Новый взгляд на Врубеля: директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова о главных выставках сезона
В сезоне 2021-2022 Третьяковская галерея заявила ряд выставок-блокбастеров, созданных cовместно с ведущими мировыми и российскими музеями. Кто оплачивает эти выставки и как музей выстраивает свои международные и финансовые связи, директор Третьяковки Зельфира Трегулова рассказала Forbes Life
-Какие масштабные проекты открывает музей в новом сезоне?
— Если начать прямо с сентября, первая большая серьезная выставка посвящена Юрию Пименову. Имя очень крупное, но менее известное, чем Дейнека. Тому множество причин. А художник интереснейший, менявшийся на протяжении жизни, переживший три молодости.
Пименов — художник 1920-х, времен ОСТа, затем художник 1930-х, автор «Новой Москвы», знаковой работы того периода. И, наконец, художник оттепели, конца 1950-х — начала 1960-х. Он всегда во многом определял лицо времени. Но как ни странно, ни одной большой масштабной ретроспективы Юрия Пименова до сих пор в не было. К тому же, в какой-то период своей жизни Пименов уничтожил многие свои масштабные ранние работы. Это произошло в самом начале 1930-х, до выхода постановления о перестройке литературно-художественных организаций, — была какая-то внутренняя неудовлетворенность тем, что он делал, желание создать что-то новое.
Эти уничтоженные работы мы очень условно воспроизводим и включаем в экспозицию. Слава богу, от работ остались черно-белые фотографии, — мы можем судить, насколько эти картины были интересны. Мы напечатаем их изображения особым образом на металле, в меньшем размере, чем оригиналы.
Мы работали над архитектурой выставки с Агнией Стерлиговой. Каталог выставки блистательно смакетирован одним из лучших книжных дизайнеров Евгением Корнеевым. Партнером выставки выступил «Металлоинвест», с которым мы сделали несколько выставок в Белгороде и в Курске, в тех городах, где расположены градообразующие предприятия компании. Выставка Пименова — первый большой проект, который компания поддерживает уже в самой Третьяковской галерее.
— У Третьяковки же давняя дружба с Алишером Усмановым и его компаниями. Самый громкий проект — обмен шедеврами с Музеями Ватикана.
— Это был не «Металлоинвест», а фонд Усманова «Искусство, наука и спорт», организации близкородственные, но совершенно разные. С «Металлоинвестом» мы открываем первый масштабный проект на площадке Третьяковки. Начинали сотрудничество с региональных проектов, где сошлись интересы двух сторон, а продолжаем на выставке Пименова, которая открывается 8 сентября.
Через неделю после Пименова планируем открыть выставку, о которой давно думали и говорили. «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова» — это выставка-маршрут внутри экспозиции. На входе будут выдавать буклет-раскладушку, который позволит, как это было на «Манифесте» в Эрмитаже, ориентироваться, ходить по залам и останавливаться около отдельных работ. Почти все картины, включенные в этот маршрут, были куплены Третьяковым. Сегодня эти работы считаются великими, общепризнанными шедеврами. Но в свое время они были раскритикованы или даже запрещены цензурой. Как, например, библейский цикл Николая Николаевича Ге. Жесткую реакцию вызвала и казалось бы, самая что ни на есть безобидная «Девушка, освещенная солнцем» Валентина Серова.
Около каждой картины будет размещена экспликация с рассказом о той сложной реакции, которую она в свое время вызывала. Выставка заставит еще раз по-новому оценить прозорливость и смелость Павла Михайловича Третьякова, который, невзирая на резкую критику, покупал эти вещи, даже если иногда ему самому они не особенно нравились. Но Третьяков понимал, что каждая из них — это определенный новый этап развития русской школы.
И конечно, самая ожидаемая выставка нового сезона — это ретроспектива Михаила Александровича Врубеля, которую мы открываем для публики 3 ноября. Выставку поддержал наш постоянный партнер банк ВТБ. Казалось бы, имя художника на слуху, в интернете о нем огромное количество информации, все знают «Демона», но большой выставки, которая бы объединяла собрание московских и питерских музеев, в Москве не было с 1956 года.
Последняя выставка Врубеля, на которой были представлены работы и Русского музея, и Третьяковки, и частных собраний Москвы и Петербурга прошла в 1996-м году в Мюнхене и Дюссельдорфе. В последние десятилетия, и Русский музей, и Третьяковка, показывая Врубеля, ограничивались своими собственными фондами. Впервые за 65 лет на нашей выставке в Москве объединятся работы Врубеля из собраний Русского музея и Третьяковской галереи. Мы договорились с Русским музеем, что постараемся максимально выдать им произведения Врубеля на выставку в Петербург, а Русский музей — сюда, в Москву.
Конечно, это будет новый взгляд на Врубеля. Выставку создают интереснейшие кураторы — Ирина Шуманова из Третьяковской галереи и Аркадий Ипполитов из Эрмитажа. Мы создали кураторскую группу, потому что понимали, что это не просто традиционная ретроспектива, а масштабнейший показ работ художника, попытка понять, что значит Врубель для современного поколения зрителей. Сегодня во Врубеле нам важно понимание, которое, кстати, было свойственно его современникам, что этот художник создал многое из того, что предопределило искусство всего XX века. Начиная с темы пророка, одной из его самых любимых. Бесконечная вариативность и варьирование, обращение к одному и тому же образу и к той же композиции, — что так свойственно всему XX веку. Также концепция трансформации реального мира в совершенно иной собственный мир, сконструированный художником, — провозвестие того, как в XX веке все выдающиеся художники не отражали действительность, а конструировали собственные миры.