Профессия будущего: взлет интереса к пилотам беспилотных воздушных судов
Прогресс в развитии беспилотников является самым главным достижением в современной авиации последних десятилетий. Идет непрерывный рост потребности применении беспилотных воздушных судов для выполнения авиационных работ в промышленной сфере и в развлекательных целях. На этом фоне все более востребованной и необходимой становится работа внешнего пилота БВС. Что это за профессия и каковы ее перспективы, разберем в новом материале.
Есть беспилотник, значит должен быть и тот, кто им управляет. Сегодня эту роль выполняют внешние пилоты БВС или, как их еще называют, - экипаж беспилотного воздушного судна. Задача таких специалистов — управлять беспилотным летательным аппаратом, осуществлять взлет и посадку, контролировать выполнение полетного задания, осуществлять обработку данных с воздушного судна, проводить технические регламенты.
Сегодня беспилотные летательные аппараты — это не только аэрофотосъемка, но еще и развивающийся рынок, который раскрывает весь свой потенциал в процессе его изучения. Дроны используются для картографии и геодезии, результаты съемки с их применением успешного решают многие маркшейдерские задачи. Они умеют транслировать изображение в удаленные командные центры, участвуют в киносъемке, рекламе, метеорологических наблюдениях, мониторят обстановку на опасных производственных участках, наблюдают за объектами промышленности и ТЭК, орошают почву, позволяют эффективно вносить удобрения, применяются в спасательных операциях и тушении пожаров.
Недавно в Анапе, беспилотник впервые в России спас тонувшего в море человека. В Башкирии используют дроны для ликвидации лесных пожаров. Их успешно применяют для мониторинга радиоактивного и химического заражения. Это лишь малая часть последних новостей о применении беспилотных летательных аппаратов.
Как устроена работа внешнего пилота БВС
Казалось бы, все просто — доставить машину на место проведения съемки, включить и поднять в небо. Дальше беспилотник сделает все сам — вернется к вам и выдаст красивую картинку, а заодно большой массив информации о проведенных работах. Частично так и есть, но в действительности все гораздо глубже. Внешний пилот БВС взаимодействует с органами, осуществляющими воздушное движение, получает разрешение на использование воздушного пространства, занимается подготовкой летательного аппарата к полету, проверяет его состояние, устанавливает оборудование под выполнение конкретных задач, уточняет метеоусловия в районе проведения полетов. И только после этого можно говорить о взлете.
Весь полет контролируется пилотом с земли. Он следит за состоянием воздушного судна, за уровнем заряда бортовой батареи БВС, наличием помех радиосигнала. Пилот наблюдает за воздушной обстановкой, выполняет команды диспетчерских центров, контролирует прохождение БВС заданных точек маршрута, получает данные о количестве раствора в рабочем баке, если речь идет о внесении удобрений на полях и виноградниках. Контроль за изменением погодных условий в районе проведения полетов также входит в его обязанности. Хотя современные модели дронов способны сами позаботиться о себе (они передают сигнал на пульт управления о любых проблемах и могут самостоятельно вернуться на стартовую точку), контролировать этот процесс пилоту все же приходится.
Внешний пилот БВС должен разбираться в системах автоматизированного проектирования в программном обеспечении для обработки полученной информации с борта БВС. При составлении трехмерных карт и 3D-моделей объектов важно разбираться в основах фотограмметрии и компьютерного моделирования. Крайне важно понимать и знать законы, руководствоваться требованиями отраслевых нормативных актов, применять современную технику пилотирования.