Весь мир в телефоне: как фильм «Текст» по роману Дмитрий Глуховского стал гуманистическим манифестом
В российский прокат выходит жесткий и реалистичный фильм «Текст» по одноименному роману Дмитрия Глуховского. В кино много нецензурной лексики, есть откровенные и даже шокирующие кадры. Но все это, как утверждает наш кинообозреватель Денис Виленкин, не делает картину «чернухой». Разбираемся, почему «Текст» — это гуманистический манифест.
Студент-филолог Илья Горюнов (Александр Петров) опрометчиво ругается в коридоре с мамой, не пускающей сына в клуб, в итоге в сердцах толкает ее и убегает весело проводить выходной вечер. На дискотеку с проверкой заявляется полиция во главе с молодым лейтенантом Петром Хазиным (Иван Янковский). В ходе спецоперации в кармане Горюнова «находят» подкинутый пакетик с запрещенными веществами — и студент на семь лет отправляется за решетку. Выходит Горюнов — ни больше, ни меньше — героем времени. В свитере, почти как у Бодрова в «Брате», с уставшим лицом, серой щетиной и справедливым желанием понять, как же так может быть, что кто-то по своему желанию способен лишить человека целых семи лет жизни. Придя домой, Илья узнает, что маму увезли прошлой ночью с сердечным приступом — и ее не стало. Казалось бы, хуже быть уже не может, но от воспоминаний о ссоре на пороге и маминого супа на плите делается по-настоящему дурно. А когда суп кончится — мама навсегда покинет дом.
Стоит оговориться, что в обсуждении «Текста» совершенно не стоит бояться спойлеров: во-первых, книга Глуховского вышла два года назад. Во-вторых, трейлер безошибочно выдает нам сюжетную завязку. В руки к вышедшему после отсидки человеку попадает смартфон его убитого обидчика. Только на первый взгляд «Текст» может показаться картиной о том, что мобильные гаджеты стали облачными хранилищами наших душ, о том, что власть не всегда видит, как ей пользуются, и о том, как человек с говорящей фамилией Горюнов (да, почти как Голунов) очень актуально