Правила жизни Льва Гумилева
Советский ученый, историк, писатель, создатель пассионарной теории этногенеза. Умер 15 июня 1992 года в возрасте 79 лет в Санкт-Петербурге.
Интеллигентный человек — это человек слабо образованный и сострадающий народу. Я образован хорошо и народу не сострадаю.
Папа приезжал к нам раза два или три. Один раз он занимался со мной, рассказывая мне, что такое стихи и как я должен изучать историю; велел дать мне книжку о завоевании готами Италии и победе византийцев над готами, которую я потом внимательно прочитал. И я помню только, что бабушка моя, Анна Ивановна, говорила: «Коля, зачем ты даешь ребенку такие сложные книги?» А он говорил: «Ничего, он поймет». Я не только понял, но и запомнил все до сего времени.
Моя собственная мать до шести лет говорила дома по-французски, поскольку дедушка растратил бабушкино приданое и бабушка готовила дочку в гувернантки. Но уже в шесть лет, выходя играть в лапту с царскосельскими девочками, мама выучила русский и забыла про французский, хотя и читала, и говорила на этом языке хорошо. И кто рискнет утверждать, что она — не русский поэт?
Поэтом меня называют в основном мои оппоненты, которые с помощью подобного «веского» аргумента пытаются отмахнуться от серьезного научного диалога. Я, конечно, умею рифмовать, но именно потому, что и мать, и отец мои были поэтами, мне хорошо известна разница между ними и мной.
Обижать ребенка грешно, надо дать ему возможность вырасти.
Мне довелось побывать в весьма экзотических уголках нашей страны. Первоначально посадили за то, как я посмел иметь такого отца, а после ждановского постановления [постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14.09.1946 г.] — за то, что мама плохо пишет стихи. Так что сначала я поехал на Беломорканал, потом в Норильск. Затем меня освободили, и я прошел с боями от Брест-Литовска до Берлина, а через некоторое время опять вернулся на «великие стройки коммунизма». В промежутках между посадками — окончил исторический факультет Ленинградского университета. А наукой можно заниматься везде, если тебя это интересует.