — сторителлинг

ForbesБизнес

Производственная драма. Сторителлинг нужен не всем компаниям

Новая мода в популярном маркетинге — сторителлинг. Но забудьте о нем, если вы не готовы рассказывать о падениях и поражениях своего бизнеса

Кирилл Горский

1-tass_28524935.jpg__1539941854__83758.jpg
Фото Егора Алеева / ТАСС

Маркетинг подвержен моде. Не тот маркетинг, описание которого потребовало от профессора Котлера написать 500-страничный «Маркетинг менеджмент», а порожденная им большая поп-культура, сделавшая своими поклонниками миллионы предпринимателей без образования, ищущих волшебную таблетку для своего бизнеса. Эта поп-культура вывела на сцену тысячи больших и малых звезд, авторов книг, лекторов и коучей. Когда я говорю «поп-маркетинг», я имею в виду не что-то низкое и профанированное. Я имею в виду то место, которое поп-культура занимает в «большой» культуре. Поп-культура не хуже культуры высокой. The Beatles и Пелевин помогают людям радоваться и грустить ничуть не хуже, чем Бетховен и Набоков, просто поп-культура доступнее для массовой аудитории, и ее легче продавать.

Новая мода в популярном маркетинге — сторителлинг. Преподаватели сценарного мастерства переквалифицируются в бизнес-тренеров, компании примеряют роли героев и рассказывают о своих победах. Сторителлинг, буквально «рассказывание историй», до недавнего был частью арсенала киносценаристов и исследовал вопрос: как создать героя, которого полюбят зрители, как сочинить историю, которая удержит их у экрана до финальных титров. Сторителлинг работает: все успешные блокбастеры (не будем принимать в расчет режиссерское кино и прочий артхаус) написаны по его канонам.

Базовые правила сторителлинга предельно просты. Герой должен обладать набором достоинств и недостатков, которые позволят зрителю сопереживать ему. Герой должен ступить на путь, на котором он столкнется с препятствиями и опасностями, потерпит поражение — и будет вынужден измениться. Случившееся с ним изменение поможет герою победить. Эта простая схема так и жила бы, не выходя за пределы мира кино и массовой литературы, если бы бизнесу не потребовались новые инструменты коммуникации с потребителем в эпоху, когда старые начали отказывать.

Роль евангелиста использования сторителлинга в бизнесе взял на себя теоретик и преподаватель сценарного искусства американец Роберт Макки. Сам он в качестве сценариста не прославился, зато стал популярен, выпустив несколько фундаментальных руководств (самая известная — «История на миллион»), которые вошли в список обязательного чтения каждого начинающего драматурга. Результат: через семинары Макки за 40 лет прошли десятки тысяч учеников, а сам он стал миллионером. Затем Макки начал консультировать корпорации и рекламные агентства, выпустил еще один фундаментальный труд — «Сториномика» (Storynomiks), и запустил семинар, с которым объехал полмира, а минувшим летом завернул и в Москву.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Башня Сююмбике и белокаменный Кремль: гид по главным достопримечательностям Казани Башня Сююмбике и белокаменный Кремль: гид по главным достопримечательностям Казани

Казань: куда стоит отправиться в первую очередь?

Forbes
Страшно горячо: 5 эротических триллеров для нескучного вечера Страшно горячо: 5 эротических триллеров для нескучного вечера

Фильмы с запутанным сюжетом, напряженной атмосферой и постельными сценами

Playboy
Дружелюбный инсайдер: как ИИ становится новым каналом утечек Дружелюбный инсайдер: как ИИ становится новым каналом утечек

ИИ против безопасности: почему компании теряют данные через ChatGPT

Forbes
Доходный кабинет Доходный кабинет

Инвесторы все чаще присматриваются к недвижимости, связанной со здравоохранением

Forbes
Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине

О чем не стоит рассказывать даже маме?

