Ты знаешь, кто изобрел дедуктивный метод? Нет, не Шерлок Холмс, а Алан Пинкертон

MaximИстория

Жизнь и подвиги Алана Пинкертона, сыщика, шпиона и джентльмена

Ты знаешь, кто изобрел дедуктивный метод? Нет, не Шерлок Холмс, а Алан Пинкертон, который мало того, что существовал на самом деле, так еще и был отцом американской разведки и вообще человеком, достойным статьи в MAXIM!

Текст: Алексей Дмитриев

600x415_1_22bdba3d55baaa7dbd86feef41e0f044@1200x830_0xac120002_5587898531539260877.jpg

Во всем мире его имя стало нарицательным — синонимом сыщика, а легендарное сыскное бюро, которое он основал 158 лет назад, существует и поныне. Детективы до сих пор пользуются его методами слежения, наблюдения и внедрения. По его жизни можно изучать вехи американ­ской истории второй половины XIX века. Но, как и положено хорошему сыщику, в биографии Алана Пинкертона было достаточно белых пятен и темных мест.

Время великих возможностей

«А что это MAXIM решил написать про американского детектива 170-летней давности?» — спросит трепетно интересующийся современностью читатель.

Алан Пинкертон открыл свое детективное агентство в Чикаго в 1850 году, когда бурно развивавшаяся промышленность и быстро сколачиваемые состояния в этом городе, на перевалочном пути с восточного побережья в Калифорнию, остро нуждались в защите. Даже когда в 1855 году было сформировано полицейское управление Чикаго, многие полицейские чины практически не скрывали своих связей с криминальным миром и заработков, которые им этот мир «отстегивал».

Простой народ не ждал особой помощи от плохо обученных и неповоротливых полицейских констеблей, а зажиточные классы воспринимали их бестолковые попытки вести следствие как вмешательство в свою личную жизнь. Не мудрено, что состоятельные горожане охотно обращались за охраной и дознанием к частным службам — как к более оснащенным и надежным.

О сходстве ситуации в Чикаго в середине XIX века с жизнью в России начала XXI века Алан Пинкертон, естественно, не знал, но, рекламируя достоинства своего бизнеса, обещал не только результаты, но и достижение их высоконравственными способами! Он гордо заявлял, что не берет взяток, не идет на сговор с преступниками, по мере надобности сотрудничает с правоохранительными органами, отказывается от рассмотрения разводных и тому подобных дел, чреватых скандалами, не принимает от клиентов подарки, не повышает плату за услуги после того, как берется за расследование, и информирует клиентов о его состоянии.

Он не боялся браться за самые запутанные дела, от убийств до финансовых махинаций, и почти всегда его агенты или он сам выходили на след и ловили злоумышленников.

600x481_1_98602c2760c0036bc9cba4cd00cf13e7@830x665_0xac120002_2660532911539260955.jpg

Эмблема детективного агентства Пинкертона в виде зоркого глаза и девиз «Мы никогда не спим» стали символами неподкупного сыщика, стоявшего на страже интересов разбогатевших на волне экономического бума чикагцев, а потом и всех Соединенных Штатов. И преступники уважительно недолюбливали Пинкертона. «Мы вас, если понадобится, из-под земли достанем», — любил пугать их первый детектив страны.

Вначале была бочка

Так получилось, что великим детективом стал иммигрант-бондарь из Шотландии, попавший в Америку в 23 года.

600x749_1_518f827c6ab04e06ec9d46968dfa19f5@665x830_0xac120002_16788259391539260931.jpg
Дом, в котором родился Пинкертон

Возможно, свою роль сыграла наследственность: отец Алана Пинкертона был тюремщиком в Глазго. Проявилась она, правда, не сразу, потому что в 12 лет Алан пошел учиться бондарному ремеслу и быстро поднаторел в нем. На бочкотаре он вскоре заскучал, а тут как раз в Глазго разгорелись страсти вокруг движения чартистов, которые призывали верхи прислушаться к ропоту низов. В 1839 году чартисты подали в палату общин хартию, подписанную почти полутора миллионами человек, одним из которых был 20-летний бондарь Пинкертон, к тому времени ставший в движении кем-то вроде местного вожака. Британ­ское правительство не разделяло настроений чартистов и принялось выискивать среди них самых голосистых.

