Профессиональная критика смешалась с криками «отстой!» вчерашних школьников

ForbesСобытия

Последняя из могикан: музыкальный критик Фиона Мэддокс объясняет, почему ее профессия вымирает

«Профессиональная критика смешалась с криками «отстой!» вчерашних школьников», — говорит Фиона Мэддокс, рассуждая о смерти газетной критики и блогинге, который приходит ей на смену.

Наталья Ломыкина

fionamaddocksbyline2018_solas.jpg__1571238572__76929.jpg

Фиона Мэддокс — один из наиболее авторитетных британских критиков в области классической музыки. В свое время она основала журнал BBC Music и сделала его крупнейшим в этой сфере. Фиона Мэддокс — член жюри Международной оперной премии, автор гида по классической музыке XX века, популярной биографии средневекового композитора Хильдегарды Бингенской и множества либретто. А еще человек, который в еженедельном режиме пишет по три-четыре рецензии на ведущие музыкальные события для старейшей в мире еженедельной воскресной газеты The Observer. Во время поездки в усадьбу Льва Толстого «Ясная Поляна» в рамках года музыки Великобритании и России Фиона Мэддокс рассказала ForbesWoman о том, почему об опере всегда готовы написать в газете, как критика превратилась в сферу услуг и зачем смотреть фильм «Паваротти».

О сегодняшней критике

Профессиональная критика стремительно сокращается. Кино и рок-музыка — единственное, что востребованно сегодня. Кинорецензиям везде рады, чего не скажешь о музыке или театре.

Мне повезло — я пишу для газеты с традициями, которая до сих пор выделяет мне отдельную полосу под музыкальную критику. Не скажу, что в других изданиях такой критики совсем нет, но рецензии появляются редко и обычно очень сжатые. Театр чуть популярнее, чем классическая музыка, но с рок-концертами ему не тягаться. Изобразительному искусству, если есть значимый повод, всегда готовы выделить место на полосе, потому что оно хорошо смотрится — всегда можно поставить картинку, привлекающую внимание. Но и к нему интерес падает. И дело тут не в редакционной политике «The Observer» или других газет, а в коммерционализации самого визуального искусства. Мне кажется, частные галереи, которых в последнее время развелось слишком много, сами способствовали тому, что СМИ потеряли к ним интерес. В отличие от крупных национальных музеев, они выставляют слишком уж странные вещи.

Есть еще одна причина. Конечно, о любом искусстве писать непросто, если делать это профессионально. Но все-таки любую визуальную форму, будь то кино, театр или живопись и скульптура, мы воспринимаем зрительно. И вы всегда можете сказать: посмотрите, вот эта синяя картонная коробка, стоящая на розовой коробке из-под обуви — это отсыл к Марку Гротяну. Вы можете не понимать, что это значит, но вы это просто видите. Такое искусство физически существует. Вы можете потрогать скульптуру и обойти вокруг. Визуальное искусство не исчезает, как музыка, которая вообще превращается в абстракцию, если вы ее не слышите. Кроме, пожалуй, оперы. О ней писать куда легче. Разбираешь по пунктам: постановка — хороша, кастинг — удался, декорации — не очень, сценография — гениальна, исполнители — блистали. Хоп-хоп-хоп — рецензия готова. Потому об опере и пишут чаще.

Мне часто приходится писать об опере еще и потому, что от меня этого ждут. (Хотя это не главная моя страсть, ведущий оперный критик Британии пишет для Sunday Times, я же специализируюсь на симфонической музыке). Но когда вы открываете газету, на полосе почти всегда есть оперная рецензия, просто потому что к ней гораздо легче найти красивую фотографию. Это странно, но это так. Кроме того, опера включается в репертуар надолго, а концерт не повторяется. А аудитория чаще читает то, что имеет практическую пользу. Все это было неважно, пока не появился google analytics с возможностью реально увидеть, что и как читает аудитория. Увы, я обслуживаю интересы читателя. Прежде я не воспринимала свою работу так и не считала критику сферой услуг. Но теперь мне приходится с этим считаться. Я вынуждена жонглировать жанрами и писать не только о том, что люблю.

Как писать о классической музыке, чтобы привлечь внимание читателей

Думаю, когда критик старается привлечь внимание аудитории, он в ловушке. Собственный имидж становится для него важнее, чем то, о чем он пишет.

Я не ищу популярности для себя. Я уже давно это переросла и могу себе позволить сосредоточиться на искусстве. Кроме того, мне эмоционально сложно быть все время на виду, я интроверт. Есть музыкальные критики, у которых другая стратегия. Это их выбор. Они активно вступают в конфронтацию, полемизируют, дают резкие оценки. Это важно для развития критики, но я не такая. Мне чужды любые конфликты и споры, я очень миролюбивый человек — даже странно, что я столько лет профессионально занимаюсь критикой. Я стараюсь давать разбор и аргументированное мнение. Конечно, когда быстро пишешь текст сразу после концерта, бывает сложно скрыть свой восторг. Но я считаю, что критик не должен самовыражаться в тексте. Если в тексте превалирует личное отношение — критика закончилась.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Еще один налог на предпринимателей»: как «суверенный интернет» изменит жизнь российского бизнеса «Еще один налог на предпринимателей»: как «суверенный интернет» изменит жизнь российского бизнеса

Как риск отключения от глобального интернета влияет на российский бизнес?

