Ты знаешь, кто изобрел дедуктивный метод? Нет, не Шерлок Холмс, а Алан Пинкертон

MaximИстория

Жизнь и подвиги Алана Пинкертона, сыщика, шпиона и джентльмена

Ты знаешь, кто изобрел дедуктивный метод? Нет, не Шерлок Холмс, а Алан Пинкертон, который мало того, что существовал на самом деле, так еще и был отцом американской разведки и вообще человеком, достойным статьи в MAXIM!

Текст: Алексей Дмитриев

600x415_1_22bdba3d55baaa7dbd86feef41e0f044@1200x830_0xac120002_5587898531539260877.jpg

Во всем мире его имя стало нарицательным — синонимом сыщика, а легендарное сыскное бюро, которое он основал 158 лет назад, существует и поныне. Детективы до сих пор пользуются его методами слежения, наблюдения и внедрения. По его жизни можно изучать вехи американ­ской истории второй половины XIX века. Но, как и положено хорошему сыщику, в биографии Алана Пинкертона было достаточно белых пятен и темных мест.

Время великих возможностей

«А что это MAXIM решил написать про американского детектива 170-летней давности?» — спросит трепетно интересующийся современностью читатель.

Алан Пинкертон открыл свое детективное агентство в Чикаго в 1850 году, когда бурно развивавшаяся промышленность и быстро сколачиваемые состояния в этом городе, на перевалочном пути с восточного побережья в Калифорнию, остро нуждались в защите. Даже когда в 1855 году было сформировано полицейское управление Чикаго, многие полицейские чины практически не скрывали своих связей с криминальным миром и заработков, которые им этот мир «отстегивал».

Простой народ не ждал особой помощи от плохо обученных и неповоротливых полицейских констеблей, а зажиточные классы воспринимали их бестолковые попытки вести следствие как вмешательство в свою личную жизнь. Не мудрено, что состоятельные горожане охотно обращались за охраной и дознанием к частным службам — как к более оснащенным и надежным.

О сходстве ситуации в Чикаго в середине XIX века с жизнью в России начала XXI века Алан Пинкертон, естественно, не знал, но, рекламируя достоинства своего бизнеса, обещал не только результаты, но и достижение их высоконравственными способами! Он гордо заявлял, что не берет взяток, не идет на сговор с преступниками, по мере надобности сотрудничает с правоохранительными органами, отказывается от рассмотрения разводных и тому подобных дел, чреватых скандалами, не принимает от клиентов подарки, не повышает плату за услуги после того, как берется за расследование, и информирует клиентов о его состоянии.

Он не боялся браться за самые запутанные дела, от убийств до финансовых махинаций, и почти всегда его агенты или он сам выходили на след и ловили злоумышленников.

600x481_1_98602c2760c0036bc9cba4cd00cf13e7@830x665_0xac120002_2660532911539260955.jpg

Эмблема детективного агентства Пинкертона в виде зоркого глаза и девиз «Мы никогда не спим» стали символами неподкупного сыщика, стоявшего на страже интересов разбогатевших на волне экономического бума чикагцев, а потом и всех Соединенных Штатов. И преступники уважительно недолюбливали Пинкертона. «Мы вас, если понадобится, из-под земли достанем», — любил пугать их первый детектив страны.

Вначале была бочка

Так получилось, что великим детективом стал иммигрант-бондарь из Шотландии, попавший в Америку в 23 года.

600x749_1_518f827c6ab04e06ec9d46968dfa19f5@665x830_0xac120002_16788259391539260931.jpg
Дом, в котором родился Пинкертон

Возможно, свою роль сыграла наследственность: отец Алана Пинкертона был тюремщиком в Глазго. Проявилась она, правда, не сразу, потому что в 12 лет Алан пошел учиться бондарному ремеслу и быстро поднаторел в нем. На бочкотаре он вскоре заскучал, а тут как раз в Глазго разгорелись страсти вокруг движения чартистов, которые призывали верхи прислушаться к ропоту низов. В 1839 году чартисты подали в палату общин хартию, подписанную почти полутора миллионами человек, одним из которых был 20-летний бондарь Пинкертон, к тому времени ставший в движении кем-то вроде местного вожака. Британ­ское правительство не разделяло настроений чартистов и принялось выискивать среди них самых голосистых.

Это было крайне некстати. К тому времени Алан стал зарабатывать достаточно, чтобы позволить себе жену — несовершеннолетнюю хористку Джоан Карфрай. В марте 1842 года молодые поженились, но романтического медового месяца у них не было: до Пинкертона дошли слухи, что ему уготовано местечко в той самой тюрьме, где когда-то служил его ныне покойный отец, и он решил эмигрировать в Северную Америку. В апреле объявленный в розыск будущий сыщик и новоиспеченный муж погрузился с молодой женой на судно, отплывавшее в Монреаль.