VOICE
15 замечательнейших фильмов, которые провалились в прокате 15 замечательнейших фильмов, которые провалились в прокате

Когда великое кино пролетает мимо кассы — это обидно

Maxim
Ложная тревога: почему не стоит бояться замещения профессионалов роботами Ложная тревога: почему не стоит бояться замещения профессионалов роботами

Охранников, переводчиков и секретарей может заменить искусственный интеллект

Forbes
Виктор Рыбин и Наталья Сенчукова: «Мы победили рак» Виктор Рыбин и Наталья Сенчукова: «Мы победили рак»

Музыканты о лечении и испытаниях, которые они прошли на пути к семейному счастью

StarHit
Новые кадры. Почему компании ищут сотрудников без опыта Новые кадры. Почему компании ищут сотрудников без опыта

Soft skills становятся для работодателей важнее, чем профессиональный опыт

Forbes
Игра в глобализацию Игра в глобализацию

Издательство tinyBuild выводит независимые игры из СНГ на глобальный рынок

РБК
8 неожиданных фактов о фильме «Гостья из будущего» 8 неожиданных фактов о фильме «Гостья из будущего»

Как снимался знаковый детский фильм из прошлого

Maxim
Свадебный подарок – жизнь Свадебный подарок – жизнь

Как на сочинский аэропорт обрушился шквал смс одного содержания

StarHit
Георгий Клумов: Что придет на смену привычным криптовалютам Георгий Клумов: Что придет на смену привычным криптовалютам

Проблема криптовалют — нестабильная цена, непредсказуемо скачущий курс обмена

СНОБ
Времён очаковских и покоренья Крыма Времён очаковских и покоренья Крыма

Как императрица Екатерина II присоединила к России Северное Причерноморье и Крым

Дилетант
Без права на улыбку: Бастер Китон — единственный человек, которого боялся Чаплин Без права на улыбку: Бастер Китон — единственный человек, которого боялся Чаплин

4 октября 1895 года родился один из величайших комиков мира — Бастер Китон

Maxim
Русский раб и кавказский пленник Русский раб и кавказский пленник

Кто освобождает рабов в XXI веке

Русский репортер
Актер Филипп Авдеев — о «Кислоте» и поколении молодых Актер Филипп Авдеев — о «Кислоте» и поколении молодых

Четвертого октября на экраны выходит фильм «Кислота»

Esquire
И покорить, и обустроить И покорить, и обустроить

Превращение Крымского ханства в цветущие земли принадлежит Григорию Потёмкину

Дилетант
Как приручить чужие вредные привычки? Как приручить чужие вредные привычки?

Надо ли мириться с чужими «вредными» привычками?

Psychologies
Липкое искусство. Как продать миллиардеру поддельную картину Липкое искусство. Как продать миллиардеру поддельную картину

Об излюбленном способе легализации поддельных произведений искусства

Forbes
Доверять и проверять Доверять и проверять

Эмоции отражают наше отношение к событиям, к самим себе и другим людям

Psychologies
5 обычных предметов, которые неожиданно стали слишком умными 5 обычных предметов, которые неожиданно стали слишком умными

Как неожиданно поумнели знакомые каждому с детства простые предметы

CHIP
Хочу сыграть Бабу-Ягу Хочу сыграть Бабу-Ягу

Интервью с актрисой Лидией Вележевой

Добрые советы
Обзор игры «Человек-паук» для PS4: новая Вселенная Marvel Обзор игры «Человек-паук» для PS4: новая Вселенная Marvel

Одна из лучших игр года

CHIP
Если бы Россия была чуть справедливее Если бы Россия была чуть справедливее

Дух, причины и молитвы ингушского протеста

Русский репортер
Схватки на дому: отменит ли Трамп гражданство США по праву рождения Схватки на дому: отменит ли Трамп гражданство США по праву рождения

Упразднение гражданства по месту рождения в США

Forbes
Звонок из будущего. Зачем банкам свои операторы сотовой связи Звонок из будущего. Зачем банкам свои операторы сотовой связи

Создание операторов сотовой связи — часть процесса эволюции банковской системы

Forbes
Дети и мультфильмы: 5 родительских заблуждений Дети и мультфильмы: 5 родительских заблуждений

Вредны ли анимационные фильмы для маленьких детей?

Psychologies
Фантастика в открытом поле Фантастика в открытом поле

Иннополис – город, в котором нет старости

Популярная механика
Ирина Хакамада: «Ненавижу выражение «выйдите из зоны комфорта» Ирина Хакамада: «Ненавижу выражение «выйдите из зоны комфорта»

Ирина Хакамада об энтузиазме, мечтателях и конкуренции

Forbes
Открыть в приложении