Forbes
Курс на цифру Курс на цифру

Заменят ли в будущем роботы живых людей на производстве

Русский репортер
Не просто «жена Пола» и «мама Стеллы»: кем была фотограф и музыкант Линда Маккартни Не просто «жена Пола» и «мама Стеллы»: кем была фотограф и музыкант Линда Маккартни

До замужества американка Линда Истман была успешным репортажным фотографом

Esquire
Триумф батарейки: Нобелевская премия за технологию, создавшую рынок на $100 млрд Триумф батарейки: Нобелевская премия за технологию, создавшую рынок на $100 млрд

Нобелевскую премию по химии получили создатели литий-ионных батарей

Forbes
Как поколение 30-летних обманывает себя, покупая квартиры Как поколение 30-летних обманывает себя, покупая квартиры

Как долго россияне будут верить в инвестидею, которая редко позволяет заработать

Forbes
Время назад! Время назад!

Почему с возрастом ход времени будто ускоряется

Здоровье
У каждого опроса свой резон. Почему россиян хотят убедить, что их герой Штирлиц У каждого опроса свой резон. Почему россиян хотят убедить, что их герой Штирлиц

Штирлиц кажется лучшим кандидатом в президенты среди киногероев

СНОБ
Глеб Городянкин, создатель музея «Конь в пальто»: Мы развенчиваем миф о нищем крестьянстве Глеб Городянкин, создатель музея «Конь в пальто»: Мы развенчиваем миф о нищем крестьянстве

В Ярославской области — фестиваль самостоятельных путешествий «Музейный ретрит»

СНОБ
Газовый или электрический духовой шкаф: какой лучше Газовый или электрический духовой шкаф: какой лучше

Какой духовой шкаф выбрать: электрический или газовый

CHIP
Такие простые непростые анализы Такие простые непростые анализы

Как сделать так, чтобы анализы были максимально точными

Здоровье
Тайны крови Тайны крови

Интерес к изучению крови только нарастает

Здоровье
Плюс-минус одинаковые люди Плюс-минус одинаковые люди

Как Елена Погребижская поняла, что ПНИ — это она

Русский репортер
10 важнейших продуктов, которые должны быть в холодильнике у каждого 10 важнейших продуктов, которые должны быть в холодильнике у каждого

Список самых важных продуктов, способных поднять иммунитет и наполнить энергией

Популярная механика
Что случится, если весь лед на Земле растает за одну ночь: мировой потоп Что случится, если весь лед на Земле растает за одну ночь: мировой потоп

Что, если ледники полностью превратятся в жидкую воду всего за одну ночь

Популярная механика
Как выйти из зоны комфорта и зачем вообще это нужно делать Как выйти из зоны комфорта и зачем вообще это нужно делать

Стабильность — это, конечно, хорошо, но без развития тоже никуда

Playboy
Самба белого мотылька Самба белого мотылька

Яна Рудковская дебютирует в реалити-шоу на ТВ и на обложке «Татлера»

Tatler
Под чужую дудку Под чужую дудку

Эх, почему люди не ведут себя так, как мне хочется…

Cosmopolitan
Как воспитать ребенка-оптимиста Как воспитать ребенка-оптимиста

Способны ли мы привить детям позитивное отношение к миру

Psychologies
Огромные глаза и рост 194 см: необычные участники «Топ-модели по-американски» Огромные глаза и рост 194 см: необычные участники «Топ-модели по-американски»

Самые необычные участницы и участники за время проведения шоу

Cosmopolitan
Весь мир в телефоне: как фильм «Текст» по роману Дмитрий Глуховского стал гуманистическим манифестом Весь мир в телефоне: как фильм «Текст» по роману Дмитрий Глуховского стал гуманистическим манифестом

Разбираемся, почему фильм «Текст» — это гуманистический манифест

Forbes
«Мы думали, это весна». Стоит ли надеяться на либерализацию режима «Мы думали, это весна». Стоит ли надеяться на либерализацию режима

Хотя протесты стали достоянием истории, обсуждение их последствий продолжается

СНОБ
Клеевые пистолеты: выбираем лучшую модель для дома Клеевые пистолеты: выбираем лучшую модель для дома

Клеевой пистолет – это универсальный инструмент для склейки деталей

CHIP
Искусство удивлять Искусство удивлять

Екатеринбург стал заметной точкой на карте мирового современного искусства

Grazia
Консультант сериала «Триггер» Сергей Насибян: Психотерапевт должен быть аморален Консультант сериала «Триггер» Сергей Насибян: Психотерапевт должен быть аморален

Методика психолога Сергея Насибяна

СНОБ
Защита Силуанова: бизнесу гарантируют стабильные правила игры и компенсируют санкции Защита Силуанова: бизнесу гарантируют стабильные правила игры и компенсируют санкции

Для крупных инвесторов написали отдельный закон, гарантирующий им стабильность

Forbes
В моде интеллект: пять стартапов, меняющих fashion-индустрию В моде интеллект: пять стартапов, меняющих fashion-индустрию

Какие стартапы работают в направлении fashion-индустрии уже сегодня

Forbes
Где нужны мужчины-модели больших размеров Где нужны мужчины-модели больших размеров

Как возник и развивается рынок мужской одежды плюс-сайз в мире и в России

Esquire
За и против: почему нештрафуемый порог +20 км/ч нужно отменять За и против: почему нештрафуемый порог +20 км/ч нужно отменять

Почему нештрафуемые +20 км/ч нужно пересмотреть?

РБК
Идеи, теории и полимеры Идеи, теории и полимеры

А. А. Берлин — один из создателей научной школы по химической физике полимеров

Наука и жизнь
Пандемия фоторобот Пандемия фоторобот

Рано или поздно она случится: вспышка высоко заразной, летальной инфекции

Популярная механика
Открыть в приложении