В 1842 году плавание через Северную Атлантику сильно отличалось от круиза на океанском лайнере. У берегов Канады корабль с четой Пинкертонов попал в сильный шторм, сбился с курса, и его выбросило на рифы. Команда успела спустить шлюпки, и обошлось без жертв, но потерявшие в волнах свой скарб и сохнувшие на берегу пассажиры почти сразу же были ограблены индейцами.

На борту парохода, который их подобрал через пару дней, Алан услышал про американский город Чикаго и передумал строить жизнь в Канаде. «В Чикаго для бондаря не может не быть работы», — объяснил он жене. И оказался прав: в то время бочки были распространенной тарой, в них перевозилось все – от одежды и инструментов до еды и лекарств.

Чикаго был именно таким, как шотландскому политэмигранту про него и рассказывали: грязные улицы со сколоченными на скорую руку фасадами магазинов. Еще десять лет назад на этих берегах озера Мичиган, кроме скунсов, никого не водилось. Пинкертон устроился бондарить на пивоварню и вскоре получил свою первую американскую зарплату. К холодным зимам шотландцу было привыкнуть нелегко, хотя материально жить было можно, даже оставалось еще на то, чтобы посидеть вечерком с соплеменниками за «Джонни Уокером».

600x749_1_7936ffe9c4f823674b33b7503792aae2@665x830_0xac120002_13760559151539260888.jpg
Великий сыщик начинал бондарем

Но энергичному Пинкертону не терпелось открыть свое дело. Он прознал, что фермеры в 60 километрах вокруг городка Данди платят через край за бочки, которые им поставляют из Чикаго. «Тут можно взять монополию на всю округу», — прикинул Пинкертон. Сказано — сделано. И вот уже открывает двери маленькая мастерская «Единственная и неповторимая бондарня Пинкертона в Данди». Через какое-то время на смену сарайчику, в котором вкалывал в одиночку сам хозяин, пришел заводик с десятью рабочими. Окружные фермеры с радостью имели дело с честным бондарем, который в срок выдавал отличный продукт, брал меньше других, да еще и торговал в рассрочку.

Первое расследование

Как раз в Данди и вылупилась бабочка следователя из куколки бондаря. Отправившись однажды в лесок за сырьем, Пинкертон наткнулся там на следы лагеря. Кемпинги еще не были популярны, и пустое логово заинтриговало будущего сыщика. Наведываясь туда в течение нескольких ночей, он выследил группу фальшивомонетчиков, о чем тут же сообщил местному шерифу. Шериф и доброволец Пинкертон устроили засаду и арестовали злоумышленников. На местных буржуа прыть и находчивость Пинкертона произвели такое впечатление, что они доверили ему 125 долларов из городского бюджета (немалую по тем временам сумму), чтобы купить поддельные деньги и вывести на чистую воду мошенников. Пинкертон вышел на главаря, отдал ему задаток и сказал, что готов купить поддельных долларов еще на 4000 долларов. Граждане Данди посчитали, что они уже никогда не увидят свои деньги, но расчет Пинкертона оказался верным. Главарь клюнул на приманку, явился в назначенное место с чемоданом фальшивых денег, был схвачен с поличным и осужден. Правда, он вскоре сбежал из-под стражи, «сделав одного охранника намного состоятельней», как заметил в своих воспоминаниях Пинкертон.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Космос, мифы и наука: 5 детских книг, которые интересно прочитать и взрослым Космос, мифы и наука: 5 детских книг, которые интересно прочитать и взрослым

Пять книг, которые заинтересуют тех, кто готов взглянуть на детскую литературу

Maxim
Темная сторона брака Темная сторона брака

Человек, которого мы выбираем в партнеры, — это своеобразное отражение нас самих

Psychologies
Поэт Владимир Алейников — о Леониде Губанове и 1970-х: Наша эпоха была орфической Поэт Владимир Алейников — о Леониде Губанове и 1970-х: Наша эпоха была орфической

Каким был Леонид Губанов — один из важнейших поэтов советского андеграунда

СНОБ
ЧСВ — это хорошо: 9 способов избавиться от синдрома самозванца ЧСВ — это хорошо: 9 способов избавиться от синдрома самозванца

ЧСВ — это хорошо: 9 способов избавиться от синдрома самозванца

Playboy
Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание

Ампутацию считают древнейшей хирургической операцией

N+1
Перекрестки Миллера Перекрестки Миллера

Эзра Миллер рассказал про аутсайдеров, Джуда Лоу и прелести животноводства

Cosmopolitan
Под роликами Pornhub устроили соревнования в остроумии. Это надо видеть! Под роликами Pornhub устроили соревнования в остроумии. Это надо видеть!

