Время для ралли
Тайминг – важнейший элемент любого вида спорта. Но где-то он просто ограничивает время выхода на арену, как в фигурном катании, а где-то от его идеальной точности зависит исход борьбы. Как, например, в чемпионате мира по ралли (World Rally Championship, WRC), где официальным хронометристом выступает швейцарская компания Certina.
Со стороны кажется, что раллийный тайминг намного проще, чем измерение времени в кольцевых автогонках. Действительно, на кольце все пилоты стартуют одновременно, замерять и сравнивать параметры приходится прямо по ходу заезда. В ралли же экипажи стартуют по очереди, с разбежкой в 120 с, и у хронометристов есть время спокойно разобраться.
Но это заблуждение. Дело в том, что хронометраж раллийных соревнований значительно сложнее. Хотя бы потому, что непосредственной борьбы нет, на глаз ничего не проверишь, а замер времени – это единственный способ определить победителя.
Сложности профессии
Каждый этап чемпионата мира по ралли делится на спецучастки – отрезки длиной от 2 до 30 км, имеющие самую разную конфигурацию, грязевые и асфальтовые, изобилующие поворотами и совершенно прямые. Суммарное время, за которое пилот проходит трассу, складывается из времени преодоления спецучастков.
Тут-то и начинаются тонкости хронометража. Например, точность измерения времени на спецучастках невелика – до 0,1 с, что в сравнении с точностью до 0,001 в IndyCar кажется чем-то несерьезным. Но этого достаточно: самым плотным финишем за всю историю WRC был разрыв в 0,2 с на ралли Иордании 2011 года, то есть случаев, чтобы два пилота показали одинаковый, вплоть до одной десятой, результат, пока не было. Но некоторые