Назло рекордам
Человечество всегда стремилось к рекордам. Они сулили славу и во многих случаях – гигантские прибыли. Особенно если дело касалось скорости. Однако постепенно лишние метры в секунду и километры в час обернулись против нас: они оказались дороже, стали приводить к катастрофам и забирать жизни. В итоге мир замедлился.
На земле
Автомобили, пожалуй, самый излюбленный и наиболее доступный (на протяжении большей части прошлого века) способ поставить рекорд скорости. Первую сотню километров в час удалось преодолеть еще 120 лет назад, а в 1927 году машину разогнали уже до 326 км/ч. В 1997 году британец Энди Грин на реактивном автомобиле Thrust SSC и вовсе развил невероятные 1228 км/ч. На очереди проект сверхскоростного Bloodhound LSR, который планирует преодолеть отметку в тысячу миль в час (1609 км/ч). Но так быстро никому не нужно!
Основная причина отказа от любых скоростей – экономическая. Взять обычный автомобиль: чем больше скорость, тем больше двигатель потребляет топлива. Для бензиновых и дизельных автомобилей это еще не так критично, а для новомодных электромобилей – смерти подобно. Если выжать из электромотора все соки да убрать все ограничения, то на полном ходу и без того скудный запас хода начнет сокращаться вдвое, втрое и т. д. Удел современного колесного электротранспорта – городские пробки, где машины чаще используют рекуперативное торможение, возвращающее энергию назад в батареи, и проезжают большие расстояния.
Для традиционных автомобилей с ДВС тоже не все так радужно. Сохранение жизни водителя и пассажиров является одной из главных задач автопроизводителей, на которой они в том числе создают свой имидж. Этим идеям противостоит физика: что толку от подушек безопасности и кузова из сверхпрочных сталей, если на скорости 200 км/ч вам в лоб вылетает другой лихач? Дело дрянь: избежать столкновения неподготовленный человек в большинстве случаев не сможет. Вот мы и слышим заявления наподобие тех, что недавно озвучила компания Volvo: с 2020 года максимальная скорость всех шведских автомобилей будет ограничена на отметке 180 км/ч. Как говорится, тише едешь – дальше будешь.
В воздухе
Что если взять специально обученных людей, которые со скоростью на «ты», которых тренируют для каждой нештатной ситуации? Им наверняка можно вверить технику, которая покажет рекордные результаты и окажется востребованной.
Так думали авиационные конструкторы XX века, но в итоге два самых быстрых пассажирских самолета – Ту-144 и «Конкорд» – окончили свои дни в музеях. Советский сверхзвуковой лайнер мог развивать крейсерскую скорость в 2 Маха, или примерно 2125 км/ч, что вызывало у него непомерный аппетит: самолет съедал до 39 т керосина в час. Для сравнения: Ту-154 расходовал до 6,2 т горючего в час, а самый большой современный пассажирский самолет Airbus A380 потребляет примерно 12 т топлива каждые 60 минут полета. Катастроф с большим количеством пассажиров на борту Ту-144 удалось избежать (фатально разбился только один экземпляр во время показательных