Популярная механикаСтиль жизни
Мастер мира
В ночь с 31 декабря на 1 января 2021 года без десяти минут полночь Жан-Мишель Жарр начал свой невероятный 45-минутный VR-концерт в соборе Нотр-Дам де Пари, восстановленном в виртуальной реальности. О том, как 73-летнему французу удается уже полвека оставаться главным киберпанком на планете и как вообще получилось провернуть подобное мероприятие в разгар пандемии, «Популярной Механике» рассказал Георгий Молодцов, режиссер этого концерта.
Восторженные подростки, фанатевшие когда-то по ультрамодной электронной музыке Жан-Мишеля Жарра, уже давно сами стали дедушками и бабушками, а бодрый французский пенсионер продолжает делать шоу будущего, приводя в восторг уже внуков своих прежних поклонников.
Нельзя сказать, что в VR Жан-Мишель был пионером – в апреле 2020 года Трэвис Скотт собрал на свой виртуальный 10-минутный концерт в Fortnite 12,3 млн человек. Но это выступление было не столько концертом, сколько клипом, который разработчики Fortnite делали целый год. То же можно сказать и об онлайн-трансляциях живых концертов: здесь перед сценой ставят камеру на 360 градусов и просто выдают в Сеть сферическое видео.
Идея
Выступление в Нотр-Дам де Пари придумали не на пустом месте – летом 2020 года Жан-Мишель Жарр отыграл в виртуальной реальности на платформе VRChat концерт в рамках ежегодного французского фестиваля-события Fête De La Musique. Для помощи в организации трансляции тогда пригласили Георгия Молодцова, имеющего большой опыт проведения международных VR-кинофестивалей в виртуальной реальности, в частности на платформе VRChat. Концерт был подготовлен всего за три недели, и, хоть и произвел больше впечатление, оставил команду с ощущением, что можно было сделать и лучше.
В конце того же года у Жан-Мишеля выходил новый альбом Welcome To The Other Side, который Sony Music захотела поддержать масштабным мероприятием, в идеале – сыграть в новогоднюю ночь перед Нотр-Дамом, где в это время собирается много народа и происходит основное веселье. Но в самом начале осени стало понятно, что из-за пандемии провести реальное мероприятие не удастся. Так возникла идея концерта в виртуальном Нотр-Дам де Пари. Георгия снова позвали в проект.
Тем временем выяснилось, что еще до знаменитого пожара 2019 года компания Ubisoft в течение двух лет кропотливо сканировала интерьеры собора для своей игры Assassin’s Creed и самые точные данные о Нотр-Даме остались у нее. Компания поступила достойно: бесплатно предоставила всю информацию для нужд реставраторов и других культурных проектов. А новогодний концерт Жан-Мишеля, безусловно, был культурным проектом.
Упаковка
Первым, с чем столкнулись организаторы, стала необходимость переупаковки гигантских объемов первоначальной модели собора, десятки гигабайт, под ограничения платформы VRChat – 300 Мб в версии для PC и 100 Мб – для VR-гарнитур типа Oculus Quest 2. Этим занимались партнеры генерального подрядчика проекта, французской компании VrrOOm. Все залы и пространства собора, которые не требовались для концерта, максимально оптимизировали, включая знаменитые витражи. Вторая задача оказалась противоположной, но не менее сложной: аватар Жан-Мишеля должен был выглядеть лучше, чем на летнем виртуальном концерте, – чтобы его рука смотрелась рукой, движения оставались естественными и можно было показывать музыканта крупным планом. К этому нужно добавить уникальную сценографию и 3D-маппинг, переосмысленный командой под виртуальную реальность на