Сапсари
Звери с Ольгой Волковой
Наверное, быть собакой в Корее немного неспокойно: могут съесть! Впрочем, могут и не съесть: вроде как прогрессивная корейская молодежь с негодованием отвергает гастрономические пристрастия предков, и сегодня около трети жителей Кореи (мы, конечно, говорим о Южной, потому что про Северную никто ничего точно не знает) ни разу в жизни не пробовали собачьего мяса и делать этого не собираются. Словом, еще несколько десятилетий — и все собаки Страны утренней свежести смогут почувствовать себя в полной безопасности, ура!
Впрочем, собаки породы сапсари никогда не считались здесь деликатесным блюдом, для этой цели предназначались другие разновидности друзей человека. Разумеется, мы не знаем, как с сапсари обращались тысячелетия назад, может, и ели с голодухи. И да, я не оговорилась про тысячелетия: очень возможно, что собаки сапсари живут на свете как минимум три тысячи лет. Корейцы уверяют, что первое официальное упоминание об этой породе относится к 935 году до нашей эры, однако редакция не располагает документами, которые могли бы подтвердить или опровергнуть этот дивный факт. Но поскольку нам этот факт нравится, мы будем считать его достоверным.
Что касается названия породы, то есть мнение, будто бы коротенькое слово «сапсари» в переводе означает «существо, которое выкорчевывает злых духов и приносит благословение». Если это так, то, видимо, корейский — очень емкий язык. А собака с таким именем вряд ли могла быть подана к обеду: все-таки того, кто может расправиться с демонами, есть как‑то неловко. К собакам этой породы в Корее привыкли относиться уважительно, считая их соседство залогом всестороннего благополучия. И всех видов удачи — говорят, своих сапсари с собой таскали даже видные военачальники древности, полагавшие, что присутствие волшебной собаки на поле боя гарантирует им победу, а заодно сохранит жизнь и здоровье. Ну и призраков, конечно, отгонит, а это, согласитесь, в боевых условиях тоже немаловажно.
В общем, эту древнюю породу в Корее, похоже, почитали. Однако помогло ли это сапсари жить, не зная горя и бед? Нет, не помогло. Потому что однажды, а именно — во время Второй мировой войны, в Корею заявились японцы, которым все эти местные верования и легенды были до лампочки. И в чудесной собаке сапсари равнодушные завоеватели увидели всего лишь источник легкодоступного, ценного и теплого меха, которым так славно подбивать солдатскую зимнюю одежду.
К концу той войны прежде многочисленные сапсари стали редкостью. А последний удар по породе нанесла следующая война, Корейская. Ну а когда наконец закончилась и она — тут‑то и выяснилось, что сапсари как явление природы всех этих ужасов пережить не смогли. Древняя порода была сметена с лица земли, и некому стало отгонять от корейцев злые силы. А всякой нечисти в послевоенной стране развелось, сами понимаете, значительно больше, чем хотелось бы. Хотя вообще‑то не хотелось бы нисколько.