Это было крайне некстати. К тому времени Алан стал зарабатывать достаточно, чтобы позволить себе жену — несовершеннолетнюю хористку Джоан Карфрай. В марте 1842 года молодые поженились, но романтического медового месяца у них не было: до Пинкертона дошли слухи, что ему уготовано местечко в той самой тюрьме, где когда-то служил его ныне покойный отец, и он решил эмигрировать в Северную Америку. В апреле объявленный в розыск будущий сыщик и новоиспеченный муж погрузился с молодой женой на судно, отплывавшее в Монреаль.

В 1842 году плавание через Северную Атлантику сильно отличалось от круиза на океанском лайнере. У берегов Канады корабль с четой Пинкертонов попал в сильный шторм, сбился с курса, и его выбросило на рифы. Команда успела спустить шлюпки, и обошлось без жертв, но потерявшие в волнах свой скарб и сохнувшие на берегу пассажиры почти сразу же были ограблены индейцами.

На борту парохода, который их подобрал через пару дней, Алан услышал про американский город Чикаго и передумал строить жизнь в Канаде. «В Чикаго для бондаря не может не быть работы», — объяснил он жене. И оказался прав: в то время бочки были распространенной тарой, в них перевозилось все – от одежды и инструментов до еды и лекарств.

Чикаго был именно таким, как шотландскому политэмигранту про него и рассказывали: грязные улицы со сколоченными на скорую руку фасадами магазинов. Еще десять лет назад на этих берегах озера Мичиган, кроме скунсов, никого не водилось. Пинкертон устроился бондарить на пивоварню и вскоре получил свою первую американскую зарплату. К холодным зимам шотландцу было привыкнуть нелегко, хотя материально жить было можно, даже оставалось еще на то, чтобы посидеть вечерком с соплеменниками за «Джонни Уокером».

600x749_1_7936ffe9c4f823674b33b7503792aae2@665x830_0xac120002_13760559151539260888.jpg
Великий сыщик начинал бондарем

Но энергичному Пинкертону не терпелось открыть свое дело. Он прознал, что фермеры в 60 километрах вокруг городка Данди платят через край за бочки, которые им поставляют из Чикаго. «Тут можно взять монополию на всю округу», — прикинул Пинкертон. Сказано — сделано. И вот уже открывает двери маленькая мастерская «Единственная и неповторимая бондарня Пинкертона в Данди». Через какое-то время на смену сарайчику, в котором вкалывал в одиночку сам хозяин, пришел заводик с десятью рабочими. Окружные фермеры с радостью имели дело с честным бондарем, который в срок выдавал отличный продукт, брал меньше других, да еще и торговал в рассрочку.

Первое расследование

Как раз в Данди и вылупилась бабочка следователя из куколки бондаря. Отправившись однажды в лесок за сырьем, Пинкертон наткнулся там на следы лагеря. Кемпинги еще не были популярны, и пустое логово заинтриговало будущего сыщика. Наведываясь туда в течение нескольких ночей, он выследил группу фальшивомонетчиков, о чем тут же сообщил местному шерифу. Шериф и доброволец Пинкертон устроили засаду и арестовали злоумышленников. На местных буржуа прыть и находчивость Пинкертона произвели такое впечатление, что они доверили ему 125 долларов из городского бюджета (немалую по тем временам сумму), чтобы купить поддельные деньги и вывести на чистую воду мошенников. Пинкертон вышел на главаря, отдал ему задаток и сказал, что готов купить поддельных долларов еще на 4000 долларов. Граждане Данди посчитали, что они уже никогда не увидят свои деньги, но расчет Пинкертона оказался верным. Главарь клюнул на приманку, явился в назначенное место с чемоданом фальшивых денег, был схвачен с поличным и осужден. Правда, он вскоре сбежал из-под стражи, «сделав одного охранника намного состоятельней», как заметил в своих воспоминаниях Пинкертон.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 суровых автодомов, сделанных российскими умельцами 7 суровых автодомов, сделанных российскими умельцами

Российские автодома с суровым вайбом

Maxim
Наталья Бардо о том, как оставаться модной в холода Наталья Бардо о том, как оставаться модной в холода

Носить куртки, шапки и быть женственной

Vogue
Спички, веревки и контрабандная проволока: как Гарри Бардин изменил наше представление о мультфильмах Спички, веревки и контрабандная проволока: как Гарри Бардин изменил наше представление о мультфильмах

О работе Гарри Бардина и о пяти самых необычных его мультфильмах

Правила жизни
Руками не машут: останутся ли Кокорин и Мамаев без работы Руками не машут: останутся ли Кокорин и Мамаев без работы

