Прогресс или лидерство: как страны мира относятся к беспилотным автомобилям
Как трактовать настолько массовую поддержку? Как государства объясняют сами себе и своим гражданам, зачем им нужны беспилотные автомобили? Чего больше в подобных объяснениях — некоторой единой логики или национальных особенностей?
Государства в разных частях мира активно поддерживают разработку и внедрение беспилотных автомобилей. Самый известный пример — США, где беспилотные автомобили тестируются аж с 2016 года, по крайней мере в Калифорнии, Аризоне, Неваде. Правительство Китая также активно: в прошлом году в Пекине беспилотным автомобилям разрешили коммерческое использование. В России на рассмотрении находится закон, согласно которому компании-разработчики смогут брать плату за проезд в беспилотнике. Такие машины также «продвигаются» государствами Германии, Франции, Австралии, Финляндии, Великобритании.
Государственный взгляд
В исследованиях науки и технологий есть такое понятие как “социотехнические воображаемые”. Его ввела исследовательница из Гарварда Шейла Джазанофф. Оно обозначает то, как в государственных и корпоративных документах технологии наделяются определенными смыслами, а также то, как в этих же документах представляется существующий и желательный социальный порядок. Идея простая. Регулирование любой технологии сопряжено с видением того, как эта технология улучшит жизнь людей, повлияет на экономику, продвинет страну в технологическом плане. Эти видения можно собирать, анализировать и сравнивать.
К примеру, группа исследователей во главе с финским социологом Милошем Младеновичем использует именно подобный анализ видений. Я дополню их работу анализом видения беспилотных автомобилей в публичных документах в России.
Инновации — основа экономического лидерства
Общий постулат, из которого исходят Финляндия, Германия, Великобритания, в том, что внедрение беспилотников приведет к росту национальной экономики, что, в свою очередь, приведет к общему благосостоянию стран и увеличению их конкурентоспособности на международной арене. Так, видение управленцев фокусируется на достижения лидерских позиций отдельных наций в глобальной перспективе.
Стоит сказать, что Россия здесь ничем не выделяется. В 2014 году Минобразования выделяло деньги на инновации разных компаний, среди которых были и Cognitive technologies. Планировалось, что полученные в результате исследований продукты будут способствовать повышению конкурентоспособности России (очевидно, на мировой арене). Спустя четыре года, в 2018 году, Правительство РФ, утверждая дорожную карту “Автонет”, говорило о том, что она направлена на “обеспечение приоритетных позиций российских компаний на формируемых глобальных рынках”. В аннотации к дорожной карте на тот момент глава рынка “Автонет” Сергей Когогин указывал, что реализация