Новая «Арктика»
Подходит к концу строительство первого атомохода по проекту ЛК-60Я. Такие суда станут универсальными, заменив несколько типов ледоколов прошлых поколений.
Кажется, что в ледокольном переходе до Северного полюса нет ничего сверхъестественного. Однако до космоса люди добрались на пару десятилетий раньше, чем до полюса. В 1977 году атомный ледокол «Арктика» прошел более 3850 морских миль, включая 1200 миль многолетнего льда. Мощности в 75 тысяч лошадиных сил судну часто не хватало. То и дело оно не могло идти даже на минимальной скорости, продвигаясь вперед толчками: удар – вперед на несколько метров – задний ход – разгон и новый удар.
С того героического похода прошло более 40 лет. Легендарная «Арктика» закончила службу и скоро отправится на утилизацию. Тем временем на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге проходят ходовые и ледовые испытания ее сменщика, ледокола «Арктика», построенного по новому проекту ЛК-60Я. Предполагается, что такие суда заменят и ледоколы проекта «Арктика», использовавшиеся для прохода по Северному морскому пути, и более поздние суда класса «Таймыр», которые имеют меньшую осадку и занимаются проводкой судов в устья сибирских рек.
Как один проект может заменить сразу два разных типа ледоколов? Все дело в двухосадочной конструкции. Заполняя балластные емкости водой, «Арктика» способна менять глубину погружения от 8,5 м для прохода по рекам до 10,5 м для работы в открытом море. Этот универсальный тип поможет снизить стоимость эксплуатации ледокольного флота.
Одноместные номера
У стенки дока на Балтийском заводе они стоят рядом – головное судно «Арктика» и строящаяся по тому же проекту «Сибирь». «Сибирь» еще одета лесами, а вот готовность «Арктики» уже превышает 93%. Ходовая часть и энергоустановка, а также все наиболее важные для плавания части судна завершены, и оставшиеся проценты относятся в основном к элементам внутренней и чистовой отделки. С декабря 2019 года по февраль 2020-го ледокол проходил ходовые, а затем и ледовые испытания.
Внутри судна тепло и просторно: тут нет узких проходов и крутых лестниц, как на военных судах, а жилая зона напоминает вместительный старинный отель. Широкая винтовая лестница поднимается на шесть этажей, в стороны от нее расходятся коридоры с каютами. На время строительных работ стены жилого сектора закрыты картоном, но, если заглянуть под него, можно увидеть покрытие под светлый орех, умиротворяющее и аккуратное. В отличие от легендарного тезки, у новой «Арктики» нет общих кубриков – все каюты одноместные, и даже в самой небольшой есть кровать, диванчик, письменный стол и небольшой телевизор, туалет и душ. А уж каюты капитана и первого помощника – это и большие жилые комнаты, и помещения для совещаний. Такие апартаменты даже по меркам настоящего отеля потянут как минимум на люкс.