Имею скафандр, готов путешествовать
Давайте представим, что мы перенеслись на сколько-то лет вперед. Нас не интересуют выборы и спортивные чемпионаты, тем более что на космодроме уже стоит сверхтяжелая ракета, теоретически способная доставить колонистов на Марс. Допустим, завершена даже разработка обитаемой капсулы, а претенденты прошли отбор и подготовку. Дело за малым – им понадобятся скафандры, даже целый комплект на каждого: отдельный на случай аварии, для выходов в космос и, конечно, отдельный – для работы на будущей марсианской базе. Но если новые тяжелые ракеты уже готовятся к запускам, то скафандров для других планет у человечества нет даже в перспективе.
Начнем со взлета и орбитальной стыковки с разгонным блоком. Во время таких операций космонавтам требуется страховка на случай разгерметизации кабины – аварийно-спасательный скафандр (АСС). Он не рассчитан на по-настоящему длительное ношение и должен лишь обеспечить временную безопасность. Такой скафандр легко надевается и снимается, сочетается с амортизационным креслом и подгоняется под индивидуальные габариты каждого космонавта. Сегодня людей на МКС доставляют российские корабли «Союз», на которых используются 10-килограммовые АСС «Сокол», созданные в НПП «Звезда».
Первое поколение их появилось еще в 1973 году, и, несмотря на многочисленные модификации, основа «Соколов» остается прежней: снаружи силовая оболочка из прочного лавсана, внутри герметичный воздухонепроницаемый слой из тщательно прорезиненных капрона и трикотажа. Встроенная система вентиляции обеспечивает охлаждение, а в случае разгерметизации в шлем подается чистый кислород. На всех знакомых нам предстартовых фотографиях космонавты одеты именно в «Соколы», а небольшие чемоданчики у них в руках – это внешний вентилятор-кондиционер: когда они заберутся в космический корабль, они подключат скафандры к его системе жизнеобеспечения.
Американский аналог «Соколов» – аварийно-спасательные ACES (Advanced Crew Escape Suit), выделяющиеся броским оранжевым цветом. В целом они весьма похожи на советско-российские варианты, разве что дополнены средствами безопасности на случай посадки на воду – теплозащитой, привязной парашютной подвеской и плавательным устройством, так что масса ACES составляет уже 18 кг. Теоретически, модифицированные версии «Соколов» и ACES можно использовать и при будущем полете на Марс. Но на этом все только начинается.
Выходные костюмы
Полет к соседней планете будет долгим, и случиться может всякое, поэтому без скафандра для внекорабельной деятельности (ВКД) космонавтам просто не обойтись. Это уже гораздо более сложная и дорогостоящая конструкция, рассчитанная на полуавтономную многочасовую работу в открытом космосе. В таком снаряжении используются сложные системы терморегуляции, подачи кислорода и воды, связи с материнским кораблем, защиты от микрометеоритов и солнечной радиации. Этот скафандр – маленький космический корабль, рассчитанный на одного. Их не надевают, в них входят – уже в шлюзовой камере, – используя расположенный на спине люк.