Профессиональная критика смешалась с криками «отстой!» вчерашних школьников

ForbesСобытия

Последняя из могикан: музыкальный критик Фиона Мэддокс объясняет, почему ее профессия вымирает

«Профессиональная критика смешалась с криками «отстой!» вчерашних школьников», — говорит Фиона Мэддокс, рассуждая о смерти газетной критики и блогинге, который приходит ей на смену.

Наталья Ломыкина

fionamaddocksbyline2018_solas.jpg__1571238572__76929.jpg

Фиона Мэддокс — один из наиболее авторитетных британских критиков в области классической музыки. В свое время она основала журнал BBC Music и сделала его крупнейшим в этой сфере. Фиона Мэддокс — член жюри Международной оперной премии, автор гида по классической музыке XX века, популярной биографии средневекового композитора Хильдегарды Бингенской и множества либретто. А еще человек, который в еженедельном режиме пишет по три-четыре рецензии на ведущие музыкальные события для старейшей в мире еженедельной воскресной газеты The Observer. Во время поездки в усадьбу Льва Толстого «Ясная Поляна» в рамках года музыки Великобритании и России Фиона Мэддокс рассказала ForbesWoman о том, почему об опере всегда готовы написать в газете, как критика превратилась в сферу услуг и зачем смотреть фильм «Паваротти».

О сегодняшней критике

Профессиональная критика стремительно сокращается. Кино и рок-музыка — единственное, что востребованно сегодня. Кинорецензиям везде рады, чего не скажешь о музыке или театре.

Мне повезло — я пишу для газеты с традициями, которая до сих пор выделяет мне отдельную полосу под музыкальную критику. Не скажу, что в других изданиях такой критики совсем нет, но рецензии появляются редко и обычно очень сжатые. Театр чуть популярнее, чем классическая музыка, но с рок-концертами ему не тягаться. Изобразительному искусству, если есть значимый повод, всегда готовы выделить место на полосе, потому что оно хорошо смотрится — всегда можно поставить картинку, привлекающую внимание. Но и к нему интерес падает. И дело тут не в редакционной политике «The Observer» или других газет, а в коммерционализации самого визуального искусства. Мне кажется, частные галереи, которых в последнее время развелось слишком много, сами способствовали тому, что СМИ потеряли к ним интерес. В отличие от крупных национальных музеев, они выставляют слишком уж странные вещи.

Есть еще одна причина. Конечно, о любом искусстве писать непросто, если делать это профессионально. Но все-таки любую визуальную форму, будь то кино, театр или живопись и скульптура, мы воспринимаем зрительно. И вы всегда можете сказать: посмотрите, вот эта синяя картонная коробка, стоящая на розовой коробке из-под обуви — это отсыл к Марку Гротяну. Вы можете не понимать, что это значит, но вы это просто видите. Такое искусство физически существует. Вы можете потрогать скульптуру и обойти вокруг. Визуальное искусство не исчезает, как музыка, которая вообще превращается в абстракцию, если вы ее не слышите. Кроме, пожалуй, оперы. О ней писать куда легче. Разбираешь по пунктам: постановка — хороша, кастинг — удался, декорации — не очень, сценография — гениальна, исполнители — блистали. Хоп-хоп-хоп — рецензия готова. Потому об опере и пишут чаще.

Мне часто приходится писать об опере еще и потому, что от меня этого ждут. (Хотя это не главная моя страсть, ведущий оперный критик Британии пишет для Sunday Times, я же специализируюсь на симфонической музыке). Но когда вы открываете газету, на полосе почти всегда есть оперная рецензия, просто потому что к ней гораздо легче найти красивую фотографию. Это странно, но это так. Кроме того, опера включается в репертуар надолго, а концерт не повторяется. А аудитория чаще читает то, что имеет практическую пользу. Все это было неважно, пока не появился google analytics с возможностью реально увидеть, что и как читает аудитория. Увы, я обслуживаю интересы читателя. Прежде я не воспринимала свою работу так и не считала критику сферой услуг. Но теперь мне приходится с этим считаться. Я вынуждена жонглировать жанрами и писать не только о том, что люблю.

Как писать о классической музыке, чтобы привлечь внимание читателей

Думаю, когда критик старается привлечь внимание аудитории, он в ловушке. Собственный имидж становится для него важнее, чем то, о чем он пишет.

Я не ищу популярности для себя. Я уже давно это переросла и могу себе позволить сосредоточиться на искусстве. Кроме того, мне эмоционально сложно быть все время на виду, я интроверт. Есть музыкальные критики, у которых другая стратегия. Это их выбор. Они активно вступают в конфронтацию, полемизируют, дают резкие оценки. Это важно для развития критики, но я не такая. Мне чужды любые конфликты и споры, я очень миролюбивый человек — даже странно, что я столько лет профессионально занимаюсь критикой. Я стараюсь давать разбор и аргументированное мнение. Конечно, когда быстро пишешь текст сразу после концерта, бывает сложно скрыть свой восторг. Но я считаю, что критик не должен самовыражаться в тексте. Если в тексте превалирует личное отношение — критика закончилась.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Молодость в наших руках: как отложить старение Молодость в наших руках: как отложить старение

Похоже, мечты о долголетии начинают сбываться

Psychologies
Без лишних слов Без лишних слов

Эмодзи — не просто забавные картинки

GQ
Названы 50 лучших баров мира. Среди них — бар из Санкт-Петербурга Названы 50 лучших баров мира. Среди них — бар из Санкт-Петербурга