Александра Кокорина и Павла Мамаева могут пожизненно отстранить от футбола

Forbes
Эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект

Новое представление о том, что значит быть «умным»

kiozk originals
Трактора-спортсмены Трактора-спортсмены

Рекордсмен трактор Ростсельмаш RSM 2375

Популярная механика
Не Google, а Backrub: 17 известных проектов, которые могли называться иначе Не Google, а Backrub: 17 известных проектов, которые могли называться иначе

Только представь себе, что мы бы сейчас не гуглили, а бэкрабили

Playboy
По ней сходит с ума весь мир: что такое кето-диета и почему она тебе необходима По ней сходит с ума весь мир: что такое кето-диета и почему она тебе необходима

Разбираем плюсы, минусы и суть кето-диеты

Playboy
Шпионские страсти. Как Боширов и Петров раскололи Россию Шпионские страсти. Как Боширов и Петров раскололи Россию

Повышенная эмоциональная реакция привела к разделению общественного мнения

Forbes
Кто рисует лучше, человек или нейронные сети: наглядное сравнение Кто рисует лучше, человек или нейронные сети: наглядное сравнение

Кто лучше справляется с художественными задачами?

Популярная механика
Путь воина Путь воина

Бунтующая творческая натура Гарика Burito

OK!
Дети и мультфильмы: 5 родительских заблуждений Дети и мультфильмы: 5 родительских заблуждений

Вредны ли анимационные фильмы для маленьких детей?

Psychologies
Я милого узнаю... по ботинкам! Как оценить перспективы отношений по его обуви Я милого узнаю... по ботинкам! Как оценить перспективы отношений по его обуви

Как узнать хоть что-то, не начиная отношений? Можно взглянуть на обувь

Cosmopolitan
В Берлине нашли лучшего бармена года — итальянца в Австралии В Берлине нашли лучшего бармена года — итальянца в Австралии

На конкурсе Diageo Reserve World Class соревновались бармены из 56 стран

Forbes
Мировая провокация Мировая провокация

Чем инсталляция отличается от перформанса и кто все это покупает

Forbes
Творит историю Творит историю

Клэр Фой готова представить нам сразу две новые премьеры!

Grazia
Доверять и проверять Доверять и проверять

Эмоции отражают наше отношение к событиям, к самим себе и другим людям

Psychologies
Смена курса: как освоить новую профессию Смена курса: как освоить новую профессию

Всех, кто решается на радикальные перемены в карьере, поджидают трудности

Forbes
В космос В космос

Общение с Дашей Чарушей — как полет на другую планету

Glamour
Откуда что берется Откуда что берется

Пора взять свои чувства в союзники и научиться распознавать их сигналы

Psychologies
У Солнца под боком У Солнца под боком

О том, какие загадки должен решить меркурианский зонд

Популярная механика
Тест и обзор Lenovo Yoga 730: трансформер с шикарным дизайном Тест и обзор Lenovo Yoga 730: трансформер с шикарным дизайном

Трансформер Lenovo Yoga 730 понравился приятным дизайном и мощной начинкой

CHIP
Как перестать беспокоиться: 12 провальных стратегий Как перестать беспокоиться: 12 провальных стратегий

12 худших способов справиться с тревогой

Psychologies
Жизнь под куполом Жизнь под куполом

Жизнь под куполом

Эксперт
Война культур: как неформальные правила компании могут погубить бизнес Война культур: как неформальные правила компании могут погубить бизнес

Противоречия в корпоративной культуре снижают рабочие усилия

Forbes
Футболист, который попал: хроника скандалов Александра Кокорина Футболист, который попал: хроника скандалов Александра Кокорина

Вождение в нетрезвом виде, вечеринки с реками шампанского...

Cosmopolitan
По материнской линии По материнской линии

Бьянка Балти стала главным украшением Green Carpet Fashion Awards

Grazia
Открытие магазина COS — главное событие осени 2018 в Москве Открытие магазина COS — главное событие осени 2018 в Москве

Мы встретились в Лондоне с креативным директором марки COS Карин Густафссон

Vogue
Легкое касание Легкое касание

Гостиничный бизнес итальянского семейства Полито

СНОБ
Дом для всех Дом для всех

Красота и функциональность в интерьере для семьи из трёх поколений

SALON-Interior
Открыть в приложении