Что пишут в комментариях под видеороликами сайтов для взрослых?

Playboy
Datsun on-DO: игра в бренды Datsun on-DO: игра в бренды

Запас прочности Datsun on-DO

АвтоМир
Формула любви: 7 самых странных экспериментов над человеческими чувствами Формула любви: 7 самых странных экспериментов над человеческими чувствами

Изучая любовь и влечение, ученые проводили самые странные эксперименты

Cosmopolitan
Алкогений: Аль Пачино Алкогений: Аль Пачино

Аль Пачино: «Я полностью оторвался от реальности из-за своего пьянства»

Maxim
Долой рабство. Гибкие условия работы принесут триллионы мировой экономике Долой рабство. Гибкие условия работы принесут триллионы мировой экономике

Гибкие условия работы принесут триллионы мировой экономике

Forbes
Карта рисков. Что будет волновать инвесторов до конца года Карта рисков. Что будет волновать инвесторов до конца года

Инвесторы больше не рассчитывают, что мировые центробанки будут на их стороне

Forbes
Внешняя политика Внешняя политика

Утренние встречи сулят гармонию с самим собой

GQ
Страшное слово «коррекция». Как перестать бояться и начать инвестировать Страшное слово «коррекция». Как перестать бояться и начать инвестировать

Заработать на неспокойном рынке могут и начинающие инвесторы: рассказываем, как

Forbes
«Мы решили, что у подруги приступ аппендицита, а это были роды» «Мы решили, что у подруги приступ аппендицита, а это были роды»

Исповедь молодого отца

Psychologies
Больной ребенок: почему отцы уходят? Больной ребенок: почему отцы уходят?

Не все родители способны принять то, что их ребенок тяжело болен

Psychologies
В боевых условиях В боевых условиях

Обновление своего внедорожника УАЗ отметил экспедицией по Кольскому полуострову

АвтоМир
Революция флирта. Почему жертв харассмента будет все больше Революция флирта. Почему жертв харассмента будет все больше

Главный редактор «Медузы» Иван Колпаков временно отстранен от должности

Forbes
Сказки для президента: почему генетическое оружие невозможно Сказки для президента: почему генетическое оружие невозможно

Российские генетики объясняют, почему генетическое оружие нереально

Forbes
Анна Банщикова: «Скрываю от мужа роман с голливудским актером» Анна Банщикова: «Скрываю от мужа роман с голливудским актером»

Звезда сериала «Ищейка» ответила на каверзные вопросы

StarHit
Казус Бэнкси: почему художник едва не уничтожил свою собственную работу Казус Бэнкси: почему художник едва не уничтожил свою собственную работу

Прямо во время торгов картина художника Бэнкси самоуничтожилась (наполовину)

Forbes
Пожелания молодым Пожелания молодым

Знакомство с героями музыкальной революции в России

Vogue
Боевая единица: Сауль Альварес может стать самым высокооплачиваемым спортсменом мира Боевая единица: Сауль Альварес может стать самым высокооплачиваемым спортсменом мира

Новый контракт позволит мексиканскому боксеру заработать больше, чем Роналду

Forbes
Бросаем курить: как избавиться от мыслей о сигаретах Бросаем курить: как избавиться от мыслей о сигаретах

Правила, которые останавливают механизм, запускающий мысли о сигаретах

Psychologies
Звезда родилась: как Вконтакте и Youtube изменили музыкальную индустрию Звезда родилась: как Вконтакте и Youtube изменили музыкальную индустрию

Социальные сети полностью изменили правила игры в музыкальной индустрии

Esquire
Хождение по мукам Хождение по мукам

Знаменитости рассказали, почему они не стали бы поздравлять своих педагогов

StarHit
И снова «смоки»: 3 варианта самого модного макияжа сезона И снова «смоки»: 3 варианта самого модного макияжа сезона

Smoky eyes – классика, проверенная временем

Cosmopolitan
Недоступный штраф на 125 млн. Суд снял арест со счета Улюкаева Недоступный штраф на 125 млн. Суд снял арест со счета Улюкаева

Бывший министр отбывает 8-летнее наказание в колонии под Тверью

Forbes
Пять причин не менять экран смартфона, а купить новый Пять причин не менять экран смартфона, а купить новый

Почему замена треснувшего экрана на смартфоне не стоит свеч

CHIP
Стоять, ни с места! 5 секретов отличной эрекции Стоять, ни с места! 5 секретов отличной эрекции

Ты готов. Она готова. А вот «он» — нет

Playboy
Открыть в приложении