Список лучших баров мира World's 50 Best Bars

Forbes
Ускользнувшая красота: 5 масштабных, но не самых удачных архитектурных проектов Москвы Ускользнувшая красота: 5 масштабных, но не самых удачных архитектурных проектов Москвы

Московские проекты, которые могли бы изменить город, но великими не оказались

Forbes
«6 кадров»: как сложились судьбы звезд популярного шоу «6 кадров»: как сложились судьбы звезд популярного шоу

Рассказываем, как живут артисты после «шести кадров»

Cosmopolitan
Яростный танк Брэда Питта Яростный танк Брэда Питта

Слово Fury («ярость» — англ.) написано белой краской на стволе танка

Дилетант
Страх смерти и жажда казни: почему общество снова вспомнило о «высшей мере» Страх смерти и жажда казни: почему общество снова вспомнило о «высшей мере»

Преступление в Саратове вызвало волну обсуждений, надо ли вернуть смертную казнь

Forbes
Как бороться с гиперпигментацией Как бороться с гиперпигментацией

Как избавиться от пигментных пятен

Psychologies
Где ужинать во время Московского гастрономического фестиваля Где ужинать во время Московского гастрономического фестиваля

Где искать папайю, поддельные кубинские сигары, черный трюфель и блюда из печи

Vogue
Фильм «Текст» с Александром Петровым: рецензия Фильм «Текст» с Александром Петровым: рецензия

Почему Фильм «Текст» — это самое честное кино 2019 года

Esquire
Хеллоу, Америка! Тест-драйв Nissan Murano Хеллоу, Америка! Тест-драйв Nissan Murano

Объемный атмосферник, флегматичный вариатор и мягкие подвески

РБК
Слухи о моей жизни Слухи о моей жизни

Биография великого писателя и юмориста Марка Твена

Maxim
Карманные банки Карманные банки

Кто переносит в простые смартфоны сложные финансовые инструменты

РБК
Дух семьи: проект «Детские деревни — SOS» как альтернатива государственным учреждениям для сирот Дух семьи: проект «Детские деревни — SOS» как альтернатива государственным учреждениям для сирот

Сегодня насчитывается более 550 Детских деревень — SOS по всему миру

Forbes
Хатха-йога для начинающих — базовые упражнения, асаны Хатха-йога для начинающих — базовые упражнения, асаны

Как повторить базовые упражнения и асаны для начинающих из хатха-йоги

Cosmopolitan
Звезда фильма «Москва слезам не верит» спасает мужа от тяжелой болезни Звезда фильма «Москва слезам не верит» спасает мужа от тяжелой болезни

40-летняя Наталья Вавилова в этом году все силы отдает борьбе за здоровье мужа

Cosmopolitan
Пощупать границы лояльности Пощупать границы лояльности

Кешбеки и проценты на остаток — это не более чем обдуманный маркетинговый прием

Эксперт
Что происходит с индустрией музыкальных видео в России Что происходит с индустрией музыкальных видео в России

Чем современные музыкальные видео отличаются от тех, что были 20-30 лет назад

РБК
«Я не феминистка»: почему нас так пугает это слово (и зря) «Я не феминистка»: почему нас так пугает это слово (и зря)

Если вы считаете себя феминисткой, почему же не хотите так себя называть

Psychologies
Зябко? Зябко?

Почему осенью не то чтобы холодно, но как-то зябко

Здоровье
Мир вечный, но плоский: Нобелевская по физике глазами дилетанта и академика Старобинского Мир вечный, но плоский: Нобелевская по физике глазами дилетанта и академика Старобинского

Что именно сделал Джеймс Пиблс для физической космологии

СНОБ
«Москва — имперский город, раздавленный вертикалью власти». Владимир Сорокин о новом спектакле, иррациональности России и жизни в Берлине «Москва — имперский город, раздавленный вертикалью власти». Владимир Сорокин о новом спектакле, иррациональности России и жизни в Берлине

В московском театре «Практика» покажут спектакль «Занос» по тексту Сорокина

Forbes
Как создать загрузочную флешку с windows 7: простое руководство Как создать загрузочную флешку с windows 7: простое руководство

Мы расскажем, как сделать загрузочную установочную флешку с Windows 7

CHIP
Отбелить нельзя подождать Отбелить нельзя подождать

Стоит ли ради белоснежной улыбки делать отбеливание у стоматолога?

Здоровье
Новые городские Новые городские

Особые дети взялись за краски, чтобы изменить собственную жизнь своими руками

Seasons of life
Плыви и худей: как научиться плавать самостоятельно Плыви и худей: как научиться плавать самостоятельно

Разбираемся, как научиться плавать самостоятельно за короткие сроки

Cosmopolitan
Ювелирная работа Ювелирная работа

Дизайнер превратила небольшую квартиру в функциональное пространство

SALON-Interior
Из плохиша в ручного котика: женщины, которые «приручили» звезд-бунтарей Из плохиша в ручного котика: женщины, которые «приручили» звезд-бунтарей

Доказательства того, что любовь способна смягчить даже самых суровых парней

Cosmopolitan
Как изменится жизнь автомобилистов: +10 км/ч, штрафы, новые правила Как изменится жизнь автомобилистов: +10 км/ч, штрафы, новые правила

Автомобилистов ждет множество изменений

РБК
Василий Штабницкий: Самое время пересмотреть лечение пациентов с «легкой» астмой Василий Штабницкий: Самое время пересмотреть лечение пациентов с «легкой» астмой

Василий Штабницкий прокомментировал новые стандарты лечения астмы

СНОБ
Открыть в приложении